Вербальные и невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:24, реферат

Описание работы

Вербальные средства общения — это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем.

Невербальные средства общения.
Жесты, мимика, интонации - важнейшая часть делового общения.

Файлы: 1 файл

Вербальные и невербальные средства общения.docx

— 19.29 Кб (Скачать файл)

Вербальное  общение  является наиболее исследованной  разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный  способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой  другой знаковой системы.

  Вербальные  средства  общения — это письменная и  устная речь, используемые в качестве  знаковых систем. Письменная речь  —  это та, которой обучают  в школе  и которую привыкли  считать признаком  образованности  человека. Письменная речь громоздка,  часто содержит штампы, канцеляризмы. Преимущества письменной речи становятся решающими  там, где существенны точность и  ответственность за каждое слово. Чтобы  умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный  запас, требовательно относиться к  стилю.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.

Грамотность речи.

  Мы  зависим  от нашей речи, так как  мы  имеем тенденцию думать и выражать  свои мысли в словах. Можно  утверждать, что умение правильно  говорить – является наиважнейшим, потому что приобретение любых  навыков зависит от нашего  понимания речи. Главным моментом  дошкольного образования является  изучение способов общения. Детей  учат говорить, читать и писать. Воспитывается ли ребенок в  Пекине, Мадриде, Сиднее или Москве, он посвящает огромное количество  времени изучению родного языка,  со временем узнавая все более  сложные тонкости. Однако, дойдя  до определенного уровня компетентности, некоторые люди перестают изучать  культуру речи. Это неправильно.  Есть некая закономерность- люди с грамотной речью и богатым словарным запасом добиваются успеха в выбранной сфере. Потому что человек, который может выражаться ясно, изначально воспринимается как более интеллектуально развитый. Он получает большее уважение.

Лаконичность  речи 

     Лаконичность  — изложение мыслей с использованием  наименьшего количества слов. Говорят,  что краткость — сестра таланта.  Для того чтобы излагать кратко, необходимо отделять главное от второстепенного, концентрировать изложение на контексте, убирать из текста нагромождение лишних слов.

Логичность  речи 

     Логичность  речи - это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно,  непротиворечиво и аргументирование  оформлять выражаемое содержание.  

     Логичность, как и точность, характеризует   речь со стороны ее содержания  и  формируется на основе  связи речи с действительностью  и мышлением. Но в отличие  от точности, оценивающей  соответствие  семантики отображаемой действительности  тому, что хотелось бы выразить, логичность характеризует  структуру  речи, ее организацию и  оценивает  смысловые сцепления  языковых  единиц в речи с точки   зрения законов логики и правильного  мышления.

     Точность  речи 

   Точность - это  такое коммуникативное качество  речи, которое предполагает соответствие  ее смысловой стороны (плана  содержания) отражаемой реальной  действительности и проявляется  в умении находить адекватное  словесное выражение  понятия. 

   Точность, таким  образом, включает в себя умение:

-правильно отражать  реальную действительность 

-правильно выражать  мысли и оформлять их с помощью  слов.  

Различаются два  вида точности: предметная (фактическая) и понятийная (речевая, коммуникативная). 

     Предметная  точность создается благодаря  соответствию содержания речи отражаемому в ней фрагменту действительности. В ее основе лежит отношение речь с действительностью. Главным условием предметной точности является знание предмета речи, без чего невозможно дать верные сведения о действительности. Примером нарушения предметной точности может служить высказывание Солнце вращается вокруг Земли. Правда, иногда говорить о соответствии мысли реальной действительности приходится весьма условно. Говорящий не всегда передает адресату мысли, отражающие реально происходящие события. С лингвистической точки зрения важно, чтобы мысли (адекватные или неадекватные отображаемой действительности) были правильно выражены, возбудили в сознании адресата адекватную мысль.

 Для того чтобы  речь была точной, одной предметной  точности недостаточно, нужно еще,  чтобы содержание соответствовало  той системе понятий, которая  в ней обозначена, т.е. нужна  понятийная точность. 

     Понятийная  точность опирается на связь:  слово-понятие  и состоит в  соответствии семантики  компонентов  речи содержанию и объему выражаемых  ими понятий. Она предполагает  умение точно обозначать словом  возникшее представление, находить  единственно верное слово.  
 

