Анализ лирического стихотворения Пушкина "Зимнее утро"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы выяснить историю создания стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», а также рассмотреть специфику изобразительно-выразительных средств в стихотворении.
Задачи исследования сводятся к следующему:
рассмотреть краткую биографию, а также творчество А.С. Пушкина;
изучить историю создания стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… …..
Глава 1. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.С. ПУШКИНА…….....4
1.1. Краткая биография А.С. Пушкина……………….....................................4-
1.2. Творчество А.С. Пушкина…………………………………………….....7-1
Глава 2.СТИХОТВРЕНИЕ А.С. ПУШКИНА «ЗИМНЕЕ УТРО».................14
2.1. История создания стихотворения «Зимнее утро»………...................14-16
2.2. Лирика А.С. Пушкина. Природа в стихотворении «Зимнее утро»....16-19
2.3. Анализ стихотворения «Зимнее утро»………………………..….......19-28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (по литературе).doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

  Болдино. Среди болдинских произведений, словно нарочито непохожих одно на другое по жанру и тональности, особенно контрастируют друг с другом два цикла: прозаический и драматический. Это два полюса его творчества, к которым тяготеют остальные произведения, написанные в три осенних месяца 1830. Стихотворные произведения этого периода представляют все разнообразие жанров и охватывают широкий круг тем. Одно из них — «Румяный критик мой…» перекликается с «Историей села Горюхина» и настолько далеко от идеализации деревенской действительности, что было впервые опубликовано лишь в посмертном собрании сочинений под изменённым названием («Каприз»).

«Повести Белкина» явились первым из дошедших до нас завершённым произведением пушкинской прозы, опыты к созданию которой предпринимались им неоднократно. В 1821 году он сформулировал основной закон своего прозаического повествования: «Точность и краткость — вот

11

первые достоинства прозы. Она  требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Эти повести — также своеобразные мемуары обыкновенного человека, который, не находя ничего значительного в своей жизни, наполняет свои записки пересказом услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью. «Повести…» знаменовали собой завершение начавшегося в 1827 году с «Арапа Петра Великого» становления Пушкина как прозаика. Цикл определил как дальнейшее направление творчества Пушкина: последние шесть лет его жизни он обращался преимущественно к прозе, так и всего, до сих пор не развитого русского художественного прозаического слова.

  Петербург 1831- 1833. В это же время Пушкин принимал активное участие в издании «Литературной газеты» (газета выходила с 1 января 1830 г. по 30 июня 1831 г.) своего друга издателя А. А. Дельвига. Дельвиг, подготовив первые два номера, временно выехал из Петербурга и поручил газету Пушкину, который и стал фактическим редактором первых 13 номеров. Конфликт «Литературной газеты» с редактором полуофициозной газеты «Северная пчела».

  С начала 1830-х годов проза в творчестве Пушкина начинает превалировать над поэтическими жанрами. «Повести Белкина» (изданы в 1831) г. успеха не имели. Пушкин замышляет широкое эпическое полотно, роман из эпохи пугачёвщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков.

12

        7 января 1833 года Пушкин был избран членом Российской академии одновременно с П. А. Катениным, М. Н. Загоскиным, Д. И. Языковым и А. И. Маловым.

  Осенью 1833 года он возвращается в Болдино. Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца Пушкин завершает работу над «Историей Пугачёва» и «Песнями западных славян», начинает работу над повестью «Пиковая дама», создаёт поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение в октавах «Осень».

   В конце 1834 — начале 1835 года вышло несколько итоговых изданий произведений Пушкина: полный текст «Евгения Онегина» (в 1825—32 роман печатался отдельными главами), собрания стихотворений, повестей, поэм, однако все они расходились с трудом. Критика уже в полный голос говорила об измельчании таланта Пушкина, о конце его эпохи в русской литературе. Две осени — 1834 года (в Болдине) и 1835 года (в Михайловском) были менее плодотворны. В третий раз поэт приезжал в Болдино осенью 1834 года по запутанным делам имения и прожил там месяц, написав лишь «Сказку о золотом петушке». В Михайловском Пушкин продолжал работать над «Сценами из рыцарских времён», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».

