Власть и влияние в управленческой деятельности: проблемы лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:30, контрольная работа

Описание работы

В современном русском языке под руководством подразумевается либо индивид или группа, либо процесс. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Лидерство основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации.
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. Способность лидерства влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

Содержание работы

Введение…………………………………..…….………..………………………3
1. Влияние и власть…………………………….……………………………..... 4
2. Формы власти и влияния………………………………………………………6
3. Проблема лидерства……………………………...…………………………….9
3.1.Что такое лидер и лидерство…………………………...................……….9
3.2. Качества присущие лидеру…………………………………………...….10
3.3. Окружение лидера…………………..........................................................11
3.4. Функции лидера…….……………………...…………………...……..….12
3.5. Лидерство и современность…………………...………………...…..…...13
Заключение.……………..………...…………………………………….……….14
Список используемой литературы………...……………………………………15

Файлы: 1 файл

к.р. социология.docx

— 52.38 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология  управления»

на тему: «Власть и влияние в управленческой деятельности:

 проблемы  лидерства».

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

заочной формы обучения

направления «ГМУ»,

группы  № 1521

М.В. Прудаева

Проверил:

Т.С.Ольховик

 

                                                                                         

Заводоуковск, 2013

 

Содержание

 

 Введение…………………………………..…….………..………………………3

1. Влияние и   власть…………………………….……………………………..... 4

2. Формы власти и влияния………………………………………………………6

3. Проблема лидерства……………………………...…………………………….9

    3.1.Что такое лидер и лидерство…………………………...................……….9

    3.2. Качества присущие лидеру…………………………………………...….10 

    3.3. Окружение лидера…………………..........................................................11                         

    3.4. Функции лидера…….……………………...…………………...……..….12                         

    3.5. Лидерство и современность…………………...………………...…..…...13                     

Заключение.……………..………...…………………………………….……….14

Список используемой литературы………...……………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

Группы и неформальные организации могут оказывать  сильное влияние на поведение  отдельного человека и на эффективность  организации. Руководитель должен направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач, даже когда существующие при этом взаимоотношения не вписываются  в рекомендованные начальством  рамки. Основной механизм осуществления  этой задачи - это руководство, а  также самостоятельные, но тесно  связанные концепции власти и  личного влияния.

Многие воспринимают власть как нечто, имеющее отрицательную  окраску, но, на самом деле, для успеха организации власть необходима для  осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля.

Для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять необходимо иметь основу власти. Для  того чтобы обладать властью человек  должен иметь возможность держать  под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, то, что создаст зависимость одного человека от другого и заставит его  или её действовать так, как желает этот другой человек. Основные потребности: физиологические потребности, потребности  в уважении и самовыражении.

В современном русском  языке под руководством подразумевается либо индивид или группа, либо процесс. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Лидерство основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации.

Сила и принуждение  при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. Способность  лидерства влиять на людей дает ему  возможность использовать власть и  авторитет, получаемые от его последователей.

 

 

 

 

1. Влияние и власть

 

Влияние - это любое поведение  одного индивида, которое вносит изменения  в поведение, отношения, ощущения другого  индивида. Средства, с помощью которых  одно лицо может влиять на другое, могут  быть разнообразными: четкие указания, уговоры, угрозы, просьба, подкуп, требование.

Руководители должны оказывать  влияние таким способом, который  ведет не просто к принятию идеи, а к действию, т.е. фактическому труду, который необходим для достижения целей организации. Для того, чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять власть.

Власть может относиться к индивиду, группе и организации  в целом.

Власть - это возможность  влиять на поведение других. Реализация власти обычно связана с трудностями, поскольку руководитель, каким бы самостоятельным не казался внешне, на деле зависит от огромного количества людей и жизненных обстоятельств. Руководитель зависит от своего непосредственного  начальства, подчиненных, коллег, от людей  и организаций, находящихся вне  собственной организации. Эта зависимость  от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которую испытывает руководящий персонал. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать  с этими неуправляемыми силами, он не может выполнить свою собственную  работу, а это, в свою очередь, снизит эффективность деятельности всей организации.

Влияние и власть в равной мере зависит от личности, на которую  оказывается влияние, а также  от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти.

Власть часто используют как синоним термина «авторитет». Это не совсем верно. Авторитет - это  власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая  подчиненными как то, с чем они  согласны и считают правильным. В  первом случае власть дается сверху, а  в другом она должна быть получена снизу. Авторитет как понятие  не исчерпывает всех вариантов появления  власти. Власть может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия  или от того и другого. Власть должности  проистекает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен.

Объем этой власти зависит  от уровня доверия, которое обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может  быть в любое время взята обратно  наверх. Это позволяет сделать  вывод, что не существует прямой зависимости  между уровнем должности и  объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально.

Личная власть - это степень  уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны  подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации  приходит снизу - от подчиненных. Личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия. Личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда  руководитель обладает и должностной, и личной властью. Однако в большинстве  ситуаций достичь этого очень  трудно

Властью манипулируют, используют её как во благо, так и во зло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Формы власти и влияния

 

Для того чтобы обладать властью, нужно иметь возможность  держать под своим контролем  что-либо, имеющее значение для исполнителя, то, что создаст его зависимость  от вас и заставит его или ее действовать так, как желаете  вы. Это «что-то» есть у нас  всех.