Терминология  и  точность речи

     Термины  представляют собой официальные   научные наименования специальных   понятий. В основе каждого термина   обязательно лежит дефиниция   обозначаемого им понятия. В  соответствии с содержанием этого  понятия  и следует употреблять  термины  в речи, особенно в научной и официально-деловой. Согласно утверждениям большинства специалистов - терминологов и лингвистов, к терминам предъявляются следующие основные требования: однозначность в пределах данной терминологической системы; отсутствие синонимов; нейтральность с эмоционально-экспрессивной точки зрения; четко определенное содержание; краткость и др. Однако эти требования соблюдаются не всегда, что затрудняет общение в области науки, техники, управления. 
 
 

     Владение  речью становится важной профессиональной  составляющей человека. В США  результаты социологического опроса  бизнесменов  о том, какие  качества кандидатов они ценят  больше всего, показали, что на  первом месте стоит способность   к устной коммуникации (83%). Далее   следуют: чувство ответственности  (79%), собранность, внутренняя дисциплина (65%), энергичность (53%), организаторские   способности (42%), внешние данные (30%), инициативность, творческий элемент  (19%)".

 Владение  публичной  речью стало важным компонентом  общественной жизни  со времен  античности. 

  Список  литературы 

http://www.stilistika.by.ru

http://ru.wikipedia.org

http://www.i-u.ru/biblio/archive/kultura_rehti/06.aspx

Невербальные  средства общения.

Жесты, мимика, интонации - важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать  гораздо больше, чем с помощью  слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым  взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая  информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками  информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит  человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Эффективность общения  определяется не только степенью понимания  слов собеседника, но и умением правильно  оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Мимика

 Главным показателем  чувств говорящего является выражение  лица. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении, опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

 Печаль отражают  сведенные брови, потухшие глаза,  слегка опущенные уголки губ,  а счастье - спокойные глаза,  приподнятые внешние утолки губ.

 Для каждого,  участвующего в беседе, с одной  стороны, важно уметь «расшифровывать»  «понимать» мимику собеседника.  С другой стороны, необходимо  знать, в какой степени он  сам владеет мимикой, насколько  она выразительна.

Жестикуляция

 О многом может  сказать и жестикуляция собеседника.  Мы даже не представляем, сколько  разнообразных жестов использует  человек при общении, как часто  он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку  учат с детства, а жесты усваиваются  естественным путем, и хотя  никто предварительно не объясняет,  не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают  и используют их. Вероятно, объясняется  это тем, что жест используется  чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит  для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что  нужно для хорошего оратора, ответил  так: «Жесты, жесты и жесты!»

 Не случайно, что  в различных риториках, начиная  с античных времен, выделялись  специальные главы, посвященные  жестам. Теоретики ораторского искусства  в своих статьях о лекторском  мастерстве также обращали особое  внимание на жестикуляцию. А. Ф.  Кони в «Советах лекторам»  пишет: «Жесты оживляют речь, но  ими следует пользоваться осторожно.  Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое  движение и т. п.) должны соответствовать  смыслу и значению данной фразы  или отдельного слова (здесь  жест действует заодно Итоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие  движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Лучшим жестом считается  тот, которого не замечают, который  органически сливается со словом и усиливает его воздействие  на слушателей.

Общаясь, мы слушаем  не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам  логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

 Невербальное  общение – общение без помощи  слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и  усиливать словесное общение,  либо ему противоречить и ослаблять.  Хотя невербальное общение и  является часто бессознательным  процессом, в настоящее время  оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

 Невербальное  общение – наиболее древняя  и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между  собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы  и сейчас часто понимаем друг  друга без слов[1-3].

 Невербальный  язык настолько мощный и общий,  что часто мы без труда понимаем  собаку, что она хочет. Собака  же предугадывает многие наши  поступки, например, заранее знает,  когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу  без нее. 

 Остается добавить, что если бы у человека (как, впрочем, и животных) отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией простыми печатными словами (например: с помощью Интернет) но, к примеру, не рукописным текстом - ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения.

http://www.neuch.ru/referat/78841.html

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения