Власть как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Существуют различные мнения о власти как социальном феномене.
Одни рассматривают ее как принудительную силу, навязанную извне, как подчинение чужой воле. Другие оценивают ее как созидательную силу, как способность к управлению в целях сохранения существующего порядка. Третьи предлагают рассматривать власть как не одномерное, внутренне противоречивое социальное явление, в котором взаимодействуют два начала – созидательное и насильственное. В частности, еще Т. Парсонс предложил рассматривать власть как феномен, опирающийся как на насилие, так и на соглашение.

Файлы: 1 файл

социология контрольная.docx

— 70.67 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Понятие власти является одним  из центральных в политологии. Оно  дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и  самой политики. Определение понятия  власти, её сущности и характера  имеет важнейшее значение для  понимания природы политики и  государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.

Великий древнегреческий  философ Аристотель Стагирит (384 - 322 до н. э.) в своей работе «Политика» утверждал, что «Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако, чем выше стоят подчиненные, тем более совершенная сама власть над ними; так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. Ведь чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа… Во всяком живом существе прежде всего можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж».

Что же такое власть, какова ее природа? На эти и другие вопросы  призвана ответить наша лекция.

Во все времена политическая наука считала неразрывными политику и власть. Власть есть основной инструмент и цель политики в обществе. Общество потому и является обществом, что  объединяющими факторами являются взаимодействие людей, обмен и власть. «Тот, кто участвует в политике, тот обязательно борется за власть», - известная формула М. Вебера.

Таким образом, можно определить политическую власть как способность  и возможность принимать и  приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие  на действия и поведение субъектов  политики.

 

1. Власть как  социальный феномен

 

По своей природе власть - явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе.

Социальная власть (хотя и в скрытой форме) присутствует везде, где есть устоявшиеся объединения  людей: в семье, производственных коллективах, государстве, то есть там, где реальны  возможности влиять на поведение  людей.

Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей.

В самом широком значении власть — всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над  собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином  и государством, между должностным  лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности — политической, экономической, правовой.

Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям  между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для  всех правила поведения.

Власть как феномен  проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека. В личной жизни - это власть над собой и  обстоятельствами, в социуме - это  власть над людьми, в биосфере - это  власть над природой.

С древнейших времен в истории  человечества власть рассматривалась  как социальная роль (шаман, лидер, вождь, герой), как социально-психологический  ресурс для управления людьми (определенные качества и свойства личности) и  как механизмы управления и подчинения одних людей другим (превосходство, заражение, внушение, авторитет, страх). Мифы первобытных обществ свидетельствуют о наличии в сознании людей стремления к подчинению некоторым выдающимся личностям, отождествляемым с богами и сверхличностями. Древними греками власть рассматривалась как искушение: «Нет человеческой души, которая выстоит перед искушением властью» (Платон).

Таким образом, социальная власть — это волевые отношения между  людьми по поводу организации их совместной деятельности, выработки и осуществления  общей для данного социального  коллектива воли (интересу).

Особенной разновидностью социальной власти является власть государственная. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (социальный) характер, то в классово организованном — политический.

В государстве мы имеем  дело с политической властью. В анализе  политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она  имеет крепкие корни в общественной и частном жизни граждан.

Существуют различные  мнения о власти как социальном феномене.

Одни рассматривают ее как принудительную силу, навязанную извне, как подчинение чужой воле. Другие оценивают ее как созидательную  силу, как способность к управлению в целях сохранения существующего  порядка. Третьи предлагают рассматривать  власть как не одномерное, внутренне  противоречивое социальное явление, в  котором взаимодействуют два  начала – созидательное и насильственное. В частности, еще Т. Парсонс предложил рассматривать власть как феномен, опирающийся как на насилие, так и на соглашение.

В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие  и подвластные, господствующие и  подчиненные.

Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убеждённости в  необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большое значение для эффективности власти и ее долговечности.

Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это  своеобразная плата за жизнь в  обществе, ибо жить в обществе и  быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений  власти человеческая цивилизация невозможна.

