Анализ изданий рок-поэзии на примере антологии «Поэты русского рока»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Что такое русский рок? Это часть молодёжной субкультуры или одно из ярких направлений современного искусства? Рок умер или жив? Всем этим вопросам не меньше 25 лет. За это время русский рок прошёл путь от подполья и гонений до массового признания и всенародной любви. Традиции русского рока всегда основывались на сильных текстах, внимание к слову всегда было его отличительной чертой. Поэтому многих рокеров так часто именуют поэтами. Конечно, не далеко не каждый текст рок-песни может восприниматься только на бумаге – без поддержки экстратекстуальных факторов - музыки и авторского исполнения1. Но не смотря ни на что русский рок стал неотъемлемой чертой современной поэзии.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Об истории издания рок-литературы 4
Глава 2. Оформление изданий рок-поэзии 8
Глава 3. Работа редактора 11
Глава 4. Реклама и распространение 17
Заключение 18
Литература 19

Файлы: 1 файл

Поэты_1_send.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

В книге «Золотое десятилетие рок-поэзии» (составитель Алексей Дидуров) очень удивляют названия некоторых стихотворений: текст песни Александра Башлачёва «Влажный блеск наших глаз…» озаглавлена «Ёжик»44, известная песня «Не стреляй» Юрия Шевчука названа «Дикие гуси»45; тексты песен Виктора Цоя тоже опубликованы без названий и с пометкой «Из фильма Асса», хотя все эти песни уже были записаны на альбомах группы «Кино». Интересно, А. Дидуров, Г.Савосина, А. Кузнецов в 1990 году выпустилb книгу «Блюз из подвала»46, где тексты опубликованы с привычными названиями (сост. подборки стихов – Галина Савосина).

Составители «Поэтов  русского рока», по всей видимости, получали тексты непосредственно от авторов. В первых книгах антологии указано, что тексты публикуются в редакции авторов. В некоторых книгах этой ссылки нет. Это очень важный вопрос, ведь многие рок-поэты не используют знаки препинания вовсе, некоторые пользуются ими периодически; часто встречаются и пунктуационные ошибки – ведь это не стихи в привычном понимании, это тексты рок-песен, где главное – идея, энергия, ощущение, интонация, а не пунктуационная или стилистическая  «причёсанность». И редактору нужно решить, стоит или не стоит ему вмешиваться в вольную рок-строку. Решение всегда должно завить от особенностей текстов, желаний автора и многих других факторов.

Если тексты передают авторы, от издания можно ожидать максимальной надёжности и достоверности. Но похоже, что это не совсем так. Показательна всё та же подборка А.Башлачёва.  Вышедшая в 1997 году книга его стихов представляет собой научное издание – именно по нему как по самому достоверному источнику следует цитировать и перепечатывать стихи Башлачёва. Вероятно,  составители антологии использовали другой источник, поскольку пунктуация и некоторые строчки отличаются от ранее опубликованных. Например, в тексте песни «Петербургская свадьба» вместо строчки «Там шла борьба за смерть»47 написано «Там шла борьба за власть»48 (в этом варианте теряется игра слов в составе фразеологизма, меняется смысл); в песне «Время колокольчиков» вместо «мы пришли с гитарами»49 написано «мы пришли гитарами»50. Возможно,  у вариантов, опубликованных в антологии, есть текстологическое основание, но в противном случае такие ошибки могут дискредитировать всё издание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РЕКЛАМА

 

Создатели проекта не раз говорили, что антология «Поэты  русского рока» - некоммерческое издание, авторы (их более 60 человек) предоставили свои стихи абсолютно бесплатно. В интервью «Комсмольской правде» Антон Соя говорил:

«Вопрос об окупаемости проекта, конечно же, волновал. /…/ Поэзия в принципе плохо продается. А рок-поэзия, по-моему, ещё хуже, чем классическая. Но иногда нужно делать какие-то вещи, которые не приносят денег. «Азбука» пошла на это - большое им спасибо! Они поняли, что это хорошо, что это нужно и позволит прикоснуться к вечному»51.

Антология представлена как издание, интересное и поклонникам русского рока, и любителям современной поэзии. Спрос на поэзию сегодня очень умеренный, чтобы книги раскупались, нужна мощной рекламная кампания.

Именно на поклонников рока и была направлена рекламная деятельность: первый рекламный ролик появился на одной из рок-радиостанций за несколько недель до выхода первой книги; антология продавалась не только в книжных магазинах, но и в музыкальных. Интересно, что во многих магазинах книги антологии стояли в музыкальных отделах, а не в отделах поэзии. Информация о «Поэтах русского рока» появилась во многих музыкальных журналах (как печатных, так и виртуальных) и на интернет-сайтах, посвящённых року.

Пиком рекламной  кампании стал концерт (или фестиваль) «Поэты русского рока» в феврале 2005 года, приуроченный к выходу шестого тома антологии. В концерте приняли участие группы «ДДТ», «Калинов Мост», «Гражданская оборона» и «Кукрыниксы» (директор и продюсер этой группы – организаторы концерта и составители антологии А.Соя и И.Гудков). Организаторы концерта могли преследовать несколько целей одновременно: рекламировать одноименную антологию многотысячной аудитории (и реклама концерта, и сам концерт становились рекламой книг);  поставить своих «подопечных»  -молодую группу «Кукрыниксы» - на одну сцену с легендами русского рока; получить прибыль от концерта.

В магазинах  Санкт-Петербурга одна книга антологии  стоит от 150 до 200  рублей. Хорошо или  плохо они расходятся, проследить сложно. Насколько успешен этот проект с коммерческой точки зрения, ведают только его создатели.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе анализа редакционно-издательской подготовки антологии «Поэты русского рока», сравнения с антологиями и коллективными сборниками начала 90-х годов можно сделать вывод, что главные достоинства «Поэтов…» в ширком масштабе проекта. Это издание отражает творчество почти всех значимых рок-поэтов, представляет большие подборки каждого автора, что позволяет проследить их творчество на разных этапах. Издания построены таким образом, что в каждом томе есть и популярные рокеры, и менее именитые, и корифеи рок-сцены, и молодые авторы – т.е. представлены разные уровни, разные эпохи русского рока. Книги антологии качественно оформлены в соответствии с целями издания

Конечно, есть и  недостатки. Например, подход к отбору авторов и произведений порой  неоднозначен, объём публикации автора в сборнике не всегда соответствует  его действительному значению в  рок-музыке, многие сборники составлены без чёткой идеи. Кроме того встречаются опечатки, и возможно, даже ошибки в текстах.

Мне кажется, причины  многих недостатков в том, что с книгами работали продюсеры, а не литературоведы. Ведь главная забота составителя – текст: как лучше, полнее, объективнее, точнее издать рок-поэзию; а забота продюсера - как создать имидж, обеспечить продажи, не прогореть (или получить прибыль) и сохранить со всеми добрые отношения. В работе над антологией две отчасти противоречивые цели превратились в одну.

Однако найти недостатки в уже вышедшей книге, упрекнуть в неточности и субъективном подходе, поиске выгоды, попенять на опечатки – дело нехитрое. Гораздо труднее оценить вложенный труд, который принёс много радости поклонникам русского рока. Чтобы вышла эта антология, создателям проекта пришлось вложить много сил: убедить авторов бесплатно предоставить стихи, подготовить материалы к публикации, найти издателя и спонсоров, сделать рекламу этому масштабному проекту – это большая и очень важная работа. Русский рок – это не просто направление молодёжной музыки, это одно из интереснейших направлений культуры конца ХХ века. И благодаря антологии «Поэты русского рока», её авторам и составителям слово рока – со всеми достоинствами и недостатками – уже не будет потеряно или забыто.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Альтернатива : опыт антологии рок-поэзии / сост. П. Бахтин. – М. : Объединение «Всесоюзн. молодёжный книжный центр». – 1991. – 237 с.
  2. Арбенин К. Зимовье зверей: песни и сказки. – СПб. : Дельта, 2005. – 351 с.
  3. Арбенин К. Комнатные побеги: стихотворения и поэмы. – СПб., 2004. – 120 с.
  4. Башлачёв А. Посошок / Вступ. статья А.Житинский. – Л. : Лира, 1990. – 78 с.
  5. Башлачёв А. Стихи. – [Б.м.], 1997. – экз. 645. – 189 с.
  6. Блюз из подвала : Советская рок-музыка в стихах, фотографиях и размышлениях. – Ставрополь : Кн. изд-во, 1990. – 317 с.
  7. Виктор Цой : стихи, документы, воспоминания / Авт.-сост. М.Цой, А.Житинский. – СПб.: Новый Геликон, 1991. – 336 с.
  8. Вознесенский А. Как издать вашу книгу: в помощь автору. – СПб. : Коло, 2003. – С. 200-249
  9. Время колокольчиков (советская рок-поэзия) / вступ. статья, сост. З.Стасов. – М. : Искусство, 1990. – 119 с. – (Самодеятельный театр).
  10. Гаркуша О. Стихи, мемуары.  – в 2-х кн.
  11. Голубева Т.Л. Песня в общении молодёжи (на материале сов. рок-групп). - М. : Знание, 1988. - 62 с.
  12. Житинский А. Путешествие рок-дилетанта. – Л. : Новый Геликон, 1990. – 413 с.
  13. Золотое десятилетие рок-поэзии : сборник / сост. А.Дидуров. – М. : Мол. гвардия, 1992. – 156 с. – (Библиотечка альманаха «Поэзия»).
  14. Константин Кинчев : жизнь и творчество, стихи, документы, публикации. – СПб. : Новый Геликон, ред.-издат. центр ТОК, 1993. – 238 с.
  15. Ленский Б.В. Книгоиздательская система современной России. – М. : Наука, 2001. – С. 75.
  16. Поэты русского рока : Ю.Шевчук, А.Башлачёв, А.Чернецкий, С.Рыженко, А.Машнин. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 491 с.
  17. Редакторская подготовка изданий / под общ. ред. проф. С.Г. Антоновой. – М. : Логос, 2004. – с. 233. 
  18. Рок-культура глазами социологов: информационно-методические материалы. – Свердловск, 1989. – 62 с. – (В помощь комсомольскому активисту).
  19. Слово рока / сост. В. Рекшан. – СПб. : Рики-тики-тави, 1992. – 95 с.
  20. Шевчук Ю. Защитники трои. – СПб., 1999. – 53 с. 

