Власть как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:57, доклад

Описание работы

По своей природе власть - явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе.
Социальная власть (хотя и в скрытой форме) присутствует везде, где есть устоявшиеся объединения людей: в семье, производственных коллективах, государстве, то есть там, где реальны возможности влиять на поведение людей.
Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей.
В самом широком значении власть — всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности — политической, экономической, правовой.

Файлы: 1 файл

Vlast_kak_sotsialnyy_fenomen.doc

— 737.17 Кб (Скачать файл)

Власть как социальный феномен

 

По своей природе власть - явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе.

Социальная власть (хотя и в скрытой форме) присутствует везде, где есть устоявшиеся объединения людей: в семье, производственных коллективах, государстве, то есть там, где реальны возможности влиять на поведение людей.

Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей.

В самом широком значении власть -- всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности -- политической, экономической, правовой.

Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения.

Власть как феномен проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека. В личной жизни - это власть над собой и обстоятельствами, в социуме - это власть над людьми, в биосфере - это власть над природой.

С древнейших времен в истории человечества власть рассматривалась как социальная роль (шаман, лидер, вождь, герой), как социально-психологический ресурс для управления людьми (определенные качества и свойства личности) и как механизмы управления и подчинения одних людей другим (превосходство, заражение, внушение, авторитет, страх). Мифы первобытных обществ свидетельствуют о наличии в сознании людей стремления к подчинению некоторым выдающимся личностям, отождествляемым с богами и сверхличностями. Древними греками власть рассматривалась как искушение: «Нет человеческой души, которая выстоит перед искушением властью» (Платон).

Таким образом, социальная власть -- это волевые отношения между людьми по поводу организации их совместной деятельности, выработки и осуществления общей для данного социального коллектива воли (интересу).

Особенной разновидностью социальной власти является власть государственная. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (социальный) характер, то в классово организованном -- политический. В государстве мы имеем дело с политической властью.

Существуют различные мнения о власти как социальном феномене.

Одни рассматривают ее как принудительную силу, навязанную извне, как подчинение чужой воле. Другие оценивают ее как созидательную силу, как способность к управлению в целях сохранения существующего порядка. Третьи предлагают рассматривать власть как не одномерное, внутренне противоречивое социальное явление, в котором взаимодействуют два начала - созидательное и насильственное. В частности, еще Т. Парсонс предложил рассматривать власть как феномен, опирающийся как на насилие, так и на соглашение.

В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные.

Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убеждённости в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большое значение для эффективности власти и ее долговечности.

Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Власть как социальный феномен

Власть как социальное явление воспринимается далеко не однозначно. Современная общественная наука дает чрезвычайно богатую палитру концепций власти:

Нормативно-формалистский подход источником и содержанием власти определяет систему норм, господствующих в обществе.

Субъективно-психологический подход основу и суть власти объясняет врожденной склонностью людей к агрессии, инстинктом к главенству, формой самореализации особого вида индивидов.

Индивидуально-социологический подход явление власти рассматривается на фоне игры индивидуальных интересов, противоречий между собой и ограничений других.

Марксистская концепция сущности власти основана на проблемах, связанных с характером классового господства и его основной формой - классовой диктатурой, определение соотношений между классовыми и всеобщими интересами в динамике общественного процесса.

При всем многообразии интерпретаций данного феномена, власть представляет собой порождение человеческого сообщества, одной из его базовых, естественных потребностей.

 

Любая власть обладает рядом характерных признаков:

- Власть как отношение определенной зависимости между людьми в обществе;

- Власть носит характер волевого воздействия;

- Власть всегда определяется с помощью особых властных оснований;

- Субъекты и объекты власти являются относительно независимыми и часто меняются друг с другом местами.

Основания или источники власти весьма разнообразны, как многообразна сама общественная жизнь, структура общественных отношений. Основания власти могут типологизироваться по форме и способам реализации воли, влияния.

Сила традиционных оснований:

- во все времена - богатство;

- в эпоху индустриального общества - организация;

- в эпоху научно-технического прогресса - информация.

Сила и богатство является главным источником власти в обществах, где еще формируется гражданское общество, не развиты интересы и культура принятия общего для всех порядка. В индустриальных обществах богатство перестает быть гарантом власти. Властвовать может только тот, кто усвоил законы организации и возможности ее использования в мобилизации и координации. В эпоху научно-технического прогресса резко возрастает роль и значение информированности: власть не может быть без преимуществ в информации. Формула «знание- сила» может означать господство над людьми.

Структурными основаниями власти являются: законы, суд, государственный аппарат, партийная дисциплина, центральные и региональные структуры, авторитет лидера.

Психологические основания власти основаны на мотивах поведения объекта и субъекта, выявления человеческого компонента в прогрессе властвования. Источником власти здесь могут быть страх, интерес, убеждение. Грани, отделяющие одно основание от другого, условны. Всякая проявившаяся власть состоит из трех взаимосвязанных элементов: субъекта власти, объекта власти и содержания властных отношений между ними. Люди, как реальные обладатели социальной власти действуют двояко: либо в качестве исключительно самостоятельного и индивидуального субъекта, либо, помимо своей первичной власти, одновременно владеют делегированной извне властью. Эту последнюю власть называют вторичной или производной, ибо она отчуждена и, как правило, ограничена определенными сроками.

Различают два основных типа власти:

Власть-авторитет - эта власть может быть политической и тогда означает способность заставлять людей подчиняться. Оказывать влияние на население. Но это понятие означает также и многие другие властные отношения: семьи, партии, церкви.

Власть-могущество - содержит идею управления государством и осуществления необходимых для этого действий. Она характеризует именно высшую власть в обществе.

В общественном виде термин власть можно определить как способность и возможность человека или группы осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение других людей с помощью какого-либо средства. В зависимости от мотивов, причин, по которым человек или социальная группа добровольно или вынужденно подчиняется чуждой воле, различают три формы публичной власти - экономическую,социальную,политическую.

Экономическая форма основывается на материальной зависимости социальной группы (объекта)от субъекта власти.

Социальная форма проявляет себя тогда,когда социальная группа подчиняется чьей-либо воле без видимого физического или материального принуждения либо угрозе такого принуждения. Социальная форма власти может проявлять себя как: 
- харизматическая, основанная на иррациональной, либо религиозной вере в исключительные, сверхъестественные качества властвующего субъекта;                                                                                         - традиционная, основанная на традиционных ценностях и обычаях, подкрепляемых авторитетом общественного мнения; 
- информационная, побуждает людей к подчинению чужой воле посредством манипулирования средствами массовой информации, в результате чего у социальной группы формируется убеждение в необходимости и рациональности предпринимаемых действий.

 

Каждая из перечисленных видов социальной власти редко встречается в чистом виде. Они тесно переплетаются и взаимно дополняют друг друга, хотя в каждом конкретном случае можно выделить доминирующий мотив подчинения людей чьей-либо воле.

 

Наиболее известной и мощной формой власти является власть политическая. Она выражается в реальной способности индивида или социальной группы проводить свою волю при помощи особой системы средств государственного воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится это или нет массе людей.

 


Информация о работе Власть как социальный феномен