Алманахи в культуре и литературе декабристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 03:17, реферат

Описание работы

Актуальность темы в первую очередь связана с неоценимостью вклада декабристов и их сторонников в культурную жизнь России 19 века. В эту эпоху мысль политическая и общественная неотделима от литературы. А литература является посредником между выразителем этой мысли – писателем или философом и народными массами. Таким образом, творческое наследие декабристов отражает все многообразие проблем того времени. Для более подробного анализа нами выбрана категория альманахов, которые издавались тайными обществами декабристов. Это обусловлено тем, что данные издания являются значимым этапом в развитии отечественной публицистики.

Содержание работы

Введение 3
1. Движение декабристов, их идеология 4
2. «Полярная звезда» 7
3. «Звездочка» 14
4. «Мнемозина» 14
5. «Русская старина» 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Декабристские альманахи-1.docx

— 81.03 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение 3

1. Движение декабристов, их идеология 4

2. «Полярная звезда» 7

3. «Звездочка» 14

4. «Мнемозина» 14

5. «Русская старина» 18

Заключение 20

Список использованной литературы 21

 

 

 

Введение

Безусловно, любой, кто причастен к русской  культуре и истории, высоко ценит вклад Декабристских обществ в развитие литературы и общественной мысли 19 века.

События 1825 года затронули, всколыхнули умы  и чувства думающего русского человека по всей Российской империи. Трагические события на Сенатской  площади еще долгое время находили отражение в различных произведениях  русского искусства. Достаточно того замечания, что А.С. Пушкин высоко ценил дело, начатое этими храбрыми и благородными людьми на благо отечества. Народная жизнь, помощь простому люду – вот те принципы, которые поставили имена декабристов на высокий моральный уровень.

Трибунами, с которых звучали смелые мысли  членов братства декабристов, являлись печатные издания, выпускаемые тайными  обществами. Альманахи и журналы  стали выразителями общественно-политической смелой мысли декабристов. Литература представителей данного общества по жанровым характеристикам была самой  разнообразной: здесь были и философские  размышления, и образцы поэтического творчества, и политико-правовые трактаты – все, что могло стать проводником  идей декабристов.

Актуальность  темы в первую очередь связана  с неоценимостью вклада декабристов  и их сторонников в культурную жизнь России 19 века. В эту эпоху  мысль политическая и общественная неотделима от литературы. А литература является посредником между выразителем  этой мысли – писателем или  философом и народными массами. Таким образом, творческое наследие декабристов отражает все многообразие проблем того времени. Для более  подробного анализа нами выбрана  категория альманахов, которые издавались тайными обществами декабристов. Это  обусловлено тем, что данные издания являются значимым этапом в развитии отечественной публицистики.

Исходя  из выше изложенного, формулируется цель реферативной работы: проанализировать отличительные черты основных альманахов, выпускаемых обществами декабристов.

Для того чтобы достичь цели работы нам  понадобилось решить ряд задач:

    1. Изучить разработанность темы в научной, литературоведческой, искусствоведческой и исторической литературе.
    2. На основе обобщения полученной информации выделить и охарактеризовать наиболее яркие альманахи декабристов.
    3. Подвести итоги проделанной работе и сформулировать основные выводы.

 

 

 

1. Движение декабристов, их идеология

В начале XXI века активно развивается общественно-политическая сфера, появляются новые идеи, возникает ряд тайных обществ – все это говорит о том, что образованная Россия понимает необходимость перемен. Порочность самодержавной власти, позорность крепостного права, нищенское существование большей части населения страны – вот те реалии российской действительности, с которыми нельзя было мириться неравнодушному человеку! Естественным кажутся в такой обстановке зарождение революционных идей и создание тайных оппозиционных сообществ.

В это  время вырастает целое поколение  революционеров по своей натуре, закономерно  то, что они принадлежали к дворянскому сословию. Получив образование, нередко заграничное, познакомившись с образцами современной европейской литературы, узнав о философских течениях и общественных идеях, молодые дворяне осознавали всю несправедливость жизненного уклада России. При этом каждый понимал, насколько велик народ русский, насколько богата и многогранна его культура, насколько щедры красоты природы и как прекрасен язык. И это противоречие, заключающееся в несовпадении великой души народа русского и его рабским существованием не могло не найти своего выражения.

Можно отметить, что одним из представителей кардинально  нового мышления становится А.Н. Радищев. Его идеи нашли своих продолжателей  среди молодых дворян, а затем  трансформировались в более смелые проекты. Декабристы так же явились  выходцами из образованной дворянской среды. Это и является удивительным, ведь не смотря на свою юность, они вступили в конфликт с интересами своего класса, сложив свои жизни на алтарь служения народу. Они выступили с революционными требованиями ликвидации самодержавно-крепостнического строя., позорившего такую великую державу как Россия.

