"Божественная комедия" Данте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

Ф.Энгельс писал о нём в предисловии к итальянскому изданию «Манифеста Коммунистической партии»: «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это - итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени.
Глубоко злободневным было величайшее творение Данте «Божественная комедия», которую В.Г. Белинский назвал «истинной илиадой средних веков»; по словам великого русского критика, поэма Данте выразила собой «всю глубину духовной жизни своего времени, в свойственных этой жизни и этому времени формах».

Содержание работы

Введение
1. Италия ХIII-ХIV вв.
2. Жизнь и деятельность Данте
3. «Божественная комедия»
4. Жанр и сюжет
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

filosofia doklad.docx

— 36.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Италия ХIII-ХIV вв.

2. Жизнь и деятельность  Данте

3. «Божественная комедия»

4. Жанр и сюжет

5. Заключение

6. Список использованной литературы

Введение

В конце ХIII-начале ХIV в. в Италии выступает великий поэт Данте Алигьери.

Ф.Энгельс писал о нём  в предисловии к итальянскому изданию «Манифеста Коммунистической партии»: «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической  эры отмечены колоссальной фигурой. Это - итальянец Данте, последний  поэт средневековья и вместе с  тем первый поэт нового времени.

Глубоко злободневным было величайшее творение Данте «Божественная  комедия», которую В.Г. Белинский  назвал «истинной илиадой средних  веков»; по словам великого русского критика, поэма Данте выразила собой «всю глубину духовной жизни своего времени, в свойственных этой жизни и этому  времени формах». В «Божественной  комедии» как и в других своих  более ранних произведениях, Данте  еще влачит тяжелый груз теологических  схоластических образов и представлений, завещанных ему средними веками. Вместе с тем он уже обнаруживает замечательно острое чувство жизни и огромную силу критической мысли, которые  делают его первым подлинно великим  поэтом нового времени. С большим  уважением относится он к античной культуре, вскоре ставшей знаменем гуманистов. Он ценит в человеке пытливый дух, на которые в средние  века взирали как на один из самых  тяжких грехов. Его манит мир земных человеческих чувств и страстей. При  этом, о чем бы он ни повествовал, Данте никогда не бывает безучастным  наблюдателем совершающихся событий. Он страшно ненавидит пороки своего времени. Он всегда готов обрушиться на тех, из-за кого, по его мнению, страдает Италия, раздираемая вечными междоусобиями. У него на все свой определенный взгляд. Он беспощадный судья и  пламенный трибун. Он презирает малодушие, обличает измену и своекорыстие чувств, он не останавливается перед самой  беспощадной критикой пороков папской  курии и даже самому Бонифацию VIII отводит место в аду.

Замечательно  политическое мастерство Данте - его  сжатый, чеканный стиль, его умение скупыми средствами создавать очень рельефные, незабываемые образы. Особенно примечательны в этом отношении образы «Ада», « начертанные гением сурового Данте» (В.Г.Белинский. Сочинения Александра Пушкина, ст.II)

1. Италия ХIII-ХIV вв.

В предисловии к «Манифесту Коммунистической партии» объяснена  и причина, почему «первый поэт нового времени» появился именно в Италии. «Первой капиталистической нацией была Италия», - пишет Энгельс. В этой стране, расположенной на торговых путях из Европы в Азию, раньше, чем  в других странах, развивалась мощная торговля, и появились зачатки  капиталистической промышленности. В городах Северной Италии в XIII в. выросла сильная буржуазия, которая, опираясь на народ, лишила феодалов их прежней власти, создала и возглавила городские самоуправления (города - коммуны).

Самым передовым городом  в общественно-экономическом отношении  была Флоренция - родина Данте, ставшая  первым центром новой культуры. Здесь  развивалась бурная политическая жизнь. Одновременно с борьбой буржуазии  против феодалов возникла борьба между  буржуазной верхушкой, т.е. богатыми купцами, промышленниками и ростовщикам, прозванными «жирным народом», и  широкими массами горожан - «тощим народом», протест которого выливался в  форму ересей и порой приводил к восстанию.

В этих новых общественных условиях формировался Данте Алигьери как человек и поэт.

2. Жизнь и деятельность  Данте

Данте Алигьери (1265-1321) происходил из обедневшей дворянской семьи. Он получил прекрасное по тому времени образование в богословском духе, однако был хорошо знаком и с античной литературой, особенно с творчеством Вергилия, который стал его любимым писателем.

Из книги Данте «Новая жизнь» мы узнаём историю его любви, зародившейся ещё в детстве, к  девочке Беатриче, дочери соседа, с  которой Данте встретился на весеннем празднике в доме её отца. Беатриче (Биче) Портири - реально существовавшее лицо. Данте позднее встречался с  нею, когда она была уже взрослой девушкой, а затем замужней женщиной, и поклонялся ей в духе возвышенной  любви, отчасти похожей на рыцарскую. Беатриче умерла молодой. Её образ, предельно  идеализированный, стоит в центре всего творчества Данте. Об этой любви  Данте рассказывает в книге «Новая жизнь», где прозаическое повествование  чередуется со стихами.