 

2. Власть как  один из способов организации  общественных отношений и форм  социального регулирования. Концепция  власти

 

Итак, власть появилась с  возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме  всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации  общественного производства, которое  требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования  других взаимоотношений между людьми в обществе.

Наличие власти вызвано объективной  потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов  и потребностей людей с помощью  различных средств, в том числе  и принуждения.

Дело в том, что общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно  различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются.

Наконец, одни люди талантливы, другие - не очень, одни активны, другие пассивны и т. д. Все эти проявления естественного и социального  неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов  и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных  внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие  интересы, регулирует взаимоотношения  между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов  и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

Социальная функция власти по обеспечению целостности и  упорядочению разнообразных интересов  и отношений между людьми может  достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти.

Властное начало может  быть конструктивным, созидающим, а  может иметь разрушительные последствия. Так, властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием. Скажем, длительная идеологическая обработка населения, создание атмосферы массового психоза и подозрения с помощью пропагандистских мифов о «военной угрозе» или наличии «внутреннего врага» заметно снижают уровень рациональности в поведении людей, ведут к их социальной и культурной деградации.

Функция упорядочивания социальных взаимосвязей может быть реализована  и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения. Но нередко целостность общества достигается прямым подавлением  интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.

Современная политологическая наука знает несколько подходов к исследованию проблем власти. Главным  в этих концепциях является вопрос об источниках или основаниях власти, поиск модели воспроизводства и концентрирования власти.

Рассмотрим основные концепции (мысли, понятия) власти:

1) Теологическая (греч. Theos — Бог) - всякая государственная власть происходит от Бога. «Источник власти в Боге» — Фома Аквинский (1225 – 1274). Он признавал положительную роль Бога, поскольку государство выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Обосновал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже воспитание — против тирании.

2) Телеологическая (греч. Telios — цель) - реализация намеченных целей. Характеризует власть, как способность достижения определенных целей, получение намеченных результатов: служить обществу; иметь привилегии, престиж, положение в обществе; наслаждаться, находясь у власти.

3) Биологическая концепция  – власть для обуздания человеческой  агрессии, как биологического существа.

4) Бихевиористская (англ.behaviour — поведение) – человек — «властолюбивое животное». Власть - средство улучшения жизни, приобретение богатства, престижа, свободы безопасности. Его представители: Лассуэлл, Мерриам и др., трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.

Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек – это человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть политика. Но политика – сфера социального взаимодействия, потому индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди.

Отсюда можно понять, как  рождаются и функционируют партии, политические организации, государство. Государственная власть воспроизводится  путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения, борьбы политических субъектов, их воли к власти.

Бихевиоралисты рассматривают политические отношения как рынок власти (рыночная модель). Субъекты власти вступают в определенные соглашения, «сделки» ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы, вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок.

Основные положения  бихевиористского направления:

основа властеотношений - контроль одного субъекта над другим;

некоторые исследователи  видят исходное начало власти в воле, как естественном свойстве человека, в его агрессивности и стремлении к большему и лучшему;

власть проявляется в  силе, способностях (руководителя), и  люди жаждут быть в услужении (подчинении), стремятся присоединиться к воле кого-либо;

человек-первоисточник власти;

критическое отношение к  особой роли государства в упорядочении отношений между людьми.

5) Подход системный - власть  — производная социальной системы.  Он возник в противовес бихевиористскому видению власти и исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) рассматривают власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию ее коллективных целей. Это во многом обусловливает относительность власти, т. е. распространенность на определенные системы.

Системное направление современных  концепций политической власти:

ориентировано на поиски тайны  власти в общественных структурах;

основу властеотношений видит в противоречии или несимметричности функций как выражении общественной системы;

потребность власти видит  в противоречиях между запросами, интересами, ожиданиями и возможностями;

определяет власть как  производную от статуса субъекта способность действовать, ставить  условия

6) Структурно-функциональная  теория социального действия - роль  управляющих и управляемых. Власть  рассматривается как способ самоорганизации  человеческой общности, основанный  на целесообразности разделения  функции управления и исполнения. Социальная роль человека. Власть  — занятие руководящих должностей. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей.

Информация о работе Власть как социальный феномен