Биография Михаила Евграфовича Салтыкова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Семья будущего писателя отличалась суровыми крепостническими нравами. Мать, по происхождению из купеческой состоятельной среды, особенно была жестокой в обращении с крепостными и весь смысл своей жизни видела в увеличении богатства семьи за счет безудержной эксплуатации крестьян. Кулацко-крепостнические нравы переносились и на семейные отношения. Современники рассказывают, что семья Салтыковых «была дикая и нравная; отношения между членами ее отличались какой-то звериной жестокостью».

Файлы: 1 файл

Краткая Биография Салтыкова.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Краткая Биография Салтыкова-Щедрина. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфов

Великий русский сатирик-реалист  Михаил Евграфович Салтыков (Н. Щедрин – был его литературный псевдоним) родился в помещичьей семье 15(27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии.

Семья будущего писателя отличалась суровыми крепостническими нравами. Мать, по происхождению из купеческой состоятельной  среды, особенно была жестокой в обращении  с крепостными и весь смысл  своей жизни видела в увеличении богатства семьи за счет безудержной эксплуатации крестьян. Кулацко-крепостнические нравы переносились и на семейные отношения. Современники рассказывают, что семья Салтыковых «была дикая и нравная; отношения между членами ее отличались какой-то звериной жестокостью».

Щедрин в своих произведениях  часто показывал деспотизм и  распад семейных отношений в дворянской среде, рисовал тип помещицы-кулака. Такова Арина Петровна в романе «Господа Головлевы» и Анна Павловна Затрапезная  в «Пошехонской старине».

Писатель на опыте жизни в родительском доме, а затем во время службы в провинции наблюдал все ужасы крепостного быта, диких семейных нравов. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Салтыкова-Щедрина. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) «Я видел глаза,–говорит он,– которые ничего не могли выражать, кроме испуга, и слышал вопли, которые раздирали сердце». Щедрин начал себя помнить с момента, когда его жестоко высекли. «Было мне тогда,– вспоминает он,– должно быть, года два, не больше».

В 1836 году Михаил Салтыков поступил в третий класс Московского  дворянского института, а через  год его, как лучшего ученика, перевели в Царскосельский лицей, где когда-то учился и Пушкин. Здесь юноша испытал огромное плодотворное влияние статей В. Г. Белинского и начал писать стихи. В 1844 году Михаил Евграфович окончил Царскосельский лицей и определился на службу чиновником в канцелярии военного министерства. Связи с литературой он не прервал. В лучших журналах того времени – в «Отечественных записках» и «Современнике» – Салтыков печатал рецензии на вновь выходящие книги. Его особенно интересовали вопросы воспитания, книги для детей. В 1847 году появилась в печати первая повесть Салтыкова – «Противоречия», а за ней (в 1848 году) и другая – «Запутанное дело». 

Автор проповедовал идеи утопического социализма и глубоко сочувствовал революционным методам решения общественных вопросов. В повести «Запутанное дело» отразились серьезные сдвиги в общественной и идеологической жизни России и Западной Европы второй половины 40-х годов. В стране надвигалась та гроза крестьянских восстаний, рупором которых явились многие боевые и страстные статьи В. Г. Белинского последнего периода, в особенности его знаменитое письмо к Гоголю, ставшее манифестом всей демократической России. На Западе, во Франции, Германии, Австрии, прокатилась волна буржуазно-демократических революций. В этих условиях лучшие люди России, среди них и автор «Запутанного дела», рассчитывали на близость русской революции. Царское правительство было перепугано революционными событиями в Европе, обострением крестьянской борьбы в России. Обратили внимание и на повесть Салтыкова «Запутанное дело». Автор ее был арестован и под конвоем направлен на службу в Вятку. Ссылка продолжалась до 1855 года.

Здесь Салтыков на личном опыте  познакомился с помещичье - крепостнической Россией, с положением крестьянских масс, с отвратительным бытом чиновников, с «деятельностью» царских администраторов-бюрократов. Эти живые наблюдения легли в основу «Губернских очерков» – первого крупного сатирического произведения, впервые подписанного псевдонимом «Н. Щедрин». Опубликованы они были в 1856-1857 годах на страницах журнала «Русский вестник».

