Анализ и композиция романа "Айвенго"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Сто с лишним лет тому назад Вальтер Скотт считался одним из величайших писателей мировой литературы. Сотни тысяч читателей во всех концах Европы с нетерпением ожидали его новых произведений, которые тотчас же переводились на несколько языков и выходили многими изданиями. Историк, воскресивший давно прошедшие эпохи, знаток сердца человеческого, создавший, подобно Шекспиру, целые толпы живых людей с самыми разнообразными характерами и страстями, - таким казался Скотт своим восхищенным читателям в течение почти полувека.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Новаторство Вальтера Скотта как создателя исторического романа………5
Подход Вальтера Скотта к ситуации, описываемой им в романе…………10
Язык творчества Вальтера Скотта…………………………………………….11
Композиция и анализ исторического произведения Вальтера Скотта «Айвенго»……………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………34

Файлы: 1 файл

Айвенго курсовая переделанная.docx

— 67.60 Кб (Скачать файл)

           Центральные сюжетообразующие мотивы следующие:

    1)путешествие; оно может быть вызвано ссорой со старшим поколением («Роб Рой», «Айвенго»)или другими причинами, но в том или ином виде присутствует непременно;

    2)любовьк прекрасной даме, встречающая на своем пути различные препятствия;

    3)воспитание(перевоспитание) героя, в частности, под влиянием этой любви;

    4)тайна;

    5)интрига, связывающая политическую, культурно-историческую часть романа с собственной судьбой героя.

     Повторяющаяся последовательность событий и ситуаций (выбор жизненного пути и определение на службу, двойные ситуации осады и поединка и пленения и суда, финальные ситуации), связанная с особыми пространственно-временными условиями (противопоставление и взаимосвязь полярных«локусов»). Все герои оказываются перед сложным жизненным выбором, интуитивно делая который, они принимают наилучшие решения с точки зрения этики, долга, чести и морали.

     Типические  композиционно-речевые  формы(историческая справка, исторический комментарий и  др.) и способы  их организации в единую систему. Роман Вальтера Скотта снабжен подробным описанием исторической эпохи для читателя, чтобы он лучше смог вникнуть в ситуацию.

     Близость  сюжета к циклической  схеме.

      Характерная система персонажей, особое место в  ней и тип главного героя.

       Подобная схожесть в выделении особенностей исторического романа позволяет сделать вывод о возможном существовании некоего инварианта этого жанра, включающего в себя наиболее часто упоминаемые признаки. Подобную модель создала В.Я. Малкина в работе«Поэтика исторического романа».В своем исследовании она выделила особенности романа готического, явившегося, по ее мнению, основой романа исторического. И уже этот анализ в свою очередь позволяет создать модель инварианта исторического романа, то есть набор устойчивых черт и признаков, характерных для произведения этого жанра независимо от времени и места его написания. Итак, типичный исторический роман должен обладать следующими признаками:

     Соединение  историзма и «готического антропологизма». Оно обязательно присутствует в исторических романах, хотя соотношение может быть различным.

             Композиционно-речевые формы и  система точек зрения:

     Временнáя дистанция, соединение точек зрения различных эпох –прошлого и настоящего, или прошлого и прапрошлого. Воплощаться она может различными способами, поэтому возможно присутствие самых различных композиционно-речевых форм (мемуары, найденная рукопись и др.);

     Присутствие исторической справки в любой форме: предисловия или заключения издателя, его примечаний, комментариев, прямо в тексте и т.п.

      Сюжетная  организация:

     Авантюрность, то есть связь сюжетных событий с«чужим миром»и«авантюрным временем» (М.М. Бахтин).

    Идея  испытания героя;

    Кризисная эпоха как время действия романа (кризис может быть политический, культурный, нравственный);

   Соединение  тем (мотивов, сюжетных ситуаций)«войны и любви»,то есть общественной и частной жизни.

      Система персонажей:

   Связь судьбы и позиции главного героя  сменяющейся исторической ситуацией;

   Наличие персонажей, противопоставленных друг другу, в качестве представителей разных социально-исторических и культурно-исторических сил.