Буржуазное развитие Италии настоятельно выдвигало задачу объединения  страны. На этой почве происходила  ожесточённая борьба двух партий: гвельфов - поборников объединения под властью  римского папы и гибеллионов - сторонников  германского императора. Данте Алигьери по традиции своей семьи состоял  в партии гвельфов. В 1300 г. она раскололась  на так называемых «чёрных» и «белых» (названия по цвету гербов двух семейств). Кроме сложной борьбы социально-экономических  интересов, толчком к расколу  послужили интриги папы Бонифация VIII: он задумал полностью подчинить себе Флоренцию, сделав своего родственника её властителем. «Чёрные» поддерживали папу, «белые», в том числе Данте, яростно восстали против его происков. Будучи дворянином, Данте, однако, присоединяется к горожанам, отстаивающим свободу города-республики, и выступает за союз с широкими массами народа. Бонифаций с помощью наёмного французского полководца добивается победы своих сторонников и разгрома «белых». В 1302 г. Данте был приговорён к изгнанию и больше не возвращается в родной город. В последние годы жизни Данте скитается по разным городам Северной Италии.

3. «Божественная  комедия»

В течение многих лет на чужбине Данте вынашивал  и обрабатывал своё величайшее создание - поэму «Божественная комедия». Он закончил её, по-видимому, незадолго  до смерти. Произведение это - итог всей его жизни - даёт широчайшую картину  представлений Данте о мире, о  действительности и пламенную проповедь  дорогих ему идей. «Божественная  комедия» - высшее достижение средневековой  культуры и знаменует собой переход  к новой эпохе.

4. Жанр и сюжет

Поэма не только является итогом развития идейно-политической и художественной мысли Данте, но даёт грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, перекидывая от неё мост к культуре Возрождения. Именно как автор «Божественной  комедии» Данте является в одно и  то же время последним поэтом средних  веков и первым поэтом нового времени. Все противоречия идеологии Данте, отражённые в других его произведениях, все многообразные аспекты его  творчества как поэта, философа, учёного, политика, публициста слиты здесь в величавое, гармоничное художественное целое.

Наименование  поэмы нуждается в разъяснении. Сам Данте назвал её просто «Комедия», употребив это слово в чисто  средневековом смысле: в тогдашних  поэтиках трагедией называлось всякое произведение с благополучным началом  и печальным концом, а комедией - всякое произведение с печальным  началом и благополучным, счастливым концом. Таким образом, в понятие  «комедия» во времена Данте не входили ни драматургическая специфика  этого жанра, ни установка обязательно  вызвать смех. Что касается эпитета  «божественная» в заглавие поэмы, то он не принадлежит Данте, и утвердился не раньше XVI в., притом отнюдь не с целью обозначения религиозного содержания поэмы, а исключительно как выражение её политического совершенства.

Как и другие произведения Данте, «Божественная комедия» отличается необыкновенно чёткой, продуманной  композицией. Поэма делится на три  большие части («кантики»), посвящённые  изображению трёх частей загробного мира, согласно учению католической церкви, - ада, чистилища и рая. Каждая из трёх кантик состоит из 33 песен, причём к первой кантике добавляется  ещё одна песнь (первая), носящая  характер пролога ко всей поэме. Так  получается общее число 100 песен  при одновременно проводимом через  всю поэму троичном членении, находящем  выражение даже в стихотворном размере  поэмы (она написана трёхстрочными  строфами - терцинами).

Господство в композиционной структуре поэмы числа 3 и производного от него 9 объясняется его мистическим  значением (символизация христианской идеи о троице). В «Божественной  комедии» на числах 3 и 9 основана вся  архитектоника загробного мира. Она  продумана Данте до мельчайших подробностей, вплоть до точного обозначения всех пространственных и временных моментов. Сюда можно добавить, что каждая кантика кончается одним и  тем же словом «звёзды» (stelle), что имя Христа рифмуется только с самим с собой и в аду вовсе не упоминается, как и имя Марии, и т.д.

Поэма задумана в средневековом  жанре видения, т.е. рассказа о путешествии по загробному миру. Она построена на целой системе символов - образов, которым придан второй, иносказательный смысл (ими всегда широко пользовались богословы). Данте повествует о том, как он однажды заблудился в тёмном лесу, под которым, по-видимому, подразумеваются заблуждения и греховные нравы. Три зверя - лев, пантера и волчица - преграждают ему дорогу; это символические образы трёх грехов - властолюбия, честолюбия и алчности. На помощь ему приходит незнакомец, который оказывается духом его любимого писателя Вергилия. В поэме он символизирует светскую (не церковную) науку.

