Учебная практика в Центре социальной помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:16, отчет по практике

Описание работы

1) изучить особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в учреждении системы социальной защиты населения;
2) изучить особенности организации и функционирования государственных учреждений системы социальной защиты населения;
3) изучить должностные обязанности специалиста по социальной работе;
4) научиться определять круг проблем клиента и очередность их решения;
5) освоить технологии социальной работы специалиста с клиентами;
6) проводить научно-исследовательскую работу с целью накопления материала для курсовой работы.

Содержание работы

а) цель практики;
б) задачи практики;
в) индивидуальный план работы студента;
г) задания по практике;
д) отчёт по практике.

Файлы: 1 файл

ОТЧЁТ по рактике.docx

— 47.14 Кб (Скачать файл)

С.: «Хорошо. И еще Вам необходимо обратиться в “Центр занятости населения”, там вашей жене помогут найти работу, предложат обучение, а так же в период пока ей не найдут подходящую работу, она будет получать пособие».

К.: «Спасибо за информацию, обязательно обратимся… Но если на это раз она не исправится, я точно лишу её родительских прав!»

С.: « Будем надеяться и делать все, чтобы ваша семья обрела счастье и Вы ни в коем случае не опускайте руки, у Нас всё получится! Завтра после психолога зайдите пожалуйста ко мне, я вам предоставлю информацию о Центре занятости»

К.: «Обязательно зайдём, Спасибо, До встречи».  С.: «Всего доброго».

 

В процессе беседы, клиент при помощи и поддержки консультанта(специалиста по СР) получил возможность поставить перед собой новую цель и в последствии в ходе совместной деятельности  выработать диапазон возможных решений.

Специалист выполняя технологию социального консультирования не стал соблюдать все этапы, т.к. проблема уже проанализирована и имеет место быть.

Начиная с третьего этапа специалист способствовал формулировке целей, которые клиент считал не достижимыми, но в конце ему удалось

Дать мотивацию клиенту, употребив всего лишь: “счастливая семья”, к чему клиент всегда стремится.

 

 

Протокол приёма клиента с присутствием специалиста по СР.

 

В ОПБН пришло письмо со школы №…, о том, что ученик 8 класса постоянно пропускает уроки, не выполняет домашнее задание, родители в школу не являются.

На следующий день, выезжая на патронирование  семей «группы риска», мы заехали на адрес, который был указан в письме, дома никого не оказалось. Побеседовав с соседями выяснилось, что родители работают, а сын скорее всего гуляет на улице. Оставив записку, пригласила их на беседу в Центр.

Через два дня мама и сын приехали в Центр. Специалист посоветовал оставить их на несколько минут в кабинете индивидуального приёма, чтобы они привыкли к обстановке.

Через 10 минут я вместе со специалистом зашла в кабинет.

До начала беседы я начала “считывать” информацию: по внешнему виду, мимике, жестам.

Диалог:

Я: Я рада видеть вас здесь. Прежде всего, давай познакомимся поближе. Меня зовут …, а вас?

Я: Приятно познакомиться. Вань можешь рассказать о себе?

Я: Как ты любишь проводить свободное время?

Я: Столько интересов разных, молодец! Как учишься кстати? 

Я: Вань, а есть у тебя любимые предметы в школе?

Я: Да, понимаю, такое бывает, когда тебе неинтересно .Но ты, как понимаю, все равно любишь ходить в школу?

Я: Вань, давай поговорим об отношениях с твоими одноклассниками. Тебе нравиться твой класс?

Если кто-то из одноклассников попросит о помощи, ты ему поможешь?

Я: ты очень отзывчивый человек! Это хорошая черта! 

… 

И последний вопрос: Тебе нравится школа в которой ты учишься?

 

Далее была проведена беседа с матерью, где я объяснила проблему. Пригласили на беседу с психологом

Беседа прошла вполне удачно мальчик не замкнутый, желание учиться есть, но мало мотивации, стимула.

Заинтересованности родителя не было заметно. Поэтому расположить её к себе не удалось, еще скорее всего из-за того, что было выделено мало времени для проведения беседы. Главное, что удалось донести необходимую информацию. Чувствовался барьер при общении с клиентом, она не смогла осознать, что происходит, что собственно случилось, в чём виноват её сын.

