Адресаты любовной лирики Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 09:42, реферат

Описание работы

Лирические произведения выражают субъективную точку зрения автора на происходящее. В любовной лирики центральной темой произведения становится любовь во всех ее проявлениях: счастливая и несчастная, уже пережитая, или только зарождающаяся. Любовная лирика — один из наиболее красивых жанров, который передает удивительный мир человеческих чувств и любовных переживаний. Любовная лирика — это жизнь, переданная романтическими образами. В ней вы сможете найти то, что созвучно вашему сердцу.(2)

Содержание работы

Что такое любовная лирика………………………………………………………………………………..3
Каким был Лермонтов…………………………………………………………………………………………3
Первая любовь…………………………………………………………………………………………………….3
Екатерина Сушкова………………………………………………………………………………………………4
Наталья Федоровна Иванова………………………………………………………………………………4
Варвара Александровна Лопухина…………………………………………………………………….5

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 23.47 Кб (Скачать файл)

МОУ СОШ №27

Реферат

«Адресаты любовной лирики Лермонтова.»

 

 

 

Выполнила: 
Ученица 10 «а» класса 
Степанова Яна

 

 

 

Ярославль, 2014 год.

Содержание 
Что такое любовная лирика………………………………………………………………………………..3

Каким был Лермонтов…………………………………………………………………………………………3

Первая любовь…………………………………………………………………………………………………….3

Екатерина Сушкова………………………………………………………………………………………………4

Наталья Федоровна Иванова………………………………………………………………………………4

Варвара Александровна Лопухина…………………………………………………………………….5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лирические произведения выражают субъективную точку зрения автора на происходящее. В любовной лирики центральной темой произведения становится любовь во всех ее проявлениях: счастливая и несчастная, уже пережитая, или только зарождающаяся. Любовная лирика — один из наиболее красивых жанров, который передает удивительный мир человеческих чувств и любовных переживаний. Любовная лирика — это жизнь, переданная романтическими образами. В ней вы сможете найти то, что созвучно вашему сердцу.(2) 
          Любовная лирика присутствует практически у всех поэтов. Для кого-то - это чувство высокое и светлое, а для Лермонтова – это душевная боль и разочарования. 
          В отличии от Пушкина, в жизни Лермонтова романов было значительно меньше. Он не отличался красотой. Первое впечатление, которое Лермонтов производил на женщин, для него не всегда было выгодно. В. И. Анненкова о первом знакомстве с поэтом вспоминала: "Должна признаться, он мне совсем не понравился. Он был мал ростом, коренаст, некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно". Правда, В. И. Анненкова была представлена Лермонтову не в лучшее время: он был болен, лежал в госпитале, "прикованный к постели". Может быть, поэтому "у него был злой и угрюмый вид, его небольшие глаза сверкали мрачным огнем, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка".  
           Женщины, узнавшие Лермонтова ближе, переставали замечать, что он некрасив. Хозяйка знаменитого петербургского литературного салона С.Н. Карамзина, питавшая большую симпатию к Лермонтову, сообщала сестре, что Лермонтов "мил", и его "присутствие всегда приятно и всех одушевляет". Глаза Лермонтова действовали на женщин неотразимо. "Нельзя было не смутиться, - писала Е.А. Сушкова, - когда он устремлял их с какой то неподвижностью". 
           Близко знавшие Лермонтова женщины никогда не называли его злым или желчным. Большая умница А.О. Смирнова справедливо говорила, "что Лермонтов вовсе не дерзкий человек, его в этом обвинили, но что он свою природную застенчивость маскирует притворной дерзостью". А Мария Лопухина, знавшая Лермонтова с его ранней юности, любила его за "добрый характер" и "любящее сердце".(1) 
            Первые чувства маленький Лермонтов испытал в возрасте десяти лет. К его кузенам приходила женщина с дочкой. Он вспоминает эту девочку как очень любезную. Сам Михаил Юрьевич говорил: ”Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут, и играла с кузиною в куклы: сердце мое затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано! Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я плакал потихоньку, без причины, желал ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату… Я не знаю, кто была она, откуда, и поныне мне неловко, как-то спросить об этом: может быть, спросят и меня, как я помню, когда они позабыли; или тогда эти люди, внимая мой рассказ, подумают, что я брежу; не поверят ее существованию – это было бы мне больно!. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет; с тех пор я ничего подобного больше не видел или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз”. 
          М. Ю. Лермонтов переезжает в Петербург, поступает в школу гвардейских прапорщиков, которую оканчивает в ноябре 1834 года. Он был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк. . Именно здесь, в Петербурге, произошла новая встреча с Екатериной Сушковой, известной в свете кокеткой. В 1830 году А.М. Верещагина, давняя знакомая Лермонтова, познакомила его с 18-летней Екатериной Сушковой. Светская красавица, она посмеивалась над чувствами поэта. Через 5 лет Лермонтов, уже известный поэт, встретил Сушкову в Санкт-Петербурге. Он решил ей отомстить, вскружил ей голову и расстроил ее предстоящее замужество со своим другом Алексеем Лопухиным.