Вся первая песнь поэмы - сплошная аллегория. В религиозно-моральном  плане она истолковывается следующим  образом: дремучий лес - земное существование  человека, полное греховных заблуждений; три зверя - три главных порока, губящих человека (лев - гордость, волчица - алчность, пантера - сладострастие); Вергилий, избавляющий от них поэта, - земная мудрость (философия, наука), Беатриче - небесная мудрость (разум - преддверие веры).

Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую  в средневековых «видениях» обычно исполнял ангел. Этот смелый приём находит  объяснение в том, что Вергилия считали  в средние века провозвестником  христианства. Вергилий проводит Данте через ад и чистилище, чтобы указать ему путь к спасению души.

На смену Вергилию приходит Беатриче, которая становится водительницей Данте по небесному  раю, ибо для созерцания божественной награды, даруемой праведником за их заслуги, земная мудрость уже недостаточна: необходима небесная, религиозная мудрость - богословие, олицетворенное в образе возлюбленной поэта. Она возносится с одной небесной сферы на другую, и Данте летит за ней, увлекаемый силой своей любви. Его любовь очищается теперь от всего земного, греховного. Она становится символом добродетели и религии, и конечной целью ее является лицезрение бога, который сам есть «любовь, движущая солнцем и другими звездами».

(Существует глубокая  принципиальная разница между  поэмой Данте и клерикальной  литературой раннего средневековья.  Задача средневековых «видений»  заключалась в том, чтобы отвлечь  человека от мирской суеты,  показать ему греховность земной  жизни и побудить его обратиться  мыслями к загробной жизни.  Данте же использует форму  «видений» с целью наиболее  полного отражения реальной земной  жизни; он творит суд над  человеческими преступлениями и  пороками не ради отрицания  земной жизни как таковой, а  во имя её исправления, чтобы  заставить людей жить как следует.  Данте не уводит человека от  действительности, а наоборот, погружает  человека в неё).

Загробный мир Данте изображает согласно представлениям схоластической науки: земля составляет неподвижный  центр мира, внутри неё помещается ад. На воротах его - страшная надпись: «Оставь надежду, всяк, сюда входящий!»  Ад имеет форму гигантской воронки, состоящей из девяти кругов. В каждом кругу казнится определённый грех; чем ниже и уже круг, тем тяжелее  грех и кара.

В первом кругу (лимбе) тоскуют, хотя и не мучаются, души тех, кто  не совершил греха, но умер не крещённым  и потому, согласно учению церкви, не может попасть в рай. Здесь  Данте встречает античных героев и поэтов. Во втором кругу терпят кару за греховную жизнь. Души грешников  здесь кружатся в вечном вихре, подобном вихрю их земной страсти. Восьмой  круг состоит из десяти рвов, где  караются различные виды ненавистного Данте обмана - ложные прорицания, лесть, фальшивомонетничество и другие. В последнем, девятом кругу мучаются изменники - они мёрзнут в ледяном  болоте. В центре земли, низшей точке  ада, заключён Люцифер - ангел, восставший против бога. В своих трёх пастях он дробит трёх величавших изменников: Иуду, согласно евангельской легенде  предавшего Христа, и убийц Юлия Цезаря - Брута и Кассия. Измена Христу и императору - самый страшный грех в представлении Данте, в то время  поборника императорской власти. Кара грешника у Данте всегда представляет символ греха; например, тираны купаются в реках крови, льстецы ходят  в свинцовых одеждах, снаружи  позолоченных.

Чистилище находится на высокой  горе. В каждом из его семи кругов несут временную кару мертвецы, совершившие  какой-либо из более лёгких грехов. Рай расположен на девяти сферах неба. Праведники в раю помещаются на той  или иной планете в зависимости  от своих заслуг.

Всё это фантастическое, религиозно-богословское построение с  его символикой в то же время своеобразно  отражает реальную жизнь.

Отражение политической жизни.

Вся поэма, и в особенности  «Ад», проникнута духом страстной  политической борьбы, порожденной новой  эпохой. С наибольшим презрением изображает поэт не решительных, не желавших в  жизни бороться ни на чьей стороне. Эти души мечутся толпой в преддверии ада, не допущенные ни в рай, ни в  ад, так как рядом с ними грешники могли бы возгордиться. «Они не стоят слов: взгляни - и мимо!» - говорит о них Вергилий.

Образ родного города Флоренции, судьбы, люди, нравы, события ее общественной жизни постоянно оживают перед  Данте в картинах загробного мира.

Остро выражены во всей поэме  симпатии и антипатии автора. Для  французского императора-завоевателя Генрика IV приготовлен трон в раю, в аду ждут заклятого политического врага Данте - папу Бонифация. Данте выступает с острой критикой официальной католической церкви.

Информация о работе "Божественная комедия" Данте