       Эта модель является весьма удачной, т.к. основана на довольно обширной теоретической базе и охватывает все наиболее значимые точки зрения. Кроме того, она идеально подходит к исследуемым романам – очевидно, что все предложенные элементы присутствуют и раскрыты автором в полной мере.

     Роман «Айвенго» в частности и исторический роман Вальтера Скотта вообще сильно отличаются от произведений современников  писателя и даже тех из них, кто  принадлежал к той же школе  романтизма, что и он. 
Конкретность – вот что прежде всего отличает исторические романы Вальтера Скотта от произведений других романтиков с их приблизительной и туманной, фантастической и стилизованной «стариной». Во всю меру отпущенных ему возможностей Вальтер Скотт старался постичь народную жизнь и через нее – общие закономерности исторического развития, смены эпох и нравов. 
Общие композиционные особенности романов Вальтера Скотта, как правило, связаны с позицией автора. Рассказчик безлик, но несмотря на это, он постоянно присутствует в повествовании и играет в нем существенную роль, передавая прошлое. Кроме того, рассказчик служит связующим звеном между стариной и современностью. Это не участник событий, поскольку события слишком далеко отстоят по времени, он, так же, как и читатель – наследник тех событий, но при этом еще и хранитель живой преемственности. В романе «Айвенго» Вальтер Скотт несколькими предисловиями, серией постепенных подступов к повествованию стремится привести читателя в непосредственное соприкосновение с отдаленным прошлым. Воспроизводя прошлое, Вальтер Скотт избегает параллелей с настоящим, не пользуется аналогиями, намеками и иносказаниями, которые могли бы превратить историю в карнавально наряженную современность. 
Все же он воспроизводит прошлое в его связи с современностью, но показывает прошлое не как параллель, а как источник современности. Это не притча, составленная на материале истории, а старательное выявление отдаленных причин того, что совершается сегодня. 
У Вальтера Скотта первый план занимают герои, им самим созданные, а исторические лица как бы отходят на второй план. В «Айвенго» действуют известные исторические персонажи: Ричард Львиное Сердце, принц Джон, Робин Гуд. Но ни один из них не является главным героем, они появляются в отдельных эпизодах. 
Описывая средневековье, писатель чаще всего обращается к тем его этапам, когда борьба различных сил была наиболее острой, к переломным и проблемным эпохам. 
Действие романа «Айвенго» происходит в самом начале собственно английской истории, к тем временам, когда из сплава англосаксов и пришлых норманнов начинает формироваться английский народ. Это – XII век, спустя сто лет после завоевания Англии Вильгельмом. Когда норманны завоевали Англию, они столкнулись там с англосаксонским населением, тоже, в свою очередь, когда-то завоевавшим эти острова, но к этому времени уже прожившем там более четырех столетий. Кроме того, это было время крестовых походов, время усиления феодалов. 
Роман «Айвенго» был написан Вальтером Скоттом в период наибольшего расцвета его мастерства. 
Вальтер Скотт в этом романе разрабатывает проблему столкновения местного и общегосударственного, патриархальности и прогресса. Норманны в эту эпоху в Англии еще не слились с англосаксами, и англосаксонская старая знать, и новые норманнские бароны постоянно враждуют между собой. Простой народ одинаково угнетаем и теми, и другими, но в силу патриархальной привычки и национального признака склоняется к англосаксонским феодалам и поддерживает их.  
В романе народ занимает, можно сказать, центральное место – мы видим немало персонажей из народа, наиболее заметным, исторически известным и знаковым из которых является Робин Гуд, в романе носящий саксонское имя йомена (свободного крестьянина) Локслея. 
Поэтические пейзажи романа, лирические описания, подробности быта – все это проникнуто духом истории и создает дополнительный исторический фон. Детали быта, данные как бы вскользь, как бы окунают читателя в описываемую эпоху. Например, такую роль играют рабский ошейник свинопаса Гурта, еврейская шапка старого Исаака, тамплиерский плащ де Буагильбера и многое, многое другое. Для достижения еще большей достоверности Вальтер Скотт использует в романе свой излюбленный прием, при котором главные действующие лица представляются читателю как бы невзначай, в будничном представлении, а исторические лица – еще и «инкогнито».  
В «Айвенго» дана широкая картина средневековья того времени, когда в Англии еще не угасшие противоречия, вызванные норманнским завоеванием, отступали на задний план перед новыми социальными столкновениями, которые должны были привести к ограничению королевской власти и к принятию Великой Хартии вольностей. Судьба Вильфрида Айвенго, англосакса, ставшего приверженцем норманнского короля Ричарда Львиное Сердце и призванного, таким образом, служить примирению прошлого и настоящего своей страны, решается на пестром и многообразном фоне общественной жизни Англии XII века.  