Благодарю! Вчера мое признанье

И стих мой ты без смеха приняла;

Хоть ты страстей моих не поняла,

Но за твое притворное вниманье

Благодарю!

История их отношений нашла свое отражение в повести “Княжна Лиговская”. Она до конца жизни так и не узнала, что письмо, ее скомпрометировавшее и приведшее к разрыву с женихом, было написано Лермонтовым.

Более глубокий след в душе Лермонтова оставила некая Н.Ф.И. Некоторые свои работы он подписывал как «Н.Ф. И-вой», «И-вой», «К.И». Это очень озадачивало исследователей, но вскоре выяснилось, что это Наталья Федоровна Иванова, дочь московского литератора Федора Федоровича Иванова, автора известной в те годы пьесы” Семейство Старичковых” и трагедии “Марфа Посадница”.  
           Их отношения были очень не просты. В начале знакомства, ободренный вниманием со стороны “Н. Ф. И.”, Лермонтов писал:

Мои неясные мечты

Я выразить хотел стихами,

Меня бы примирила ты

С людьми и буйными страстями.

Но взор спокойный, чистый твой

В меня вперила изумленный:

Ты покачала головой,

Сказав, что болен разум мой,

Желаньем вздорным ослепленный.

Но вскоре Лермонтов встретил непонимание и холодность. Разрыв стал неизбежен. В лирике поэта появляются трагические ноты, ” мотивы неверия в прочность женского чувства, ревность, укоры в обмане”, – писал В. А. Мануйлов. (3) 
           Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв относится примерно к лету 1831 года. Рисуя ее портрет, он называет ее “мраморный кумир”, “бесчувственное божество”. У Лермонтова есть примерно 40 стихотворений, носящих название “Ивановский цикл”. 
            Варвара Александровна Лопухина – одна из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова. Пережив бурное увлечение Н.Ф.Ивановой, поэт в 1831 встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея – Варенькой. Чувство Лермонтова было к ней безотчетно, но истинно и сильно, он едва ли не сохранил его до самой смерти. Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её. Первая страсть Лермонтова не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, то очень сильно расстроился. Он любит ее одну и верен ей одной. Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи, связанные с В. Лопухиной, объединяют два взаимосвязанных мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья. Литературные критики говорили, что черты Вареньки Лопухиной нашли свое отражение в образах княжны Мери и Веры из романа “Герой нашего времени”.

Лермонтов писал:

 

Мы случайно сведены судьблю,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою;

Хоть пути не кончить им вдвоем!

 

(…)

 

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч – путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!

Одна из главных тем лирики М.Ю. Лермонтова – тема любви. Если ранняя любовная лирика поэта наполнена отчаянием, отвергнутой души, страданиями, болью, то стихотворения последних лет близки пушкинской светлой грусти. Поэт все больше убеждается в том, что любить – значит желать добра любимому человеку, прощать мелкие обиды.

 

 

Список литературы

1) http://nsportal.ru 
2) http://scanpoetry.ru 
3) http://festival.1september.ru

 

 


Информация о работе Адресаты любовной лирики Лермонтова