13

  Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части, анонимными. В четвёртом томе «Современника» был, наконец, напечатан роман «Капитанская дочка». Пушкин мог был выпустить его отдельной книгой, тогда роман мог принести доход, так необходимый ему. Однако он всё-таки принял решение опубликовать «Капитанскую дочку» в журнале и не мог уже рассчитывать на одновременный выход отдельной книгой, в те времена это было невозможно. Вероятно, роман был помещён в «Современник» под влиянием Краевского и издателя журнала, опасавшихся его краха. «Капитанская дочка» была благосклонно принята читателями, но отзывов восторженных критиков о своём последнем романе в печати Пушкин не успел увидеть. Несмотря на финансовую неудачу, Пушкин до последнего дня был занят издательскими делами, «рассчитывая, наперекор судьбе, найти и воспитать своего читателя» [Лотман 1981].

 

 

Глава 2

2.1. История создания  стихотворения «Зимнее утро»

    Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не только горестным чувством одиночества, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви, творческого

14

вдохновения. Это чувство, характерное для Пушкина, выражается в стихотворении в переливах разных эмоций, разных настроений: восторженное любование красотой природы и красотой подруги, веселый, шутливый комплимент, обращенный к ней, и о ощущение тепла и уюта дома, и мимолетное воспоминание о вчерашнем вьюжном вечере, и элегический вздох о минувшем лете и милых встречах под осенью густых лесов, и предчувствие минуты творческого вдохновения [http://www.prosv.ru].

     Стихотворение написано очень быстро, в один день - 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении друзей. Пушкин заехал на этот раз (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Действительно, это стихотворение представляет собой зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне. Мы живо ощущаем бодрое, жизнерадостное настроение Пушкина, которому по- настоящему хорошо, для которого впереди и новые стихи, и новые друзья, и женитьба на Наталье Николаевне Гончаровой.

   В доме поэт явно не  один. Но это стихотворение- монолог.  Нет слов героини. Человеку, который  так хорошо умеет уговаривать,  увлечь приятным разговором вряд  ли можно отказать [http//festival.1september.ru].

 

15

    Пушкин в разговоре со своей любимой и интонацию выбирал особенную (с паузами, с чувством радости удивления). Для описания А.С. Пушкин использует емкие эпитеты. Лес прозрачный. Стоящие без листвы деревья в струях солнечного света кажутся прозрачными.

   Комната озарена блеском.  Для характеристики блеска автор  использует эпитет «янтарный». Лучи  и огонь озаряют комнату. Ноя  янтарный отблеск  огня мы  не только можем увидеть, но  и можем услышать. Пушкин и  слова подбирает созвучные треску сухих поленьев. (http//1september.ru)

 

2.2. Лирика А.С. Пушкина.  Природа в стихотворении «Зимнее  утро».

  

    На вторую половину 20-х и начала 30-х годов приходится расцвет  реалистической лирической поэзии Пушкина. В лирической поэзии Пушкина особенно ярко отразилась нравственная сила, богатство и очарование  личности поэта, перипетии его жизни.

  Лирика поэта знакомит  нас с его раздумьями о смысле  жизни, о счастье человека, с  его нравственным идеалом, особенно  ярко воплощенным в стихах  о любви и о дружбе.

   В лирике Пушкина  этой поры наиболее ярко выражена  борьба мотивов грусти и печали  с глубокой верой в жизнь,  в ее светлые начала, в ее  будущее. 

16

    Оптимистические ноты неизменно побеждают. Среди стихотворений Пушкина важную роль, в которых поэт  с любовью рисует картины родной природы. С детских лет любовь к родной природе  прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла свое отражение в стихотворениях, поэмах и романе «Евгений Онегин» [Виноградов 1999].