 

В Интернете:

 

  1. А-лена. Люди хотят поэзии // Звуки.Ру (www.zvuki.ru) - 11.02.2005. (http://www.zvuki.ru/R/P/12729).
  2. Гончаров М. Русский рок – это люди, которым есть что сказать. – Фонтанка.Ру. (www.fontanka.ru). – 04.02.2005.
  3. Каталог издательства «Азбука» (http://www.azbooka.ru/content/catalog/default.asp?shmode=2&idc=69)
  4. Кравцов Р. Поэтов русского рока хватило на 11 томов //  Комсомольская правда. – 7.03.2005. (http://spb.kp.ru/2005/03/07/doc55436/)
  5. Куллэ В. Поэты русского рока // Журнальный зал «Русского журнала» (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/redkol/kulle/dop/article/rok.html)
  6. Сайт издательства «Новый Геликон»  (http://www.helicon.spb.su/history.html)

 

1 Куллэ В. Поэты русского рока // Журнальный зал «Русского журнала» (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/redkol/kulle/dop/article/rok.html).

2 А. Житинский А. Путешествие рок-дилетанта. – Л., 1990. – с. 31-40.

3 Голубева Т.Л. Песня в общении молодёжи (на материале сов. рок-групп). - М.: Знание, 1988. - 62 с.

4 Рок-культура глазами социологов: информационно-методические материалы. – Свердловск, 1989. – 62 с. – (В помощь комсомольскому активисту).

5 Башлачёв А. Посошок / Вступ. статья А.Житинский. – Л. : Лира, 1990. – 78 с.

6 Блюз из подвала : Советская рок-музыка в стихах, фотографиях и размышлениях. – Ставрополь : Кн. изд-во, 1990. – 317 с.

7 Время колокольчиков (советская рок-поэзия) / вступ. статья, сост. З.Стасов. – М. : Искусство, 1990. – 119 с. – (Самодеятельный театр).

8 Ленский Б.В. Книгоиздательская система современной России. – М. : Наука, 2001. – С. 75.

9 Сайт издательства «Новый Геликон» (http://www.helicon.spb.su/history.html)

10 Сайт издательства «Новый Геликон» (http://www.helicon.spb.su/history.html)

11 Здесь и далее количественные данные приводятся на основе работы с электронным каталогом Российской национальной библиотеки. В действительности изданий о рок-музыке может быть значительно больше.

12 Башлачёв А. Стихи. – [Б.м.], 1997. – экз. № 645. – С. 171.

13 Козлов А. С.  "Козел на Саксе" - и так всю жизнь ... - М. : ВАГРИУС, 1998. - 445 с,  - (Мой 20 век); Харитонов Н. Империя ДДТ. - М. : Вагриус и др., 1998. - 175 с.

14 Надо отметить, что многие рок-музыканты не считают, что творчество И.Талькова можно отнести к року. Но интересно, что книга вышла тиражом 10 000 в 2001 году, а в 2002 её переиздали.