По внешним качествам мальчика можно охарактеризовать, как: бойкого, с характером, отзывчивого, дружелюбного, общительного. Расположить к себе мальчика во время беседы удалось.

 

 

Технологии социальной работы, применяемые специалистом.

 

  • Технология социального консультирования.

Социальное консультирование носит комплексный характер, поскольку включает в себя не только социальное информирование, но и элементы правового, педагогического и психологического консультирования.

Основными компонентами технологического процесса являются сбор, анализ и систематизация информации, уточнение цели и задач, выбор варианта действий и инструментария.

Консультант должен владеть обширной правовой информацией, например, о мерах социальной поддержки, которые оказываются семье в настоящее время, а также информацией обо всех службах, учреждениях, ведомствах социума для того, чтобы знать, на какие из них можно ориентироваться и привлекать для решения проблем клиента (семьи).

Задача консультанта состоит в том, чтобы побудить клиента к принятию правильного и адекватного решения в данной ситуации, не демонстрирую при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.

Основные формы и способы: -монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом; -диалог, свободная беседа; -ответы консультанта на вопросы клиента; -разнообразные тестирования; -различные тренинги и обучения и т.п.

Этапы социального консультирования:

  1. Анализ проблемы.
  2. Постановка проблемы.
  3. Формулировка целей.
  4. Выработка решений.
  5. Реализация решения.

Дистантное (заочное) консультирование предполагает общение с клиентом по телефону или посредством переписки. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Телефонное консультирование. Телефонное консультирование как основная его форма позволяет многим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.

Консультативная переписка. Применение на практике этого вида социальной помощи обусловлено тем, что часто телефонное консультирование затрудняется из-за большой загрузки линии или отсутствия в том или ином городе (районе) службы «телефона доверия», телефона у клиента, для отдельных категорий населения (отбывающих наказание). У консультативной переписки есть несколько существенных ограничений для применения: недостаток информации о клиенте для оказания ему помощи; затрудненность обратной связи; невозможность оказания экстренной помощи. Переписка служит лишь начальным передаточным звеном к помощи непосредственной - лицом к лицу.

 

  • Технология социальной реабилитации.

Социальное направление   реабилитации – оказание мер социальной поддержки (содействие трудоспособным, активным группам населения, семьям, клиентам, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации), социальной помощи (в моменты непосредственной потребности в ней – медицинская, психологическая, юридическая, материальная); социальное обслуживание (удовлетворение потребности населения в социальных услугах).

Важными составляющими социальной реабилитации являются и такие направления, как социально – средовая  ориентация и  социально – бытовая  адаптация.

Осуществление социальной реабилитации семьи в значительной мере  зависит от соблюдения  ее основных принципов,  к которым  следует отнести:

этапность - чёткое следование  этапам, которые  решают конкретные  задачи  реабилитационного  процесса;

дифференцированность – индивидуальный подход  к решению конкретных проблем  конкретной семьи, каждого ее члена  в реальных условиях и местах их пребывания;

комплексность - всесторонний анализ ситуации, привлечение   и совместная деятельность квалифицированных специалистов различного профиля к  решению проблемы семьи;

преемственность–взаимодействие в осуществлении реабилитационного процесса  специалистов различных ведомств и организаций с обязательным анализом  результатов  данного взаимодействия;

последовательность - при осуществлении реабилитационного процесса должно быть строгое соблюдение всех  этапов  реабилитации;

непрерывность- прерывание  процесса реабилитации может привести к снижению эффективности реабилитационного процесса;

гибкость – применение широкого спектра методов и подходов, что  предполагает  высокий  уровень квалификации  специалиста;

доступность – возможность получения социальных услуг, их бесплатность для наиболее нуждающихся;

приоритет в соблюдении интересов ребёнка – защита прав и законных интересов ребёнка является приоритетным направлением деятельности  специалистов  по реабилитации семьи;

обязательная координация действий специалистов - проведение реабилитационных мероприятий должно  направляться и координироваться   на всех этапах осуществления реабилитационного процесса;

опора на внутренний потенциал семьи - без его активизации  социальная помощь

и поддержка могут привести к иждивенчеству.

