Биография А.Блока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:25, реферат

Описание работы

Мать Блока — дочь ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. Вскоре после рождения Александра, мать поэта ушла от мужа, варшавского юриста Александра Львовича Блока (1852—1909) и в 1889 году вторично вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, при этом оставляя сыну фамилию первого мужа.

Файлы: 1 файл

Биография А,Блок.docx

— 26.57 Кб (Скачать файл)

Общие сведения

 

Родился 16 ноября (28 ноября по новому стилю) 1880 года в Санкт-Петербурге.

 

Мать Блока — дочь ректора  Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова. Вскоре после рождения Александра, мать поэта ушла от мужа, варшавского  юриста Александра Львовича Блока (1852—1909) и в 1889 году вторично вышла замуж  за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, при этом оставляя сыну фамилию первого мужа. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадерских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. В этот же год Александр Блок отдан в Введенскую гимназию. В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад Наугейме, Блок пережил первую сильную юношескую влюблённость в Ксению Садовскую. Она оставила глубокий след в его творчестве. В 1897 на похоронах в Петербурге встретился с Вл. Соловьевым[1].

 

В 1898 году окончил гимназию, поступил на юридический факультет  Петербургского университета. Через  три года перевелся на славяно-русское  отделение историко-филологического  факультета, которое окончил в 1906 году. В университете Блок знакомится с Сергеем Городецким и с Алексеем Ремизовым.

 

В это время троюродный брат поэта, впоследствии священник  Сергей Михайлович Соловьёв (младший), становится одним из самых близких  друзей молодого Блока.

 

Первые стихи Блок написал  в пять лет. В 10 лет Александр Блок написал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями писал рукописный журнал «Вестник». С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева Боблово. В 16 лет Блок увлёкся театром. В Петербурге Александр Блок записался в театральный кружок. Однако после первого успеха ролей в театре ему больше не давали.

 

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». Известно, что Александр Блок испытывал  к жене сильные чувства, но периодически поддерживал связи с различными женщинами: одно время это была актриса  Наталья Николаевна Волохова, потом — оперная певица Андреева-Дельмас. Любовь Дмитриевна тоже позволяла себе увлечения. На этой почве у Блока возник конфликт с Андреем Белым, описанный в пьесе «Балаганчик». Белый, считавший Менделееву воплощением Прекрасной Дамы, был страстно влюблён в неё, но она не ответила ему взаимностью. Впрочем, после первой мировой войны отношения в семье Блоков наладились, и последние годы поэт был верным мужем Любови Дмитриевны.

 

В 1909 году происходит два  тяжёлых события в семье Блока: умирает ребёнок Любови Дмитриевны и умирает отец Блока. Чтобы прийти в себя, Блок со своей женой уезжают  отдохнуть в Италию. За итальянские  стихи Блока приняли в общество, которое называлось «Академией». В  ней помимо него состояли Валерий  Брюсов, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский.

 

Летом 1911 года Блок снова  едет за границу, на этот раз во Францию. Александр Александрович даёт негативную оценку французских нравов.

 

 

Неотъемлемое качество французов (а бретонцев, кажется, по преимуществу) — невылазная грязь, прежде всего  — физическая, а потом и душевная. Первую грязь лучше не описывать; говоря кратко, человек сколько-нибудь брезгливый не согласится поселиться во Франции.

 

Летом 1913 года Блок опять  едет во Францию (по совету докторов).

 

Биарриц наводнён мелкой французской буржуазией, так что даже глаза устали смотреть на уродливых мужчин и женщин… Да и вообще надо сказать, что мне очень надоела Франция и хочется вернуться в культурную страну — Россию, где меньше блох, почти нет француженок, есть кушанья (хлеб и говядина), питьё (чай и вода); кровати (не 15 аршин ширины), умывальники (здесь тазы, из которых никогда нельзя вылить всей воды, вся грязь остаётся на дне)…[2]

 

В 1912 году Блок написал драму  «Роза и Крест». Пьеса понравилась  К. Станиславскому и В. Немировичу-Данченко, но драму так и не поставили  в театре.