Вальтер Скотт не идеализирует средневековье, он изображает и теневые его стороны: произвол феодалов и королевской власти, безнаказанность тамплиеров, разбогатевших на грабежах в Святой земле и на ростовщичестве в Европе, церковных иерархов, обладающих огромной властью, бесправие евреев (что ярко иллюстрируется эпизодом с похищением еврейки Ревекки и издевательствами над ее отцом с целью отобрать у него деньги), рабство и жестокое угнетение народа, междоусобицы баронов. Вальтер Скотт вкладывает в образы раба-свинопаса Гурта и шута Вамбы народную мудрость и народный юмор – чтобы посредством этих плебеев дать подлинную, народную историческую картину эпохи. Благородные господа в романе не настолько ярко отражают и олицетворяют свою эпоху, как народ, такие вот плебеи, стоящие в самом низу социальной лестницы – шут, раб и еврейская девушка, стрелки Робин Гуда, бродячие монахи. Благородные господа показаны по-разному, и каждый в своей мере отражает те или иные проявления и эпохи, и своего класса. Очевидно, что Вальтер скотт больше симпатизирует не «победителям», норманнским баронам, а «побежденным», саксонским танам. Но при этом и автор, и читатель вместе с ним восхищаются Ричардом Львиное Сердце, и даже негодяй-тамплиер тоже вызывает определенные симпатии, являясь ярко выраженным типом романтического злодея.  
У Вальтера Скотта часто в центре сюжетной линии, разворачивающейся на фоне каких-то крупных исторических событий, стоит достаточно условно описанная любовная пара, но жизнь влюбленных прямо связана и зависит от исторических событий. В «Айвенго» такая пара – это сам Айвенго и леди Ровена, представительница одного из древнейших саксонских родов. 
Сюжет построен на приключениях Айвенго – сына англосаксонского тана. Он разворачивается на широком фоне борьбы англосаксонских и норманнских феодалов в дни царствования Ричарда Львиное Сердце.  
Фигура Айвенго – главного героя – довольно бледна, и даже несколько модернизированна, больше похожа по характеру и настроениям на человека XIX века. То же самое можно сказать и о главной героине – леди Ровене. Однако для Вальтера Скотта главным было соблюдение характерного для всего его творчества условия – зависимости судьбы Айвенго от тех исторических событий, участником или свидетелем которых он так или иначе оказался.  
После норманнских завоеваний, когда норманнские рыцари под предводительством Вильгельма завоевали Британские острова, начался длительный период ассимиляции, протекающий весьма болезненно. При завоевании были отняты у англосаксонских танов земли и переданы норманнским баронам. Все это нашло отражение в романе «Айвенго», где автор изображает взаимную вражду англосаксонских танов и норманнских баронов, причина которой кроется не столько в оскорблении национальных интересов, сколько в ущемлении интересов собственнических. Кроме того, автор изображает борьбу норманнских феодалов против Ричарда Львиное Сердце с целью ограничения королевской власти и увеличению собственных прав. 
Народ в романе выступает носителем национальных традиций, решает исход борьбы короля с непокорными феодалами, возглавляемыми принцем Джоном. Поддержка короля народом против феодалов было в те времена явлением естественным – для народа власть короля была священной, данной Богом, и в короле заключалась справедливость, его суд был равным для всех – и для раба, и для феодала. Народ не оставлял надежды на укрощение распоясавшихся феодалов, представленных в романе в неприглядных образах норманнских баронов. Можно сказать, что в их лице автор изобразил целую портретную галерею насильников, хищников и эксплуататоров. Кровожадный и тупой Фрон де Беф, подлый Мальвуазен и не менее подлый де Брасси, авантюрист и насильник де Буагильбер, ханжески носящий на плаще крест рыцаря-монаха. Да и прелаты тоже не слишком привлекательны, особенно аббат Эймер с его совершенно неуместной для служителя церкви любовью к роскоши и сластолюбию. 
Но при этом Вальтер Скотт не очень приглядно изображает и англосаксонских танов. Они туповаты и ограниченны, и если в образах норманнских баронов автор порицает насилие и хищничество, то в образах англосаксонских танов он осуждает патриархальную консервативность, мелочность, неуместную и ненужную верность отживающей старине. 
Примирением старого и нового, синтезу каких-то положительных качеств того и другого служат в романе образы Ровены и Айвенго – молодого поколения старой англосаксонской знати, которые в силу своей молодости могут принять то, что отрицается их предками. Так, Айвенго верно служит королю-норманну, а Ровена готова на все, чтобы спасти честное имя любимого.

