Удочерение(усыновление) детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена теме усыновления (удочерения) в Российской федерации. Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты детства предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, матери и ребенка, на определение места ребенка и отношения к нему в семье и обществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…3
Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации…………………………………..…..5
Понятие усыновления (удочерения) в семейном законодательстве Российской Федерации…………………………………………………….…5
История развития института усыновления (удочерения) детей…………..9
Правовые аспекты усыновления (удочерения) детей…………………….13
Практика усыновления (удочерения) на примере «Дома ребенка»
г. Комсомольск-на-Амуре……………………………………………………….24
Общая характеристика «Дома ребенка» г. Комсомольск-на-Амуре……..24
Порядок приема и перевода воспитанников в «Доме ребенка»
г. Комсмольска-на-Амуре…………………………………………………...29
Организация образовательного процесса в «Доме ребенка»
г. Комсомольска-на-Амуре………………………………………………….31
Оценка работы МУЗ «Дома ребенка» г. Комсомольска-на-Амуре………34
Заключение……………………………………………….…………………………40
Список использованных источников……………………………………………...42
Приложение А…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...…3

  1. Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации…………………………………..…..5
    1. Понятие усыновления (удочерения) в семейном законодательстве Российской Федерации…………………………………………………….…5
    2. История развития института усыновления (удочерения) детей…………..9
    3. Правовые аспекты усыновления (удочерения) детей…………………….13
  2. Практика усыновления (удочерения) на примере «Дома ребенка»

г. Комсомольск-на-Амуре……………………………………………………….24

  1. Общая характеристика «Дома ребенка» г. Комсомольск-на-Амуре……..24
  2. Порядок приема и перевода воспитанников в «Доме ребенка»

г. Комсмольска-на-Амуре…………………………………………………...29

  1. Организация образовательного процесса в «Доме ребенка»

г. Комсомольска-на-Амуре………………………………………………….31

  1. Оценка работы МУЗ «Дома ребенка» г. Комсомольска-на-Амуре………34

Заключение……………………………………………….…………………………40

Список использованных источников……………………………………………...42

Приложение  А………………………………………………………………………44 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Настоящая работа посвящена теме усыновления (удочерения) в Российской федерации. Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты детства предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, матери и ребенка, на определение места ребенка и отношения к нему в семье и обществе.

В семейном праве  РФ существует ряд институтов, имеющих  своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов  детей, оставшихся без попечения  родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Усыновители не только по существу, но и по форме заменяют родителей, и здесь нет того временного характера воспитания детей в семье, который присущ иным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В этом заключается одна из особенностей усыновления, обусловливающая приоритетность данной формы устройства. Тем не менее, существует проблема неосведомленности потенциальных родителей о порядке и процедуре усыновления (удочерения) детей из детских домов.

Темой нашего исследования является – «Технология усыновления (удочерения) на примере «Дома ребенка» г. Комсомольска-на-Амуре».

Цель нашего исследования: характеристика деятельности медицинских учреждений здравоохранения, осуществляющих социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на примере МУЗ «Дом ребенка» г. Комсомольска-на-Амуре.

Предмет исследования: технология усыновления и удочерения.

Объект исследования: деятельность «МУЗ Дома ребенка» города Комсомольска-на-Амуре».

Задачи  исследования:

  1. Изучить и проанализировать существующую литературу по данной проблеме;
  2. Дать понятие усыновления (удочерения);
  3. Изучить историю развития института  усыновления (удочерения) детей;
  4. Охарактеризовать деятельность «МУЗ Дома ребенка» города Комсомольска-на-Амуре»;
  5. Описать порядок приема и перевоза воспитанников в «Доме ребенка» г. Комсомольска-на-Амуре;
  6. Дать оценку работы МУЗ «Дома ребенка» г. Комсомольска-на-Амуре.

Методы  исследования:

  1. Анализ и обобщение существующей литературы и нормативной документации по проблеме усыновления (удочерения) детей;
  2. Изучение устава и отчетной документации данного учреждения;
  3. Наблюдение и беседа с работниками учреждения.

Структура курсовой работы отражает общую логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованных источников.

 

 

 

  1.  Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации

 

    1. Понятие усыновления (удочерения) в семейном законодательстве Российской Федерации

 

В данном параграфе нашей целью является конкретизация понятия такого правового института, как усыновление (удочерение) по семейному законодательству Российской Федерации, а также прийти к единому мнению в его определении.

Предпочтительной  формой воспитания детей, оставшихся без  попечения родителей, является усыновление (удочерение) [1, с.129]. На это прямо указано в ст. 123 СК РФ. Поиски наиболее полного обеспечения интересов детей, передаваемых на усыновление, представляют собой весьма важную социальную проблему.

Усыновление (удочерение) является одним из самых старейших  правовых институтов и существует во всех современных правовых системах как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным – с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению (ст. 137 Семейного Кодекса РФ) (далее СК РФ).

 Усыновление  как форма устройства детей,  оставшихся без попечения родителей, отлична от иных форм устройства детей [1, с.131]:

  • по основанию возникновения правоотношений;
  • по характеру правоотношений;
  • по содержанию прав и обязанностей субъектов.

Основанием  возникновения правоотношений по поводу усыновления является волеизъявление лица и решение суда, вступившее в законную силу. В приемной семье, при патронатном воспитании основанием возникновения правоотношений является договор; при установлении опеки и попечительства – решение администрации.