Движение декабристов было вызвано социально-экономической обстановкой, сложившейся в России в начале XIX в. Первая четверть XIX в. характеризуется кризисом феодализма и постепенным ростом капиталистического уклада. Формирование капиталистического уклада происходило на основе роста товарного производства, дифференциации и разложения крестьянства. Классы старого феодального общества уже не были однородными в своем составе. Из дворян вышло много крупных фабрикантов и предпринимателей, таких как Строгановы, Салтыковы, Юсуповы и др. Выдающийся политический деятель этого периода Н. С. Мордвинов писал: «Многие знаменитые лица из дворянства сделались фабрикантами, заводчиками и записались в купцы».

В стране развертывалась внутренняя торговля, создавались крупные промышленные центры. Однако рост общественного разделения труда и товарного производства наталкивался на феодальные производственные отношения с господством натурального хозяйства. Феодальные производственные отношения тормозили развитие производительных сил страны, задерживали формирование пролетариата. В результате в XIX в. ярко проявилась экономическая отсталость России, что вызывало законное беспокойство за ее судьбу у передовых людей того времени, истинных патриотов своего отечества.

Россия была преимущественно аграрной страной, но и сельское хозяйство находилось в упадке. Низкая производительность труда была, характерна как для помещичьего, так и для крестьянского хозяйства. В русской деревне по-прежнему царили барщина и оброк, применялась самая примитивная техника.

Некоторая часть «просвещенного» дворянства, стремясь увеличить доходы, пыталась поднять производительность труда в своих поместьях путем введения различных новшеств, рационализации, перестраивающих хозяйство по образцу английского земледелия.

В тяжелые экономические условия было поставлено крестьянское хозяйство. Усиливалась эксплуатация крепостного крестьянства. Стремясь увеличить доходы, помещики присваивали себе крестьянские земли и тем самым подтачивали условия воспроизводства в крестьянском хозяйстве. Обезземеленное крестьянское хозяйство было обречено на разорение. Голод, нищета, стихийные крестьянские бунты были следствием усиления феодальной эксплуатации крестьянства. Одной из позорных страниц царского законодательства было разрешение торговать крепостными крестьянами. Помещик, по закону, мог оторвать крепостного крестьянина от семьи, от хозяйства и продать другому владельцу. Фактически этот закон царского правительства низводил крепостного до положения раба.

Нетерпимое положение крестьянства привело к протестам и возмущениям против крепостного строя. Массовые жалобы, «прошения» крестьян, поджоги и разгромы помещичьих имений и, наконец, грозные крестьянские восстания не только не прекращались в продолжение всей первой четверти XIX в., но по мере возрастания кризиса крепостничества увеличивались. В 1820 г. были сильные волнения в армии. Царское самодержавие жестоко расправлялось с восставшими.На службу реакционной политике отживающего класса была поставлена цензура, не пропускавшая в печать никаких статей, где обсуждался вопрос о крепостничестве. Негласный полицейский надзор, увольнение из университетов прогрессивных профессоров, обвиняемых в распространении среди студентов свободомыслия, жестокие расправы с теми, кто выражал недовольство реакционной политикой царизма, накапливали возмущение среди прогрессивно мыслящих людей и особенно среди дворянской молодежи. У передовых людей России назревал вывод о необходимости уничтожения самодержавия и крепостничества, которые являлись оплотом реакционных сил.

Свободолюбивые идеи, несмотря на все возрастающую реакцию, получали все большее распространение среди молодого поколения России. Молодежь, желая разобраться в сложнейшей обстановке, со страстью училась, читала политические журналы и сочинения прогрессивных русских и западноевропейских мыслителей, увлеченно изучала буржуазную политическую экономию. Молодые люди объединялись в небольшие кружки и приглашали прогрессивных профессоров для того, чтобы прослушать их курсы лекций по политической экономии, философии и праву.

Между членами образовавшихся тайных обществ распространялись многочисленные рукописные списки наиболее обличительных произведений Радищева — «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву», запрещенных царской цензурой,

Большинство декабристов было участниками войны 1812 г. и в связи с этим познакомились с общественным строем, установившемся на Западе. В некоторых странах Западной Европы крепостное право было уже уничтожено. Быстрыми темпами развивался более прогрессивный по сравнению с феодализмом капиталистический строй. Сопоставляя результаты экономического, политического и культурного развития западных стран и России, молодежь делала выводы не в пользу России.