     Обратившись к английской истории конца XII века, Скотт исходит, прежде всего, из фольклорных источников и обоснований9.

     Авторское предисловие 1830 г. раскрывает для читателя источник возникновения романа: он коренится в народной традиции, в  анналах богатого английского фольклора. Герой этого произведения не исторически  существовавший король, а идеализированный король народной фантазии, король, каким  хотел бы видеть властителя угнетенный народ. Король старинной английской баллады миролюбив и скромен. Его природная жизнерадостность, доступность и простота помогают ему в общении с народом - он весело охотится в Шервудском лесу в часы досуга, разделяет трапезу  случайного спутника, милостив и добр, помнит сделанное ему добро и  строго блюдет интересы подданных. Именно так представлен в "Айвенго" Ричард "Черный Рыцарь".

     Изображен смутный период английской истории - период двоевластия, междуцарствия, время, когда "законный" английский король томится в австрийском плену, а его подданные, желавшие его  возвращения из долговременного  плена, почти утратили надежду на это.

     Скотт указывает на политический разброд  в стране. Состояние анархии и  растерянности, притеснение слабого  сильным стало системой. Мелкопоместные дворяне или Франклины подпали  под иго тирании могущественных баронов, положение широчайших масс населения заметно ухудшилось, к  экономическим формам угнетения  прибавилось еще национальное угнетение  саксов со стороны норманских завоевателей10.

     Определяя характер быта, условия жизни смутной  и переходной эпохи XII века, Скотт отмечает в самом начале романа, что "английский народ терпел великие бедствия".

     Жестокое  угнетение народа стимулировало  рост побегов крестьян и йоменов. Скотт осознает причины роста  и распространения так называемых разбойничьих шаек, ставших таковыми вследствие черной несправедливости и  неправды английских законов.

     Разбойники  были большей частью йомены и простые  крестьяне саксонского происхождения, доведенные до полного разорения  суровостью законов о "сохранении лесов и охотничьих угодий", а  потому и избравшие такой отчаянный  и бродячий образ жизни.

     Неудивительно, что крестьянин - раб, жизнь которого беспросветно тяжела, отнюдь не склонен  считать "разбойников" своими врагами. По словам Гурта, он убедился твердо в  том, что "настоящие воры и разбойники отнюдь не худшие люди на свете".

     Люди  английского народа с ненавистью говорят о принце Джоне, норманских феодалах; ненависть простонародья  Англии к угнетателям и тиранам - чужим и своим - подчеркивается в произведении многократно.

     Скотт рисует нападение на замок узурпатора феодала Реджинальда Фрон де Бефа как бы "со стороны" - о нападении  и всех обстоятельствах последнего рассказывает раненому Айвенго сочувствующая  нападающим Ревекка. Нападающие и защитники  замка уподобляются Ревеккой грозному столкновению морских стихий. Во главе  осажденных Бриан Буагильбер и де Браси, во главе осаждающих - Чёрный рыцарь и Локсли. Красное знамя, появившееся  на западной башне замка, служит сигналом для осаждающих к общей атаке. Мужество Локсли и его товарищей  решает исход сражения. Захватив замок, Локсли обращается к нападающим йоменам  с характерной речью: "Йомены! Жилища тирана более не существует!... Великий подвиг мщения свершен".