   В лирике Пушкина  видное место принадлежит  стихотворению «Зимнее утро», написанному третьего декабря 1829 года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора. Итак, Пушкин заставляет нас увидеть и прочувствовать то, что видит и переживает лирический герой его стихотворения. Как же Пушкин этого добивается? Главным образом посредством подбора самых нужных слов. В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый». Уже само название стихотворения- «Зимнее утро»- настраивает нас на определенный лад, а именно: подготавливает к восприятию картины природы зимнего пейзажа. Первая строка стихотворения подтверждает эту мысль и переносит нас в морозное солнечное [Аношкина] 2001.   

        Стихотворение начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнутой негой взоры»- так в первой строфе автор обращается к красавице,

17

используя метафору. Контрастное  описание «ныне» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается  еще острее по сравнению со вчерашней  бурей, которая описана так же точно. Самый поэтичный пейзаж- во второй строфе, описывает только небо:

«… вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

А ты печальная сидела-

А ныне погляди в окно!»

  Во второй строфе  тональность стихотворения резко меняется (прием контраста). Перед нами предстает совсем иная картина: «вьюга», «мгла», «тучи». Интересно, что природа в этой сфере предстает как живое существо, причем существо враждебное человеку: «вьюга злилась», «мгла носилась».

   Третья строфа- зимний  пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой  («под голубыми небесами»), и черный (« прозрачный лес один чернеет»), и зеленый («ель сквозь иней  зеленеет»). Все сверкает, сияет.

   «Вся комната янтарным  блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а теплый, янтарный. Автор плавно переходит от любовной  красоты природы к описанию обстановки комнаты, в который находится.

   Чувство радости  поэта растет и требует движения, ему хочется навестить 

18

«поля пустые».  Самая сильная привязанность, в которой автор признается в

этом стихотворении  это  «берег, милый для меня». Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места.

   В жизни  есть  гармония, и поэтому она прекрасна.  Эту сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

         У Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце, но это изображение сверкающего утра особо выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками  [http://stavcur.r.

  Ямб- это двусложный размер стиха, в котором ударение падает на 2-ой слог

[Тимофеев 1974] .

 

 

2.3. Анализ  стихотворения «Зимнее утро» 
Мороз и солнце; день чудесный!  
Еще ты дремлешь, друг прелестный —  
Пора, красавица, проснись:  
Открой сомкнуты негой взоры  
Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись! 
 
19

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, 

На мутном небе мгла носилась;  
Луна, как бледное пятно,  
Сквозь тучи мрачные желтела,  
И ты печальная сидела —  
А нынче... погляди в окно: 
 
Под голубыми небесами  
Великолепными коврами,  
Блестя на солнце, снег лежит;  
Прозрачный лес один чернеет,  
И ель сквозь иней зеленеет,  
И речка подо льдом блестит. 
 
Вся комната янтарным блеском  
Озарена. Веселым треском  
Трещит затопленная печь.  
Приятно думать у лежанки.  
Но знаешь: не велеть ли в санки  
Кобылку бурую запречь? 
 
Скользя по утреннему снегу,  
Друг милый, предадимся бегу  
Нетерпеливого коня  
И навестим поля пустые,  
Леса, недавно столь густые,  
И берег, милый для меня. 

20

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный! 
    Эти строки знакомы нам с начальной школы. И всякий раз, перечитывая стихотворение, мы не перестаём восхищаться мастерством поэта. Ощущение радости, безграничного счастья хочет передать автор читателю.

   Стихотворение насыщено эмоционально-оценочными определениями: “день чудесный”, “друг прелестный”, “ковры великолепные”, “друг милый”, “берег милый”. “Жизнь прекрасна!” — как будто хочет сказать поэт [http://ru.wikipedia].

     Необычайной бодростью и свежестью веет от стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» (1829), написанного излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки. 

      Все стихотворение можно разделить на  части: Первая часть- радостное

21

восклицание. Звучные и яркие определения «чудесный, прелестный» показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.     

      Вторая часть. Поэт при описании природы использует  контрастное состояние природы. Великолепие зимнего утра ощущается еще сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно. Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое, стремительное начало. Все дальнейшее — обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зимним снегам. 

Информация о работе Анализ лирического стихотворения Пушкина "Зимнее утро"