Анализ стихотворения "Вновь я посетил"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:56, реферат

Описание работы

Стихотворение «Вновь посетил я…» делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает об ушедших годах, в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротекущем времени, смене преемственности поколений.

Файлы: 1 файл

Анализ Вновь я посетил.docx

— 17.79 Кб (Скачать файл)

Стихотворение «Вновь посетил я…»  делится на три части: приезд в  Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает об ушедших  годах, в самом настоящем уже  зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление  о быстротекущем времени, смене  преемственности поколений. В стихотворении  речь идет о пяти поколениях: внуке  «владений дедовских» и его внуке.

Рассмотрим первую часть.

 «...Вновь я посетил

 Тот уголок земли, где я  провел

 Изгнанником два года незаметных.

Лирический герой возвращается в то место, где пробыл он в заточении  два года. Он говорит о том, что  с тех пор прошло десять лет, десять лет прошло после восстания декабристов. В жизни лирического героя  много переменилось, переменился  и он, покорный общему закону. «Общий закон» - это вечное обновление и  торжество жизни. Лирический герой  чувствует всю важность и мудрость этого закона. Перемены объясняются  возрастом, все же остальное –  взгляды, убеждения, отношения к  друзьям, к власти – осталось неизменным. В неизменности нравственных и идейных  позиций автора убеждают нас последние  строки экспозиции:

 «И, кажется, вечор еще бродил

 Я в этих рощах».

 Следующие пятистишье (вторая  часть) вводит в содержание  тему памяти, ограниченную, связанную  с проанализированным выше мотивом. 

 «Вот опальный домик,

 Где жил я с бедной нянею  моей.

 Уже старушки нет — уж  за стеною

 Не слышу я шагов ее  тяжелых,

 Ни кропотливого ее дозора».

Лирический герой видит «опальный  домик», где он некогда жил с  няней, которой уже нет. Лирический герой переживает, так как он любил  ее, называет ее ласково - «старушка».

Упоминание «опального домика»  и «бедной няни моей» возвращают нас к важнейшим вехам в  жизни поэта. Отсюда, из Михайловского, в 1825 году Пушкин решил тайно отправиться  в Петербург, предчувствуя назревавшие  великие потрясения, и лишь типично  русское суеверие (встречи с зайцем и попом) спасло поэта от неминуемой гибели.

 Упоминание Арины Родионовны  также не случайно. Няня приобщала  маленького Пушкина к русскому  народному поэтическому творчеству, оказавшее на него огромное  влияние.

Лирический герой описывает  пейзаж и вспоминает все, что с  ним было связано в его жизни. Холм лесистый, озера, наблюдая за которым  он вспоминал море:

 

 «Вот холм лесистый, над которым  часто

 Я сиживал недвижим — и  глядел

 На озеро, воспоминая с  грустью

 Иные берега, иные волны...»

 

 Лирический герой встречает  на своем пути три сосны,  которые он видел десять лет  назад. Описывает их изменения.

Пушкин убежден, что природа  прекрасна и гармонична, так как  естественна в своем свободном  появлении. Например, строчки об озере:

 «Меж нив златых и пажитей  зеленых

 Оно, синея, стелется широко»

 Постоянность, неизменность природы  подчеркнуты Пушкиным для того, чтобы напомнить нам, что эти  частичка, свидетель прошлого, достойного  любви и уважения. Постоянность  и неизменность природы Пушкин  подчеркивает тем, что говорит  о трех соснах, вновь увиденных  им.

Также мы видим, что поэт наделяет природу способностью чувствовать, вести диалог, сопереживать людям. Отсюда и прямое обращение к ней:

«Здравствуй, племя

 Младое, незнакомое!»

 Одухотворяя природное, Пушкин  делится с молодыми сосенками  своими мыслями о будущем, последней  теме анализируемого стихотворения.  Предвидение поэта оптимистично: его внук окружен приятелями, и мысли его веселы и приятны.

В стихотворение отражен образ  времени. Пушкин описывает то, как  все меняется со временем, не меняются лишь идеалы, взгляды, убеждения. Меняется он, его жизнь:

«Уж десять лет ушло с тех пор  — и много

 Переменилось в жизни для  меня,

 И сам, покорный общему  закону,

 Переменился я…»

Но время меняет не все. И в  самом человеке остается что-то прежнее, например, его память, его идеалы, помыслы, убеждения. Об этом свидетельствуют  такие строчки:

 

 «…но здесь опять

 Минувшее меня объемлет живо,

 И, кажется, вечор еще бродил

 Я в этих рощах».

Рассмотрим средства поэтической  выразительности.

 «...Вновь я посетил

 Тот уголок земли, где я  провёл»

 

 Отточие перед первой строкой  как бы вводит читателя в  продолжение каких-то размышлений  автора. Уменьшительная форма слова  уголок выражает особую близость  к этой земле. Слово изгнанником  точно характеризует положение  ссыльного поэта. 

 «Уж десять лет ушло с  тех пор – и много

 Переменилось в жизни для  меня,

 И сам, покорный общему  закону,

 Переменился я – но здесь  опять

 Минувшее меня объемлет живо,

 И, кажется, вечор ещё бродил

 Я в этих рощах».