     Данная  сцена, являющаяся одной из самых  ярких в сюжете романа, подчеркивает величие восставшего народа, но в  то же время говорит и о политической ограниченности взглядов писателя - во главе восстания Черный рыцарь - английский король, которому в верности готовы поклясться и Локсли и его  вольные стрелки.

     Представителем  разрушительных антигосударственных  тенденций, королем, оторванным от народа, является в романе Скотта принц Джон - Иоанн  Безземельный, младший брат Ричарда, король-деспот, щедро раздававший направо и налево королевские земли, потворствовавший произволу норманских феодалов, ожесточивший как англо-саксонских феодалов, так и простой народ.

     В противоположность Джону с его  децентралистской тенденцией, Ричард Львиное сердце - собиратель и организатор  английского государства. Деятельность его объективно прогрессивна, она  преследует интересы нации и государства; она оправдана вдвойне и потому что, как представляется Скотту, Ричард I не только "законный король" по праву престолонаследия, но и "народный" король в том смысле как представляет себе институт королевской власти шотландский автор. Идеализация образа монарха, имевшая место в английском фольклоре, усилена автором романа.

     Ричард  Львиное сердце - опора государства, защитник подданных. Вся его деятельность направлена на благо Англии и благо  народа. "Едва ли найдется человек, которому страна и жизнь каждого подданного была бы дороже, чем мне", - говорит  в романе король.

     Он - заступник обиженных и гонимых, защитник справедливого дела; он бескорыстен  и честен, смел и решителен, силен  и мудр, отважен и весел, отзывчив к беде любого и великодушен к  врагам и побежденным. Он добывает победу честным путем-с помощью меча и копья.

     Справедливый  и гордый, он человечен и прост  в обращении с подданными. Он не гнушается дружбы с монахом, запросто беседует с йоменом, играет на арфе, без предрассудков вступает в общение с разбойниками, ведет на приступ замка крестьян и лесных стрелков.

     Ричард  романа - это герой легенды, в ином случае рыцарского романа. Идеализацию  образа сознавал и сам автор, не терявший чувства трезвого политического  чутья в оценке деятельности "короля-героя"11.

     Политическая  проблема - становление мощного английского  государства - решается в романе на примере показа острой борьбы за власть трех претендентов на английский королевский  престол - Ательстана, принца Джона, Ричарда  I Плантагенета.

     Историческая  обреченность первого подчеркивается в романе многократно. Ательстан  Конигсбурский - потомок последних  королей саксонской династии в Англии, равнодушен к чести своей родины (отказывается к огорчению почтительного  Седрика взяться за копье в  индивидуальном единоборстве), прожорлив, беспомощен и пассивен. Он не способен защитить интересы государства и  народа, а потому его общественная значимость ничтожна.

     Несостоятелен и обречен на поражение и другой претендент на королевский престол  Англии - принц Джон, хотя и по другим причинам. В противоположность Ательстану он энергичен, смел, заносчив, честолюбив, цели его определены, и он настойчиво добивается их реализации, но деятельность его - есть деятельность в личных корыстных  целях. Он враждебен народу; жизнь  и быт подданных, его не интересуют, английская земли рассматривается  им как вотчина, все его поведение  диктуется личными интересами. Он - разрушитель, носитель децентралистских тенденций; его деятельность общественно вредна и опасна.

     Враждебность  народу этого короля подчеркивается в романе путем прямых авторских  замечаний, характеристикой его  окружения (Мальвуазен, Фрон де Беф  и др.) и даже описанием его  внешности - предельно расточительной и крикливой.

     Жизнь и быт Англии XII столетия раскрыты путем введения в роман разнообразных типов и характеров. Здесь действуют, борются, радуются или страдают десятки людей, каждый из которых типичен для своего класса и рода занятий12.

     Одним из важнейших нововведений романа Скотта является роль, которую играет народ, масса, насколько старинный французский  роман является аристократическим, настолько роман Скотта имеет  тенденции демократические: мы видим, как со всех сторон врывается на его страницы народ.

Информация о работе Анализ и композиция романа "Айвенго"