Передовые люди России давно приглядывались к событиям, происходящим на Западе. В конце XVIII в. во Франции совершилась буржуазная революция, идеи которой находили отклик у декабристов.

2. «Полярная звезда»

Петербургский альманах «Полярная звезда» – одно из самых интересных периодических изданий первой четверти XIX в. Его выпускали А. А. Бестужев и

К. Ф. Рылеев; вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825гг. Ни один современный орган печати не имел такого успеха у читателей.

К началу издания своего альманаха Рылеев и Бестужев не были новичками в литературе и журналистике. Рылеев уже приобрел известность как автор острой сатиры «К временщику» и гражданских «Дум», Бестужев – как поэт и талантливый критик; оба сотрудничали в петербургских журналах, участвовали в Вольном обществе любителей российской словесности.

В целях цензурной маскировки издатели придали «Полярной звезде» форму, характерную для тогдашних альманахов как представителей «малой» периодики: она печаталась форматом в двенадцатую долю бумажного листа и на титуле значилось, что эта «карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности». Рылеев и Бестужев хотели подчеркнуть, будто они намереваются выпускать чисто литературный альманах, не отступая от традиций Карамзина.

И все же провинциальные читатели сразу догадались, что «Полярная звезда» – это не столько литературно-художественный, сколько общественно- политический альманах. Уже самое название его перекликалось со стихотворением Пушкина «К Чаадаеву» (1818), широко распространенным в рукописных копиях, и воспринималось как символ свободы, счастливого будущего. Кроме того, после выхода первой книги Бестужев и Рылеев сообщили читателям, что, предпринимая издание «Полярной звезды», они «имели в виду более чем одну забаву публики», что альманах рассчитан не на узкий круг читателей, а на «многих».

К сотрудничеству в «Полярной звезде» издатели привлекли лучшие литературные силы – Пушкина, Грибоедова, Ф.Глинку, Кюхельбекера,

Д.Давыдова, Вяземского, Сомова и др. Эпизодически участвовали в альманахе даже Греч и Булгарин; они пока еще прикрывались показным либерализмом и не порывали связей с передовыми деятелями; к тому же их участие в «Полярной звезде» ослабляло бдительность цензуры.

Рылеев возглавлял в альманахе отдел поэзии и печатал свои «думы», отрывки из поэм «Войнаровский» и «Наливайко». Бестужев ведал прозой, он помещал критические обзоры литературы и повести, проникнутые идеями свободолюбия. На нем лежали основные издательские и редакторские обязанности, переговоры с сотрудниками и цензурой, отбор материала, составление книжек и корректура. Многие современники воспринимали «Полярную звезду» как альманах Бестужева.

Каждая книжка открывалась обозрением литературы, написанным Бестужевым, а затем шли произведения в прозе и стихах, которые являлись своего рода художественной иллюстрацией выдвинутых в нем положений. Статьи Бестужева служили организующим началом в книжках «Полярной звезды», сообщая им четкую направленность.

При характеристике общественно-политической позиции «Полярной звезды» необходимо помнить, что более двух лет отделяет ее третью книжку от первой.

За это время произошли значительные сдвиги в мировоззрении издателей, что не могло не отразиться на материалах «Полярной звезды». Единый и целенаправленный как орган декабристской периодики альманах развивался, совершенствовался от книжки к книжке: с каждым годом яснее определялось политическое лицо «Полярной звезды» в связи с тем, что Рылеев и Бестужев все более полно овладевали идеями дворянской революционности.

«Полярную звезду» на 1823г. Бестужев и Рылеев подготовили осенью 1822г.

В ту пору они еще не были декабристами: Рылеев не разочаровался в конституционной монархии, Бестужев не до конца преодолел влияние Жуковского и Карамзина. Недостаточная четкость политических и литературных взглядов издателей сказалась на содержании первой книжки «Полярной звезды» и, прежде всего, заметна в обозрении Бестужева «Взгляд на старую и новую словесность в России».

Художественные материалы первой книжки «Полярной звезды» не были однородны в своем направлении. Передовые тенденции выражали думы Рылеева:

«Рогнеда», «Борис Годунов», «Мстислав Удалой». Горячей защитой свободы человека проникнуто стихотворение Ф.Глинки «Плач пленных иудеев».

Пушкин выступает в альманахе как ссыльный поэт. Из Одессы он прислал в первую книжку альманаха стихотворение «Овидию», в котором сравнивал свою судьбу с судьбой римского поэта Овидия, изгнанного из пределов родины императором Октавианом Августом. Кроме этого напечатано еще три:

Информация о работе Алманахи в культуре и литературе декабристов