 Слово ушло говорит о невозвратимости  этих лет. Повторение слов переменилось, переменился я с лаконизмом  говорит, что жизненные обстоятельства  сказываются на судьбе человека, изменяют его физически и духовно.  Таковы законы жизни. Это сформулировано  в краткой фразе:

 «И сам, покорный общему  закону,

 Переменился я..».

 Ёмкий смысл таит и выражение  “объемлет живо”. Объемлет –  охватывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое с такой ощутимой ясностью (живо) предстаёт в памяти поэта,  что оно стало явью. Кажется,  как будто всё вчера происходило:

 «Вот опальный домик,

 Где жил я с бедной нянею  моей.

 Уже старушки нет – уж  за стеною

 Не слышу я шагов её  тяжёлых,

 Ни кропотливого её дозора».

 Эпитет опальный (находящийся  в немилости властей) перекликается  по смыслу со словом изгнанник.  Сыновним чувством проникнуты  строки о няне. Сколько боли  в словах “уже старушки нет”! Поэт никогда не услышит “шагов  её тяжёлых...” Определение тяжёлых  – это о старушечьей походке,  когда требуются усилия для  передвижения. Кропотливый – внимательный, терпеливый, заботливый; дозор в  контексте – присмотр.

 Вслед за воспоминаниями  о няне – обращение к природе  Михайловского, к которой по-прежнему  влечёт поэта.

 «Вот холм лесистый, над которым  часто

 Я сиживал недвижим – и  глядел

 На озеро, воспоминая с  грустью

 Иные берега, иные волны...

 Меж нив златых и пажитей  зелёных

 Оно, синея, стелется широко;

 Через его неведомые воды

 Плывёт рыбак и тянет за  собою

 Убогий невод. По брегам  отлогим

 Рассеяны деревни – там  за ними

 Скривилась мельница, насилу  крылья

 Ворочая при ветре...»

 Недвижим – поглощён думами  о прошлом и настоящем. Как  много сказано в строках: “...вспоминая  с грустью // Иные берега, иные  волны...” Это о южной ссылке, дорогих поэту людях, вблизи  от моря, свободной стихии, мощь  и красоту которой Пушкин воспел  в стихотворении «К морю».

 Поэтичны строки:

 «Меж нив златых и пажитей  зелёных

 Оно, синея, стелется широко..

 Здесь и инверсии (нив златых, пажитей зелёных), и аллитерация:  синея стелется широко.

 Отдельными штрихами поэт  воссоздал бедность края: убогий  невод рыбака, скривившаяся от  времени мельница, которая давно  без присмотра хозяина, да и  сам домик, где жил и трудился  поэт, не похож на барские хоромы.

 Особенно дороги поэту три  сосны “на границе // Владений  дедовских”. Шумом вершин они  некогда приветствовали его, проезжающего  мимо них. За прошедшие годы  произошли разительные перемены:

 «...около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто,  голо)

 Теперь младая роща разрослась,

 Зелёная семья; кусты теснятся

 Под сенью их, как дети. А  вдали

 Стоит один угрюмый их  товарищ,

 Как старый холостяк, и вкруг  него

 По-прежнему всё пусто».

 Природа одухотворена. Молодая  поросль сосен названа “зелёной  семьёй”, “кусты теснятся // Под  сенью” старых деревьев, “как  дети”. А вблизи стоящая одинокая  сосна уподоблена угрюмому холостяку,  лишённому потомства. Вокруг этой  сосны – “по-прежнему всё пусто”.

 Младая роща – олицетворение  вечного обновления природы. И  поэт убеждён: будущее за молодым,  растущим. И хотя он уже не  увидит “могучий поздний возраст”  сосен, но внук его услышит  их “приветный шум, когда, // С  приятельской беседы возвращаясь, // Весёлых и приятных мыслей  полон, // Пройдёт он мимо” них.

 Сам поэт всегда испытывал  эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими  мыслями, да и они в долгу  не оставались.

 Преемственность поколений,  вечное движение и обогащение  человеческой мысли – таковы  законы бытия. И Пушкин приветствует  новые поколения афористичной  фразой:

 «Здравствуй, племя

 Младое, незнакомое!»

 Обращение поэта к молодому  поколению проникнуто доброжелательностью  и верой в его будущее.

 В этом стихотворении Пушкин  обратился к белому стиху, выдерживая  пятистопный ямб размер и мелодию  поэтической речи. Его раздумье  сохраняет естественность разговорной  интонации, которая подчеркивает  отсутствие рифмосочетания стихов. Это подтверждает то, что Пушкин  решительно отошёл от песенного,  романсного стиха, стремясь создать  стих смысловой, наиболее точно  воспроизводящий мысль. 

 «Вновь я посетил...» лишено  обилия тропов, сложных образов.  В нём превалируют слова литературной  речи, но автор обращается и  к разговорной лексике (вечор,  ворочая, сиживал), и к книжным  словам (объемлет, сенью, мрак), славянизмам  (златых, брегам, главу, младая). И  вся эта лексика органически  сплавлена в единое целое.

 Стихотворение, написанное в  тяжелые для Пушкина дни, проникнуто  бодростью, верой в разумность  жизни, в конечную победу света  над мраком. Поэт передал в  нем прощальный привет будущим  поколениям, завещал им свой исторический  оптимизм. Человек в этом стихотворении  кровно связан с историей и  природой. Лирические переживания  слиты с историческими и философскими  размышлениями.


Информация о работе Анализ стихотворения "Вновь я посетил"