Учебная практика в Центре социальной помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:16, отчет по практике

Описание работы

1) изучить особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в учреждении системы социальной защиты населения;
2) изучить особенности организации и функционирования государственных учреждений системы социальной защиты населения;
3) изучить должностные обязанности специалиста по социальной работе;
4) научиться определять круг проблем клиента и очередность их решения;
5) освоить технологии социальной работы специалиста с клиентами;
6) проводить научно-исследовательскую работу с целью накопления материала для курсовой работы.

Содержание работы

а) цель практики;
б) задачи практики;
в) индивидуальный план работы студента;
г) задания по практике;
д) отчёт по практике.

Файлы: 1 файл

ОТЧЁТ по рактике.docx

— 47.14 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

(ФГБОУ ВПО «МГТУ»)

 

 

 

 

ОТЧЁТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание дневника практики:

 

а) цель практики;

б)  задачи практики;

в) индивидуальный план работы студента;

г) задания по практике;

д) отчёт по практике.

 

 

а) цель практики:

закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентом в учебном процессе, в ходе практической деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения.

 

 

б) задачи практики:

 

1) изучить особенности  профессиональной деятельности  специалиста по социальной работе  в учреждении системы социальной  защиты населения;

2) изучить особенности  организации и функционирования  государственных учреждений системы социальной защиты населения;

3) изучить должностные  обязанности специалиста по социальной  работе;

4) научиться определять  круг проблем клиента и очередность  их решения;

5) освоить технологии  социальной работы специалиста  с клиентами;

6) проводить научно-исследовательскую  работу с целью накопления  материала для курсовой работы. 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

г) задания по практике:

Из беседы с руководителем практики в учреждении, я узнала:

  • Структура учреждения:

 

- отделение психолого-педагогической  помощи населению;

- консультативное отделение;

- организационно-методическое  отделение;

- отделение дневного пребывания  несовершеннолетних;

- отделение профилактики  безнадзорности несовершеннолетних.

 

 

  • Основные направления работы: поддержка семьи, материнства и детства.

 

  • Проблемы решаемые специалистом по социальной работе:

 

- кризисные ситуации, нестабильность  семейных отношений:

- большое количество разводов;

- проблемы связанные с воспитанием детей;

- распространение различных  форм насилия(психологического, физического и др.);

- разные виды зависимости;

 

  • Мною были изучены следующие документы:

 

- Конституция РФ;

- Нормативные документы  министерства здравоохранения и  социального развития;

- Постановления и распоряжения  губернатора Челябинской области;

- Устав города Магнитогорска;

- Приказы и распоряжения  управления социальной защиты  населения г. Магнитогорска;

- Положения об отделениях;

- Должностные инструкции  специалиста по социальной работе;

- Индивидуальные карты  клиента.

 

 

 

  • Категории клиентов с которыми работает специалист по социальной работе:

 

малообеспеченные семьи, неполные семьи, семьи имеющие на попечении детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, семьи имеющие в своем составе детей с ограниченными умственными/физическими возможностями, семьи и отдельные граждане оказавшиеся в экстремальной ситуации, многодетные семьи, семьи имеющие нетрудоспособных или длительно болеющих членов семьи, семьи с неблагоприятным психологическим климатом, семьи, где дети/женщины подвергаются насилию, семьи, где родители/дети умерли, семьи в которых родители/дети употребляют ПАВ.

 

  • Особенности работы специалиста  в данном учреждении:

- выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной    жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

- поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

- осуществление информационной  работы среди населения по  вопросам социального обслуживания  семей и детей;

- участие в работе по  профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

- помощь гражданам в  воспитании детей, обучении детей  и родителей здоровому образу  жизни, поддержании психического  и физического здоровья, успешном  разрешении семейных конфликтов;

- определение и периодическое предоставление конкретных видов и форм медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

- мониторинг социальной  и демографической ситуации, уровня  социально экономического благополучия  семьи и детей;

- социальный патронаж  семей и детей, нуждающихся в  социальной помощи, реабилитации и поддержке.