Различия между указанными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, проявляются и в характере возникающих правоотношений. Для правоотношений усыновления характерно то, что они бессрочны, а все остальные правоотношения, возникающие в рамках других форм устройства ребенка, являются срочными. На воспитание в приемную семью несовершеннолетний ребенок передается на срок, предусмотренный договором о передаче ребенка на воспитание в семью (п. 1 ст. 151 СК РФ). Отличие усыновления от иных форм устройства детей можно проводить и по содержанию прав и обязанностей субъектов сравниваемых отношений.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных. Они обязаны заботиться о ребенке, заниматься его воспитанием, осуществлять защиту его прав и интересов (ст. 148, 150 СК РФ). Для приемных родителей воспитание ребенка является их основной работой, за которую они получают вознаграждение, поэтому в отличие от усыновителей их можно считать "профессиональными воспитателями".

Между приемными родителями и приемными детьми в отличие от усыновителей и усыновленных не возникает никаких алиментных отношений, они не имеют права наследовать друг после друга, равно как и после близких родственников приемных родителей и приемных детей. Приемный ребенок сохраняет свое имя, отчество и фамилию, а при усыновлении они могут быть изменены. Правоотношения же по усыновлению устанавливаются пожизненно, они бессрочны и могут быть прекращены лишь в результате отмены усыновления [19, с. 35].

Основной социальной целью  усыновления является создание детям, лишившимся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. Не случайно установлен приоритетный характер усыновления по сравнению с иными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальное назначение института  усыновления состоит во всемерном  соблюдении прав и законных интересов  несовершеннолетних детей, а также  в возможности реализации чувства  материнства и отцовства потенциальными усыновителями. Именно естественные стремления удовлетворить эти чувства лежат в основе конкретных актов усыновления. Нормы института усыновления предназначены не только для урегулирования отношений с участием бездетных граждан, граждане, имеющие своих детей, также могут быть усыновителями.

Служебная роль института  усыновления заключается в обеспечении  благоприятных условий, способствующих гармоничному развитию ребенка, позволяющих  оказать реальную помощь, прежде всего детям, оставшимся без попечения родителей [19, с. 39]. Отношения усыновителя с усыновленным приравниваются законом к родственным (ст. 137 СК РФ), однако в результате усыновления возникают не только правовые последствия, но и все фактические отношения. Имеются в виду отношения, складывающиеся между усыновителем и усыновленным, не подлежащие правовому регулированию (взаимная привязанность, иные личные взаимоотношения).

Действующее законодательство дает основание для вывода о том, что усыновление порождает самостоятельное, отличающееся от родительского, правоотношение [1, с. 179].

Вывод о самостоятельном  характере правоотношений по усыновлению  в то же время позволяет говорить о наличии у последнего сходных  элементов с родительским правоотношением. Во-первых, сходство проявляется в содержании правоотношений (ст. 137 СК РФ указывает, что усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам приравниваются в правах и обязанностях к родственникам по происхождению). Во-вторых, объем и характер этих прав равны объему и характеру прав усыновителей по отношению к усыновленным детям (ст. 137 СК РФ – «приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению»). Не исключены случаи, когда у усыновленного ребенка может быть больше прав, чем у родного. И это не результат акта усыновления, а сохранение правовой связи с одним из родителей (п. 4 ст. 137 СК РФ – например, право на пенсию по случаю потери кормильца). В-третьих, сходство отмечается по выполняемым функциям: усыновители, как и родители, являются законными представителями своих детей (ст. 64 СК РФ).

 Несмотря  на наличие сходных элементов, трудно назвать правоотношения, порождаемые усыновлением, аналогичными родительским. При отмене усыновления возникает реальная возможность заключения брака между бывшими усыновителями и усыновленными, а при лишении родительских прав такие браки невозможны. Для отмены усыновления необязательно наличие вины родителей перед ребенком, например при отказе от больного ребенка, о состоянии здоровья которого новые родители были плохо информированы [2, с. 28].

Еще один довод  – вопрос наследования. Ребенок, в  отношении которого родители лишены родительских прав, сохраняет имущественные  права, основанные на факте родства  с родителями и другими родственниками, в том числе на получение наследства. Единственное, на что может рассчитывать ребенок после отмены усыновления, так это на денежное содержание (алименты) от бывших усыновителей [3, с. 11].

Родители могут  быть восстановлены в родительских правах, если они изменили свое поведение, образ жизни (п. 1 ст. 72 СК РФ), а вот отмена усыновления – процесс необратимый. Родители, лишенные родительских прав по отношению к конкретному ребенку, при рождении нового ребенка опять наделяются всей полнотой прав и обязанностей по отношению к новорожденному. Совсем иначе обстоит дело при отмене усыновления при злоупотреблении родительскими правами усыновителей. Такие лица больше не имеют права усыновлять ребенка, если предыдущее усыновление отменено судом по их вине (п. 1 ст. 127 СК РФ) [4].

Делаем вывод, что усыновление в широком смысле, как юридический акт – это решение суда, вынесенное по просьбе лица, желающего принять ребенка в свою семью, с соблюдением законодательно закрепленных условий и порядка вынесения такого решения. Данный юридический акт порождает определенные правовые последствия, создает юридическое состояние и направлен на регулирование отношений между усыновителем и усыновленным.

С правовой точки  зрения, усыновление представляет собой  особую разновидность правоотношений, имеющих в своем субъективном составе основания возникновения, прекращения и содержания правовых связей между усыновителем и усыновленным (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми, регулируемых нормами семейного законодательства. Усыновление производится в судебном порядке. Дела об установлении усыновления рассматриваются в порядке особого (неискового) производства по правилам, предусмотренным ГПК РФ.

 

    1. История развития института усыновления (удочерения) детей

Информация о работе Удочерение(усыновление) детей