 

  • Социальная диагностика.

На  данном этапе  желательно   проведение  консилиума   междисциплинарной команды, на котором   специалисты уточняют социальный диагноз конкретной семьи,    анализируют        ситуацию  неблагополучия, определяют тактику реабилитационной работы с ней, выбирают  оптимальные    направления, формы и методы работы с семьёй, разрабатывают  программу (план) комплексной     реабилитации  семьи, в которую  включаются конкретные реабилитационные мероприятия, как междисциплинарные, так и межведомственные.

Программа-максимум (план) предназначены для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, когда, помимо восстановления утраченного, необходимо добиться переориентации жизненной позиции членов семьи, изменить или скорректировать их поведенческие модели. 

Для осуществления   социальной диагностики  семьи   применяются  различные  методы  и приёмы.

Семейное интервью- Этот метод  используется  для семей, в которых ещё не утрачен  интерес  и способность к  решению собственных проблем. В ходе интервью специалисты  не только выясняют  проблемы, но и совместно  с семьёй  находят пути их решения на рациональном уровне результатами.

 

Беседа. Как  метод  социальной  диагностики   семьи  беседа  предполагает  чёткую  постановку  цели (что необходимо выяснить в ходе беседы) и  требует серьёзной подготовки. В беседе следует руководствоваться  общепризнанными правилами ведения  доверительной беседы.  Сначала  специалист должен  расположить   к себе  собеседника, затем уже постепенно подходить к  темам, затрагивающим  деликатные аспекты семейной жизни, и начинать  о них разговор тогда, когда собеседник  уже готов к откровенности.

Диагностическое наблюдение.  Специалисты, участвующие в социальном диагностировании (социальный педагог, специалист по социальной работе),  в ходе беседы, семейного  интервьюирования должны не только   оценивать  мысли  и намерения собеседника,  его проблемы, но и важно улавливать его мимику, жесты, позу, интонации  голоса, выражение глаз,  лица. 

Анкетирование. После  выхода специалистов  в семью и наметившегося сближения со всеми ее членами  можно использовать  анкетный опрос  как метод более подробного и глубинного  изучения семьи.

В процессе социальной диагностики семьи  выявляются  различные проблемы, которые  требуют  пристального  внимания со стороны  государства и помощи специалистов.  Среди них могут быть:

    • нарушение  в системе  детско – родительских отношений;
    • игнорирование родителями прав и  потребностей детей;
    • пренебрежение родителями своими родительскими  обязанностями;
    • малообеспеченность семьи;
    • жестокое обращение  с детьми, престарелыми гражданами;
    • семейное насилие, эксплуатация и др.

 

  • Технология социальной профилактики.

 

Профилактика в социальной работе предполагает научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

- предупреждение неблагоприятных, негативных явлений, событий, ситуаций, социальных проблем, устранение причин, способных вызвать те или иные нежелательные социальные последствия;

- сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;

- содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутреннего потенциала.

Цель профилактики – предвидеть, предупредить негативные социальные проблемы и патологии в жизни всех людей, особенно входящих в группы повышенного риска.

Специалисты организаций и учреждений социальной защиты населения в своих планах (программах) профилактики конкретизируют адресованные им мероприятия и направления регионального (отраслевого, территориального) плана профилактики,   в соответствии со спецификой работы с  категориями клиентов (семьями,  несовершеннолетними, инвалидами, пожилыми и т.д.) и своей компетенцией.

 

Основные виды помощи МУ ""Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска":

 

- Создание оптимальных  условий для развития и социализации  ребенка, переданного на воспитание  в семью.

- Предотвращение отказа  от ребенка.

- Профилактика кризисных  ситуаций в семье и содействие  укреплению семьи. 

В зависимости от имеющихся проблем семьям оказывают: 

1. содействие в лечении от химической зависимости (направление и сопровождение в ГУЗ «Наркологический диспансер»);

2. содействие в трудоустройстве (направление в ОКУ «Центр занятости населения»); 

3.содействие в оформлении  документов: 

- восстановление утерянных  документов; 

Информация о работе Учебная практика в Центре социальной помощи