 

  • Основные проблемы клиентов:

 

- супружеские, межличностные  конфликты;

- воспитание детей, детско-родительские  отношения;

- профессиональное «выгорание»;

- зависимость от ПАВ;

- жертвы  насилия;

 

 

 

 

  • Этические проблемы во взаимоотношениях специалиста и клиентов:

 

Специалист по социальной работе, руководствуется главным принципом "Не навреди клиенту", он тщательно взвешивает возможные последствия своих изысканий при проведении приёма/консультации клиента. Специалист должен обеспечить защиту своему клиенту от страданий, вреда, опасности или ущерба.

 

Специалист по социальной работе обязан настроиться на желание установить контакт с еще незнакомым ему человеком. Желательно не иметь “лишней” информации, избавиться от барьеров в общении, но знать(узнать) фамилию, имя, отчество клиента. 
Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи. Контакт становится оптимальным, если специалист при общении использует “зеркало отношений” - улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты и т.д. 
В начале беседы уместно использовать поддерживающие реплики. 
Обращаться к клиенту по имени и отчеству, тем самым поддерживая его достоинство и подчеркивая свое уважение. 

 

Первое, что должен сделать специалист после приветствия, предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение одной-трех минут. Беседу целесообразно проводить в изолированном помещении, гарантирующем конфиденциальность общения. Во время беседы в кабинет не должно быть неожиданных вторжений посторонних лиц. Предпочтителен специально оборудованный кабинет, защищенный от шума, внешних помех, телефонных звонков, обеспечивающий комфортный температурный режим и равномерную освещенность. Целесообразно иметь оборудование для создания цветового и звукового фона. Обстановка должна располагать к доверительному неформальному общению. При проведении беседы специалист и клиент располагаются в креслах или на стульях лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения напряжения и устанавливается психологический климат.

 

Основные правила ведения беседы с клиентом:

1)Целесообразность и целеустремленность- беседа должна иметь конкретную цель, определенную задачу. Специалисту необходимо помнить слова М.Твена: «Когда мы потеряли цель, наши усилия утроились».

2)Добровольность и ненавязчивость.

3) Компетентность- прежде всего установление доверительных взаимоотношений, специалист должен обладать широкой эрудицией, быть компетентным в области обсуждаемой проблемы.

4) Доброжелательное отношение к клиенту- доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться помочь каждому, кто обращается за помощью.

5) Ориентация на нормы и ценности клиента- специалист во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.

6) Полная включенность клиента в процесс беседы- клиент во время приема должен занимать в беседе активную позицию, сам предлагать темы для обсуждения. Для того чтобы обеспечить такую включенность, специалист по социальной работе должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным.

 

Специалист задает клиенту прямой вопрос: «Расскажите подробно, что вас привело ко мне?». Клиент получает возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах, специалист поддерживает клиента, выражая ему свой интерес, сочувствие средствами невербальной коммуникации (кивок, подбадривающий жест, внимательное выражение лица). При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы,- в технологии социальной работы этот этап называют - стадия «исповеди» клиента.

Далее происходит активный расспрос клиента и получение дополнительной информации. Специалист задает ряд уточняющих вопросов. В результате у него формируется мнение о причинах обращения клиента, выявляются ключевые проблемы.

После, специалист должен начать вести совместное обсуждение проблемы. Но он не должен в безоговорочной форме выражать свое понимание ситуации.  Следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемой точкой зрения. Если согласие достигается - выдвинутая версия принимается за основу. Но если предположение специалиста оставляет клиента равнодушным, приходится искать другое решение. Этот этап разговора можно считать успешным, если достигнуто понимание причин проблемы и трудностей, клиентом.

Клиент должен  получить ответы на все свои вопросы, а специалист должен выдавать только правдивую информацию.

 

Не менее важно, как выглядит специалист, он должен производить приятное впечатление, быть аккуратным, опрятным, не одевать яркую одежду, лучше всего, если он будет в строгом наряде.

