Философия и литература в романе М. Ю. Лермонтова «Герои нашего времени»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 17:59, реферат

Описание работы

Работу над романом Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В 1839 году в журнале «Отечественные записки» появились две повести – «Бела» и «Фаталист», в начале 1840 года там же увидела свет «Тамань». Все они шли под рубрикой «Записки офицера на Кавказе». К «Фаталисту» редакция журнала сделала примечание: «С особенным удовольствием пользуемся случаем известить, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издает собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных. Это будет новый прекрасный подарок русской литературе».

Содержание работы

Введение
Лермонтовские герои
Нравственные проблемы романа
Нравственно-психологический роман
Замысел и композиция романа
Психологизм романа
Афористичность романа
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

фил и лит.docx

— 36.37 Кб (Скачать файл)

Герой относится к фатализму предков  двойственно: с одной стороны  он иронизирует над их наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера - благо. Но, отвергая наивную прежнюю веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся "над всем на свете"... А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека.

Показывая мужество своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу  личности. Григорий Александрович очень  дорожит своей свободой: " Я  готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь  на карту, но свободы своей не продам". Но такая свобода без гуманистических  идеалов связанна с тем, что Печорин  постоянно пытается подавить голос  своего сердца: "я давно уже  живу не сердцем, а головой". 
Однако Печорин не самодовольный циник. Выполняя "роль палача или топора в руках судьбы", он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман - это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а может быть гениальному человеку который не смог "угадать своего высокого назначения"

 

Замысел и композиция романа

Сравним предисловие автора к роману и  к журналу Печорина. В этих предисловиях много загадок, отчасти они противостоят друг другу. 
В предисловии к роману герой характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». В предисловии к журналу Печорина автор надеется, что читатели «найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры, обвиняли человека».

В предисловии  к роману автор говорит об иронии как о предпочтительной для себя позиции: «Наша публика так еще  молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит  нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Она еще не знает, что в порядочном обществе и в  порядочной книги явная брань  не может иметь места; что современная  образованность изобрела оружия более  острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар». Можно подумать, что иронией пронизано отношение автора к Печорину. Но о какой «одежде лести» по отношению к герою может идти речь, если ситуации романа обвиняют его а дневник полон саморазоблачений? Да и предисловие к журналу Печорина не позволяет считать иронию мерилом авторского отношения к герою.

Разорванная композиция романа подчеркнуто, значима; смена рассказчиков не только постепенно открывает Печорина читателю, но и  все больше оправдывает героя. Сталкивая  своего героя с разными людьми, Лермонтов все глубже показывает его неординарность, внутреннюю силу, масштабность личности. Печорин неизменно  оказывается сильнее и благороднее  тех, с кем сталкивает его судьба. В «Фаталисте» он сражается уже  не с людьми, а с самой судьбой, бросая ей вызов. Но все эти победы Печорина не приносят ему ни чести, ни нравственного удовлетворения. Ведь каждая часть «Героя нашего времени» представляет собой попытку Печорина приблизиться к людям, узнать их или  найти некое гармоничное равновесие в отношениях с ними. И всякий раз конфликт оказывается непреодолимым, пропасть между ним и людьми – еще более глубокой. Печорин не только сеет зло вокруг себя, но все явственнее обнаруживает зло в мире. Это делает его родственным шекспировскому Гамлету.

Лермонтов, как и Шекспир, пишет не прокурорский монолог, а трагедию, в которой  судить героя никто из тех, кто  с ним рядом, не вправе. Печорин  сам судит и казнит себя. И это  его право подчеркнуто композицией, в которой последний рассказчик – Печорин. За ним остается высокое  право суда. От внешнего, непроницательного  взгляда Максима Максимыча через более глубокий, внимательно-сочувственный взгляд «странствующего офицера» к трагической исповеди героя – такова последовательность авторской оценки в романе.

Психологизм романа

Роман проникнут единством мысли, и  поэтому, несмотря на его эпизодическую  отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько  превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут все выходит  из одной главной идеи, и все  в нее возвращается. В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся  все, и потому роман должен возбудить  всеобщее внимание, весь интерес нашей  публики. Глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины, простота, художественная обрисовка характеров, богатство содержания, неотразимая прелесть изложения, поэтический язык, глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широкость и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие эстетической жизни, самобытность и оригинальности – вот качества этого произведения, представляющего собою совершенно новый мир искусства. Все это заставило нас обратить на него полное внимание и основательно познакомить с ним наших читателей, раскрыв перед ними богатство, заключающееся в нем эстетической жизни.

Появление прекрасного романа Лермонтова вдвойне  отрадно: он доставляет публике предмет  истинного эстетического наслаждения  и уверяет ее, что русская литература еще не умерла, а только спит, как  очаровательная красавица, уста которой  изредка лепечут пленительными  грезами. Да, такой роман, как «Герой нашего времени», был бы важным явлением во всякой литературе, а как явление  русской литературы он достаточно вознаграждает  за все ее произведения, о которых  постоянно рассуждают журналы.

По  мнению Лермонтова трагедия его времени  не только в том, что «люди терпеливо  страдают», но и в том, что «большинство страдает, не осознавая этого». В  этом смысле в Печорине как художественном типе запечатлен процесс огромной исторической важности – интенсивного развития общества и личного самосознания в России 30-х годов и, когда  невозможность прямого общественного  действия способствовала самоуглублению личности, от конкретно-социальных вопросов вела к вопросам общим – историческим и нравственно-филосовским.