 

7 июля 1916 года Блока призвали  на службу в инженерную часть  Всероссийского Земского Союза.  Поэт служил в Беларуси. По  собственному признанию в письме  матери, во время войны его  основные интересы были «кушательные и лошадиные»

 

Блок, Сологуб и Чулков в 1908 году

[править] Революционные  годы

 

Февральскую и Октябрьскую  революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией  в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. В августе Блок начал трудиться над рукописью, которую он рассматривал, как часть будущего отчёта Чрезвычайной следственной комиссии и которая была опубликована в журнале «Былое» (№ 15, 1919 г.), и в виде книжки под названием «Последние дни Императорской власти» (Петроград, 1921)[3].

 

В начале 1920 года умирает  Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух от воспаления лёгких. Блок забрал к себе жить свою мать. Но она и жена Блока не ладили между собой.

 

В январе 1921 года Блок по случаю 84-й годовщины смерти Пушкина  выступил в Доме литераторов со своей  знаменитой речью «О назначении поэта».

 

[править] Болезнь и  смерть

 

Блок был одним из немногих деятелей искусства Петрограда, кто  не просто принял советскую власть, но согласился работать на её пользу. Власть широко начала использовать имя поэта  в своих целях. На протяжении 1918—1920 гг. Блока, зачастую вопреки его воле, назначали и выбирали на различные  должности в организациях, комитетах, комиссиях[4]. Постоянно возрастающий объём работы подорвал силы поэта. Начала накапливаться усталость — Блок описывал своё состояние того периода  словами «меня выпили». Этим же, возможно, и объясняется творческое молчание поэта — он писал в частном  письме в январе 1919 г.[5]: «Почти год  как я не принадлежу себе, я разучился  писать стихи и думать о стихах…». Тяжёлые нагрузки в советских  учреждениях и проживание в голодном и холодном революционном Петрограде окончательно расшатали здоровье поэта  — у Блока возникли серьёзная  сердечно-сосудистая болезнь, астма, появились психические расстройства, зимой 1920 года началась цинга[5].

 

Весной 1921 г. Александр Блок вместе с Фёдором Сологубом просили  выдать им выездные визы. Вопрос рассматривало  политбюро ЦК РКП(б). В выезде было отказано[6]. Луначарский отмечал: «Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучили его»[7]. Ряд историков полагали, что В. И. Ленин и В. Р. Менжинский сыграли особо негативную роль в судьбе поэта, запретив больному выезд на лечение в санаторий в Финляндии, о чём, по ходатайству Максима Горького и Луначарского, шла речь на заседании политбюро ЦК РКП(б) 12 июля 1921 года. Выхлопотанное Л. Б. Каменевым и Луначарским на последующем заседании политбюро разрешение на выезд от 23 июля 1921 года запоздало и уже не смогло спасти поэта[5][8].

 

Оказавшись в тяжёлом  материальном положении, он серьёзно болел  и 7 августа 1921 года умер в своей последней  петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько  дней до смерти по Петербургу прошёл слух, будто поэт сошёл с ума. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все  ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако поэт умер в полном сознании, что опровергает слухи о его  помешательстве. Перед смертью, после  получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу (от 12 июля), поэт сознательно уничтожил  свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств[5][8].

 

Поэт был похоронен  на Смоленском кладбище. Там же похоронены семьи Бекетовых и Качаловых, включая бабушку поэта Ариадну  Александровну, с которой он находился  в переписке. Отпевание было совершено  в церкви Воскресения Христова. Прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.[9][10

 

А.Блок в гробу. Рисунок Ю. Анненкова

[править] Семья и родственники

 

 

Блок в 1910-х годах 

 

Александр Блок и Корней Чуковский в 1921 году

Родственники поэта проживают  в Москве, в Риге, в Риме и в  Англии. До последних лет в Петербурге проживала троюродная сестра Александра Блока — Ксения Владимировна Бекетова. Среди потомков Блока — главный  редактор журнала «Наше наследие»  В. П. Енишерлов.