15 Каталог издательства «Азбука» (www.azbooka.ru)

16 А-лена. Люди хотят поэзии // Звуки.Ру  – 11.02.2005. (http://www.zvuki.ru/R/P/12729).

17 А-лена. Люди хотят поэзии // Звуки.Ру  – 11.02.2005. (http://www.zvuki.ru/R/P/12729).

18 Кравцов Р. Поэтов русского рока хватило на 11 томов //  Комсомольская правда. – 7.03.2005. (http://spb.kp.ru/2005/03/07/doc55436/)

19 А-лена. Люди хотят поэзии // Звуки.Ру  – 11.02.2005. (http://www.zvuki.ru/R/P/12729).

20 Гончаров М. Русский рок – это люди, которым есть что сказать. – Фонтанка.Ру (www.fontanka.ru). – 04.02.2005.

21Кравцов Р. Поэтов русского рока хватило на 11 томов // Комсомольская Правда. – 7 марта 2005. (.http://spb.kp.ru/daily/rockpiter/doc55436/)

22 А-лена. Люди хотят поэзии // Звуки.Ру. – 11.02.2005. (http://www.zvuki.ru/R/P/12729).

23 Каталог издательства «Азбука» (www.azbooka.ru).

24 Вознесенский А. Как издать вашу книгу: в помощь автору. – СПб. : Коло, 2003. – С. 207.

25 Башлачёв А. Стихи. – [Б.м.], 1997. – экз. 645. – 189 с. .

26 Гаркуша О. Мемуары и стихи. – в 2 кн. – СПб., 2005.

27 Арбенин К. Зимовье зверей: песни и сказки. – СПб. : Дельта, 2005. – 351 с.

28 Ю.Шевчук. Защитники Трои. – СПб., 1999. – 53 с.

29 Арбенин К. Комнатные побеги. – СПб., 2004. – 120 с.

30 Вознесенский А. Как издать вашу книгу: в помощь автору. – СПб. : Коло, 2003. – С. 201.

31 Гончаров М. Русский рок – это люди, которым есть что сказать. – Фонтанка.Ру (www.fontanka.ru). – 04.02.2005.

32 Куллэ В. Поэты русского рока // Журнальный зал «Русского журнала» (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/redkol/kulle/dop/article/rok.html)

33 см. Смирнов И. Вторая голова рок-дракона // Альтернатива: опыт антологии рок-поэзии. – М., 1991. – с. 5;

Стасов З. От составителя // Время  колокольчиков (советская рок-поэзия). – М. : Искусство, 1990. – с. 9.

34 Время колокольчиков (советская рок-поэзия) / сост. З.Стасов. – М. : Искусство, 1990. – с. 110.

35 Гончаров М. Русский рок – это люди, которым есть что сказать. – Фонтанка.Ру (www.fontanka.ru). – 04.02.2005.

36 Слово рока / сост. В. Рекшан. – СПб. : Рики-тики-тави, 1992. – с. 53.

37 Рок-культура глазами социологов: информационно-методические материалы. – Свердловск, 1989. – 62 с. – (В помощь комсомольскому активисту).

38 Редакторская подготовка изданий / под общ. ред. проф. С.Г. Антоновой. – М. : Логос, 2004. – с. 233. 

39 Альтернатива : опыт антологии рок-поэзии / сост. П. Бахтин. – М. : Объединение «Всесоюзн. молодёжный книжный центр». – 1991. – 237 с.

40 Звуки.– www.zvuki.ru.

41 Башлачёв А. Стихи. – [Б.м.], 1997. – экз. № 645. – С. 171.

42 Стасов З. От составителя // Время колокольчиков. – С. 11.

43 Стасов З. Там же.

44 В посмертном издании стихов Башлачёва, в котором приводятся варианты текстов и названий, приведён вариант названия песни «Влажный блеск наших глаз…» - «Пастельная песенка». Вариант «Ёжик» не упоминается.  (Башлачёв А. Стихи. – [Б.м.], 1997. – экз. 645. – 189 с.)

45 Эта песня выходила на нескольких альбомах группы ДДТ с начала 1980-х годов всегда с единственным названием «Не стреляй». Появление «Диких гусей» не выяснено.

46 Блюз из подворотен: советская рок-музыка в стихах, фотографиях и размышлениях. – Ставропольское книжное издательство. – 1990.

Информация о работе Анализ изданий рок-поэзии на примере антологии «Поэты русского рока»