Развернутое изображение «истории души человеческой», повышенный интерес к «внутреннему человеку» закономерно привели  Лермонтова к подлинному психологизму. Одна из заслуг Лермонтова – углубление представлений о реальной сложности  природы человека и многомерности  структуры человеческой личности. Печорин  неоднократно говорил то своей действительности. Но это не результат столкновения «естественного» и «социального»  в нем, как считают некоторые  исследователи. Начальной ступенькой концепции человека, развитой в романе, можно считать лермонтовское решение вопроса о соотношении природно-физиологического и духовного начал.   

 

 

 

 

Афористичность романа

Весь  роман Лермонтова проникнут афористичностью  и философской лирикой: краткие  изречения, оригинальные мысли, житейские  мудрости, нравоучения. Во главу угла ставятся вопросы смысла человеческой жизни, предназначения человека, добра  и зла. Мы можем найти и отдельные  слова и выражения, содержащие в  себе сатирические или юмористические нотки. Порой Лермонтов специально «искажает» слова, чтобы высмеять человека или какие-либо стороны русской  действительности. Вот, например,  как описывает Максим Максимыч Печорина: «Славный был малый смею вас уверить; все иззябнут, а ему все равно; как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха». 
В речи его героев много вопросительных и восклицательных предложений, которые передают эмоциональное состояние человека: «Как это скучно!

- Эй, любезный! – закричал часовой,  махая ему рукой, - подожди маленько, что ты крутишься, как волчонок?». Каждый лермонтовский образ индивидуален, так как их речь – это галерея личностей. Простодушный и простой Максим Максимыч добрый и отзывчивый, хорошо чувствующий человеческую душу, часто не знающий что сказать и ответить, потому что душа переполняется чувствами. И речь его такая же простая и незамысловатая: «Что ты? Что ты? Печорин?.. Ах, Боже мой!.. да не служил ли он на Кавказе?..» - воскликнул Максим Максимыч, дернув меня за рукав. У него в глазах сверкала радость.

И тут  же рядом холодный и эгоистичный  Печорин, отвечающий на приветливые  слова Максим Максимыча резкими,  холодными фразами: «Еду в Персию. Мне пора. Мне нечего вам рассказывать. Чего вы хотите?». Простые слова контрабандистов, грустная, задумчивая песня девушки:

«Как по вольной волюшке – 
По зелену морю 
Ходят все кораблики 
Белопарусники. 
Промеж тех корабликов 
Моя лодочка, 
Лодка неснащеная, 
Двухвесельная. 
Буря ль разыграется – 
Старые кораблики 
Приподымут крылышки, 
По морю размечутся. 
Стану морю кланяться 
Я низехонько: 
“Уж не тронь ты, злое море, 
Мою лодочку: 
Везет моя лодочка 
Вещи драгоценные, 
Правит ею в темну ночь 
Буйная головушка”» 
Светские, пустые разговоры «водяного общества». 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, роман Лермонтова «Герои нашего времени» представляет из себя роман-эпиграмму, насыщенный афоризмами, метко раскрывающимися в речи героев. Автор показывает разнообразные личности, наделенные разными чертами, философски подходит к рассуждению вечных проблем жизни. Внутренний мир человека, является главной темой изучения писателя.

Для лермонтовской концепции личности, равно как и для понимания художественной новизны образа Печорина и общечеловеческой ценности романа в целом, существенно выраженная в нем ориентация на выявление родового начала в человеке. Русская философская и литературно-эстетическая мысли во многом приближалась к такому пониманию проблемы. Соотношение в человеке видового и родового, конкретно-исторического и общечеловеческого начал с развитием литературы все определеннее выступает как главный ее предмет. Лермонтов руководствовался, конечно, не только философскими концепциями, сколько интуицией гениального художника, сквозь «холодную кору» сословно-видовой характерности своих героев прозревавшего их «настоящую природу человека». Общечеловеческие, социально-родовые стороны Печорина приходят в столкновение с их конкретным социально-видовым воплощением.

Происходит  распадение личности на «внутреннего»  и «внешнего» человека. Не случайно в первой же рецензии на «Героя нашего времени» Белинский отмечал: «В основной идее романа Лермонтова лежит важный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все». Вместе с тем противоречие родовой сущности героя его существованию порождает  разлад «между глубокостию натуры и жалостию действия одного и того же человека». Как личность Печорин шире ограниченных пределов его времени и среды. Однако стремление к свободному выбору своих жизненных позиций в крепостнической России сталкивалось с предопределенностью общественного статуса человека.

Постоянно воспитывая и тренируя волю, Печорин  использует ее не только для подчинения людей своей власти, но и для  проникновения в тайные пружины  их поведения. За ролью, за привычной  маской он хочет рассмотреть лицо человека, его суть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

В. А. Мануйлов «Герой нашего времени» Комментарий. Ленинград «Просвещение» Ленинградское  отделение 

Сборник статей. М. Ю. Лермонтов в русской  критике. Москва «Советская Россия» 

И. Е. Каплан «Анализ произведений русской  классики», «Критическая литература» 

П. Г. Пустовойт «Хрестоматия историко-литературных материалов»

Ю. В. Лебедев. Русская литература XIX века. Москва «Просвещение»

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. Княгиня Лиговская. Дрофа. Вече. Москва

Удодов  Б.Т. «Герой нашего времени»: Москва; Просвещение, 191 с.

  М.Ю. Лермонтов «Герой нашего  времени».

Э. Герштейн «Герой нашего времени»: Москва; «Художественная литература»

  Белинский В. Г. «Герой нашего  времени»: Москва; «Рипол Классик».

http://www.lermontov.info/hero-epigram9.shtml

http://www.kostyor.ru/student/?n=81

 

 

 


Информация о работе Философия и литература в романе М. Ю. Лермонтова «Герои нашего времени»