 

[править] Творчество

 

Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1905), ощущение кризиса которого провозгласил в  драме «Балаганчик» (1906). Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая  музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), религиозного интереса (цикл «Снежная маска», Изд. «Оры», Санкт-Петербург 1907), осмысление «страшного мира» (одноимённый цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912—1913) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл 1907—1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907—1916)

 

Самое известное стихотворение Александра Блока «Незнакомка».

Помощь по воспроизведению

Парадоксальное сочетание  мистического и бытового, отрешённого  и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в  целом. Это есть отличительная особенность  и его психической организации, и, как следствие, его собственного, Блоковского символизма. Особенно характерным  в этой связи выглядит ставшее  хрестоматийным классическое сопоставление  туманного силуэта «Незнакомки» и «пьяниц с глазами кроликов». Блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал. В этом смысле он был, так сказать, поэтом без кожи. До революции музыкальность стихов Блока убаюкивала аудиторию, погружала её в некий сомнамбулический сон. Потом в его произведениях появились интонации отчаянных, хватающих за душу цыганских песен (след частых посещений кафешантанов и концертов этого жанра

Эдуард Багрицкий читает стихотворение Александра Блока «Шаги Командор

 

Помощь по воспроизведению

Поначалу и Февральскую, и Октябрьскую революцию Блок воспринял с готовностью, полной поддержкой и даже с восторгом, которого, впрочем, хватило чуть более чем  на один короткий и тяжёлый 1918 год.

 

В 1917—18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. «Мировой пожар» казался  ему целью, а не этапом. Мировой  пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был «мировой оркестр народной души». Уличные  самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство. «Ураган, неизменный спутник переворотов». И снова, и всегда — Музыка. «Музыка» с большой буквы. «Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра»,- говорил Блок ещё в 1909 году. В 1917 году Блоку почудилось, что он её услышал. В 1918-ом, повторив, что «дух есть музыка», Блок говорил, что «революция есть музыка, которую имеющий уши должен услышать», и заверял интеллигенцию: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию». Эта фраза была ровесницей поэмы "Двенадцать.[12]

 

— ( Ю.П.Анненков, «Воспоминания о Блоке»).

 

Октябрьскую революцию Блок пытался осмыслить не только в  публицистике, но и, что особенно показательно, в своей не похожей на всё предыдущее творчество поэме «Двенадцать» (1918). Это яркое и в целом недопонятое  произведение стоит совершенно особняком в русской литературе Серебряного века и вызывало споры (как слева, так и справа) в течение всего XX века. Как это ни странно, но ключ к реальному пониманию поэмы можно найти в творчестве популярного в дореволюционном Петрограде, а ныне почти забытого шансонье и поэта М. Н. Савоярова, в приятельских отношениях с которым Блок состоял в 1915—1920 годах и концерты которого посещал десятки раз. Если судить по поэтическому языку поэмы «Двенадцать», Блок по меньшей мере сильно изменился, его послереволюционный стиль стал почти неузнаваемым. И, по всей видимости, он испытал на себе влияние певца, поэта и эксцентрика, Михаила Савоярова. По словам академика Виктора Шкловского, поэму «Двенадцать» все дружно осудили и мало кто понял именно потому, что Блока слишком привыкли принимать всерьёз и только всерьёз:[13]

Одно из последних стихотворений Блока. Март 1921

«Двенадцать» — ироническая  вещь. Она написана даже не частушечным  стилем, она сделана «блатным»  стилем. Стилем уличного куплета вроде  савояровских[14].

 

Прямое подтверждение  этому тезису мы находим в записных книжках Блока. В марте 1918 года, когда  его жена, Любовь Дмитриевна готовилась читать вслух поэму «Двенадцать», на вечерах и концертах, Блок специально водил её на савояровские концерты, чтобы показать, каким образом и с какой интонацией следует читать эти стихи. В бытовой, эксцентричной, даже эпатирующей…, но совсем не «символистской» и привычно «блоковской» манере…[15] Именно таким образом поэт мучительно пытался отстраниться от кошмара окружавшей его в последние три года петроградской (и российской) жизни…, то ли уголовной, то ли военной, то ли какого-то странного междувременья…

Информация о работе Биография А.Блока