Вернувшись из ссылки в  Петербург, Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел, а в 1858 году его назначили вице - губернатором в Рязанскую губернию. На этом посту он делал все, чтобы не дать в обиду мужика. Это поставило Щедрина в тяжелый конфликт с чиновниками и помещиками, с губернатором. Поэтому он переехал в Тверь. Здесь он также занимал должность вице-губернатора и продолжал мужественную борьбу с беззаконием, взяточничеством.

Деятельность в Рязани и Вятке убедила Салтыкова  в бесплодности честного служения народу в условиях царского самодержавия, господства помещиков и чиновников. Это помогло писателю решительно расстаться с некоторыми либеральными надеждами и сблизиться с революционно-демократическим лагерем Чернышевского и Добролюбова.

Весной 1862 года Щедрин уходит в отставку и посвящает себя исключительно  литературе, сближается с кружком «Современника»– журнала, развивающего идеи русской революционно-крестьянской демократии.

Приход в «Современник»  совершился в трудное время. Добролюбов в 1861 году умер, а Чернышевского в 1862 году арестовали и сослали на каторгу. Наступила жестокая политическая реакция. Однако писатель не растерялся. Совместно с Некрасовым он продолжил дело Чернышевского и Добролюбова, развернул энергичную работу в «Современнике». Обстановка в журнале была очень тяжелой,– давила и угнетала цензура, ведущие работники редакции отходили от дорогих Щедрину идей Чернышевского. В 1864 году Щедрин решил прекратить литературную деятельность. Он вновь поступил на государственную службу по министерству финансов – председателем казенной палаты в Пензе, а затем в Гуле и Рязани.

На опыте этой службы писатель окончательно убедился в том, что такого рода деятельностью он не может добиться каких-либо существенных результатов в своем служении России и ее народу. Летом 1868 года он уходит (и на этот раз окончательно) в отставку. В это время Некрасов, возглавив «Отечественные записки», пригласил в журнал Щедрина. Здесь сатирик проработал соредактором, а затем и редактором вплоть до запрещения журнала (1884).

Напряженную редакторскую работу Щедрин сочетал с кипучей  творческой деятельностью. Редкая книжка «Отечественных записок» выходила без его произведений. В них дана беспощадная и гневная критика, с точки зрения интересов народной России, всего самодержавно-буржуазного строя, царской политики, пореформенных экономических порядков («Признаки времени», 1863-1871; «Письма о провинции», 1868-1870; «Убежище Монрепо», 1878-1879; «Господа ташкентцы», 1869-1873; «Помпадуры и помпадурши», 1863-1874; «История одного города», 1869-1870; «Благонамеренные речи», 1872-1876 и другие произведения).

Огромную творческую работу Щедрин продолжал и в 80-е годы. В это время появляются его  новые, выдающиеся произведения: «Современная идиллия» (1877-1883), «За рубежом» (1880-1881), «Письма к тетеньке» (1881-1882), «Мелочи  жизни» (1886-1887), «Сказки» (1886), «Пошехонская старина» (1887-1889) и др.

Личная жизнь, вся обстановка работы сложилась у писателя крайне тяжело. Пошатнулось и его здоровье. В 1884 году царское правительство  запретило издание журнала «Отечественные записки». Писатель с большой душевной болью пережил это событие; он вынужден был сотрудничать в чуждых ему журналах. Одиноким Щедрин был и в своей семье. Ни жена, ни дети не разделяли его образа мыслей, не понимали его интересов. В 1886 году он писал доктору Н. А. Белоголовому: «Я глубоко несчастлив. Не одна болезнь, но и вся вообще обстановка до такой степени поддерживает во мне раздражительность, что я ни одной минуты льготной не знаю... Ниоткуда никакой помощи, ни в ком ни малейшего сострадания к человеку, который погибает на службе обществу»

30 апреля 1889 года Салтыков-Щедрин  умер. Похоронили его в Петербурге, на Волковом кладбище.


Информация о работе Биография Михаила Евграфовича Салтыкова