Формирование коммуникативных учебных действий в условиях реализации ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:55, статья

Описание работы

Программа формирования универсальных учебных действий в фгос предназначена для того, чтобы развить у обучаемых навыки учебной деятельности, вооружить их такими умениями, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения. Среди универсальных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме того, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими.

Файлы: 1 файл

выступление.doc

— 31.00 Кб (Скачать файл)

Формирование  коммуникативных учебных действий в условиях реализации ФГОС

Программа формирования универсальных учебных действий в фгос предназначена для того, чтобы развить у обучаемых навыки учебной деятельности, вооружить их такими умениями, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения. Среди универсальных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме того, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими.

Коммуникативные УУД  содержат следующие действия:

    • Работа с информацией
    • Поиск информации из различных источников
    • Адекватное понимание информации
    • Речевая деятельность
    • Навыки сотрудничества

    Необходимо начать формирование коммуникативных универсальных учебных действий именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Коммуникативная компетентность формируется, а не возникает на пустом месте. Основу ее формирования составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. В частности, такие учебные предметы, как русский язык, литературное чтение обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, способствуют развитию коммуникативной компетентности.

   Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке я использую игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

     На  уроках литературного чтения обеспечивается формирование коммуникативных универсальных учебных действий при:

1) слушании, чтении(рассказа) учителя, фиксировании его темы, ключевых слов;

2) подготовке устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);

3) инсценировании и драматизации;

4) устного словесного рисования;

5) творческого пересказа текста от лица разных героев – персонажей;

       На уроках русского языка используются типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий:

– «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю о словах, называющих предмет (признак предмета)». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь свою мысль подтвердить примером».

– «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения – просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Не забудь выделить запаятыми слова-обращения, слово «пожалуйста».

В курсе математики можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

К первому  направлению можно отнести все  задания, с проговариванием вслух при изучении новой темы, задания повышенной трудности.

Ко второму  направлению формирования коммуникативных  универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе.

     Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.

          Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх  

      Формировать коммуникативные умения работы в парах нужно постепенно, определенными этапами.

     Первый этап: раздаю ребятам листы, на которых надо сделать штриховку фигурок. В конце урока провожу рефлексию, в ходе которой выясняется, что если бы ученики работали в паре, то справились бы с заданием. У детей возникает потребность работать сплочённо.

    Второй этап: формирование у учащихся умения согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы. Работа строится по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы. Ребята делают аппликацию, распределив обязанности, но не спланировав при этом работу и не представив конечный результат. Поэтому у некоторых в выполненном задании нет соответствия в цвете, расположении. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу, надо согласовать.

   Третий этап: осознание учащимися норм простой коммуникации. Поэтому взаимодействие в парах организую по типу простой коммуникации, где ученики пытаются понять высказывание друг друга. Таким образом, в сотрудничестве создаются комфортные условия для общения учащихся, что позволяет построить субъектные отношения по типу: ученик↔ученик, ученик↔учитель. К концу первого класса формируются коммуникативные умения, формируется дружный коллектив. 

      Занятия кружка «Творческая мастерская»  также способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий, где  происходит развитие литературных способностей и творческого воображения при таких заданиях,как:

1. «Рассказ от первого  лица»:

– рассказать, опираясь на электронную наглядность, от лица журавля о том, как его угощала лиса;

– представлять повествование от имени предмета, например, слайд-шоу «История из жизни горошинки»

2. «Сказка в заданном ключе»:

– ввести в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик»;

– сочинить новую сказку с созданием к ней электронных рисунков.

3. «Изменение сказочной развязки»:

– придумать другое окончание сказки, рассказа.

  Часто в процесс урока включаю сюжетные игры. Эти игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика, учащиеся выполняют  определенные  роли,  проигрывают определенный  сценарий,  диалог.  Например,  диалог  от  имени  животных   и  растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки,  Е.  Чарушина. Сюжетная игра не занимает  много  времени,  дети  с  интересом  и  вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры  может  быть  массовой.  Например,  при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся  выступают  в  роли  геологов, которые  путешествуют  по  родному  краю  и  открывают  различные   полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный  знак,  показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.

   На  уроке  окружающего мира  ввожу деловую  игру. Примером  таких игр являются  игры-путешествия.  Они,  как   и   сюжетные   игры,   способствуют углублению,  закреплению   учебного   материала,   позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизация учащихся так же  достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России  учащимся можно предложить такие ситуации:  один из вас капитан, другой  -  штурман. Надо  выбрать  маршрут  плавания  по  Волге,  поставить   цель   экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

      Деловая  игра  развивает  у  детей  фантазию,  но  фантазию  реальную, основанную  на   приобретенных   знаниях,   учит   рассуждать,   сравнивать, доказывать, рассказывать.

     Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Сформированность  коммуникативных универсальных  учебных действий обеспечивает развитие готовности к общению, приводит к  соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать, проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие способности при общении с окружающими.

    В заключение хотелось бы сказать, что формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.

 

 


Информация о работе Формирование коммуникативных учебных действий в условиях реализации ФГОС