Определенную ориентационную ценность имеет для социальных работников такой перечень их личностных качеств:

а) эмпатия - умение сопереживать;

б) уважение, реагирование на проблему клиента так, чтобы внушить ему уверенность в способности преодолеть его;

в) конкретность и четкость;

г) искренность, умение естественно вести себя в отношениях с клиентом;

Протокол консультации клиента специалистом по социальной работе.

 

Специалист по социальной работе Отделения профилактики безнадзорности  несовершеннолетних проводил общее консультирование клиента. Для этого, как форме социального консультирования он отдал предпочтение- диалогу(свободной беседе). С данным клиентом, они взаимодействуют на протяжении 4-х месяцев и ему понадобилась помощь специалиста. Так как специалист и клиент уже знакомы и у них сложились доверительные отношения, то специалисту не понадобилось проводить сбор информации, способствовать процессу аксикреации и аксиогенеза.

Клиент объяснил необходимость встречи(консультации) тем, что цели которые были поставлены ранее- не достигнуты, из-за возвращения его супруги  к алкогольной зависимости.

Ранее семья клиента находилась на учёте в ОПБН, как социально опасная семья. А так же ребёнок вне учебное время посещал Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних.

Супруга принимала алкоголь, ребёнок из-за обстановки в семье находился в депрессии. Семейный конфликт чуть не привел к разрушению семьи, но данный клиент решил обратиться в «Центр социальной помощи семье и детям», на протяжении 4-х месяцев велась активная работа с семьей клиента: специалист выезжал на патронаж, узнавал информацию о ребёнке в школе- постоянно общаясь с соц.педагогом, супруга клиента по её согласию  прошла медико-реабилитационный курс, семья принимала участие в мотивирующих тренингах.

 

Диалог:

Специалист: Добрый день, присаживайтесь Николай Константинович,

Как ваши дела?»

 «Что Вас вновь привело  ко мне?»

Клиент: «Моя супруга вернулась к прежнему образу жизни!»

С.: «Что повлияло на это?»

К.: «Она потеряла работу, попала под сокращение и мне кажется причина, которую она назвала не правда, скорее всего она начала употреблять на работе.»

С.: « Какую отметку поставили в трудовой книжке?»

К.: « Но написали: «уволена по такой-то статье и пояснение "по сокращению"»

С.: «Может ваша жена вовсе не употребляла алкоголь, когда работала?»

К.: «Может быть, но что тогда привело ее опять к нашей общей проблеме, ведь она последнее время жила работой»

С.: «Вот, вы говорите «жила работой», скорее всего она из-за увольнения впала в депрессию!»

К.: «Вполне возможно, я не отрицаю. Бог знает, что у нее в голове творится»

С.: «А вы пытались поговорить с ней на эту тему?»

К.: «Нет, я целыми днями на работе, мне некогда слушать “сказки”»

С.: «Эти сказки могут быть серьезными, я могу вам посоветовать, поговорить с ней, если конечно вы сами этого хотите, а еще она может придти к психологу на прием в наш Центр»

К.: « Я хочу лишить её родительских прав, мне надоело»

С.: « Но вы столько сделали до этого момента, чтобы сохранить семью, ради вашего ребёнка, как вы думаете он не пострадает?»

К.: «Да он больше пострадает, если будет каждый день видеть мать пьяной!»

С.: « Сколько дней прошло с момента увольнения и того, как ваша супруга начала пить?»

К.: « Два дня… … …Вот я подумал, что я и супруга наверное все таки придем на приём к психологу!»

С.: «Отличное решение! А как обстоят дела с вашим сыном?»

К.: «Он пока ничего не знает, отдыхает в лагере»

С.: « Психолог завтра в 12 сможет вас принять, вам удобно?»

К.: «Да, у меня в это время обед, мы приедем. Но сегодня я поговорю с женой на счёт ее увольнения».

Информация о работе Учебная практика в Центре социальной помощи