Власть может принимать  разнообразные формы. Согласно их классификации, имеется пять основных форм власти:

1) власть, основанная на  принуждении, влияние через страх.  Человек ощущает страх, когда  напрямую угрожают его потребности  выживания или защищенности.

Множество потребностей удовлетворяется  именно на рабочем месте. Появляется страх потерять работу, намек на увольнение, лишение каких-либо полномочий, понижение в должности. Влияние  через страх может быть эффективным  тогда, когда человека поймают в  момент «неуставного поведения». Это  не помогает делу, а ведет к снижению производительности труда и высокой  текучести кадров. Эта форма власти и влияния может работать в  течение короткого времени, так  как у работника будет накапливаться  чувство обиды и, в конечном счете, отрицательно скажется на результатах  работы;

2)  власть, основанная  на вознаграждении, влияние через  положительное подкрепление. Подчиненный  позволяет властвовать над собой  и делать то, что добивается  от него руководитель, но в  обмен на вознаграждение. Чтобы  повлиять на поведение исполнителя,  вознаграждение должно быть ценным  для него. То есть власть, основанная  на вознаграждении, будет действенной  в том случае, когда руководитель  сможет правильно определить, что  в глазах подчиненного представляет  истинную ценность и реально  предложить ему это вознаграждение. Эта форма может дать хорошие  результаты, если будет иметь  честную основу. Однако нужно  помнить, что ресурсы организации  ограничены. Обещать можно, конечно,  что угодно, а вот выполнить  обещанное уже гораздо сложнее,  и тогда власть может оказаться под угрозой;

Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним.

 Внутреннее вознаграждение  дает сама работа, например, чувство  достижения результата, содержательности  и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение,  возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее  вознаграждение.

Внешние вознаграждения - это  такой тип вознаграждения, который  чаще всего приходит в голову, когда  слышишь само слово вознаграждение. Примеры внешних вознаграждений - повышение зарплаты, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа (такие, как угловой личный кабинет), похвалы и признание, а также дополнительные выплаты (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определенных расходов и страховки).

Чтобы определить, как и  в каких пропорциях нужно применять  внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, администрация  должна установить, каковы потребности  ее работников.

3)  власть эксперта, влияние  через разумную веру. Власть основывается  на разумной вере в знания  и компетенцию руководителя. Эта  форма власти менее устойчивая, чем власть, основанная на примере.  Завоевывается она намного медленнее,  ведь для того, чтобы убедиться  в руководителе, нужно немало  времени. Но она оказывается  сильнее, поскольку знания сегодня  в цене. Влияние разумной веры  меняет баланс власти. Поскольку  руководителю нужна информация  и рекомендации подчиненного, власть  последнего растет. То есть временно  у подчиненного может оказаться  больше власти, чем у руководителя.

4) эталонная власть- власть  примера, влияние с помощью  харизмы. Харизма - это власть, построенная на силе и привлекательности  личных качеств и способностей  руководителя, в силу которых  он становится лидером. На подсознательном  уровне подчиненные ожидают, что  выполнение того, что требует  руководитель, сделает их похожими  на него или хотя бы вызовет  уважение окружающих. Поэтому подвластны  чаще слабые люди, хотя перед  выдающимися личностями пасуют  практически все. Харизматические  руководители характеризуются тем,  что как бы излучают энергию,  заряжая ею окружающих. Они обладают  независимым характером, имеют привлекательную  внешность, умеют говорить, держаться  на людях, чувствуют себя комфортно  в любой обстановке;

5) законная власть. Исполнитель  верит, что влияющий имеет право  отдавать приказания и что  его или ее долг - подчиняться  им. Он или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. 

Поэтому законную власть очень  часто называют традиционной властью. Все руководители пользуются законной властью, потому что им предоставлены  полномочия управлять другими людьми.

Позже был добавлен шестой источник - информация, а потом и  седьмой - связи. Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умение использовать её для влияния на подчиненных. Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как внутри, так и вне организации.

При этом все источники  власти были разделены на две большие  группы. К первой группе были отнесены источники, имеющие личностную основу: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти. Ко второй - имеющие организационную основу, которую так же называют структурно – ситуационной входят: принятие решения, вознаграждение и предупреждение, власть над ресурсами и власть связей.

Используя любые способы  влияния на подчинённых, следует  руководствоваться своего рода кодексом делового поведения и нормами  служебной этики. В любом случае влияние не должно вызывать у подчиненного чувства раздражения , ненависти и досады.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проблемы лидерства 

 

3.1.Что такое лидер и лидерство

 

Проблема лидерства и  руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо  оба эти процесса не просто относятся  к проблеме интеграции групповой  деятельности, а психологически описывают  субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической  традиции, связанной с исследованием  данного феномена. В современных  условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства  группой.

 Лидер — это личность, за которой все остальные члены  группы признают право брать  на себя наиболее ответственные  решения, затрагивающие их интересы  и определяющие направление и  характер деятельности всей группы.

  Он может быть назначен  официально, а может и не занимать  никакого официального положения,  но фактически руководить коллективом  в силу своих организаторских  способностей. Руководитель назначен  официально, извне, а лидер выдвигается  “снизу”.

   Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером, становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

Информация о работе Власть и влияние в управленческой деятельности: проблемы лидерства