Трудновоспитуемость как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

«Трудные подростки» - одна из интереснейших и в тоже время актуальных тем нашей современной жизни. Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формирования личности подростка на неспособность или его нежелания усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Сам по себе подростковый возраст имеет свою специфику и сложность: 11-15-летние тинейджеры, как принято их называть в наше время, по своим психологическим характеристикам уже не дети, но ещё и не взрослые. Подростки стремятся быть и казаться взрослыми и иногда ведут себя несколько странно для людей, их окружающих.

Содержание работы

1. Современные научные представления о "трудновоспитуемости"
2. Семья как источник формирования трудновоспитуемости
3. Деятельность социального педагога по преодолению трудновоспитуемости

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.45 Кб (Скачать файл)

 

Подростки в приемной семье – сложная проблема в отрочестве, особенно, если он знает, что его отец и мать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло и он обрел хорошую семью, он все-таки постоянно испытывает внутреннее напряжение и неуверенность в том, как к нему относятся его приемные родители. В то же время его волнует и то, как оценивают его лично сверстники в связи с тем, что он не имеет кровной семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Таким образом можно сделать вывод: в связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Деятельность  социального педагога по преодолению  трудновоспитуемости.

  Детство, период взросления, юность-это периоды, которые являются основополагающими в становлении каждого человека, именно тогда происходят большие перемены. С одной стороны, ребенок меняется физически, что увеличивает его возможности, с другой стороны, общество ставит перед ним новые задачи и требования. Именно восприятие маленьким человеком этих требований и задач определяет психологию личности будущего индивида, его восприятие жизни и общества. Общество не идеально, по множеству критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия), вследствие чего маленький человек на пути взросления, где особую роль играет подражание окружающему обществу, сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм. Ни один человек не может миновать определенных обязанностей, связанных с периодом взросления, так как окружение, семья, и т. д. зачастую подают разные примеры. Ребенок, подросток сам бывает не в силах справиться с путаницей из-за отсутствия жизненного опыта. Для того чтобы помочь определиться, понять ситуацию зачастую нужна социальная помощь.(рыбинский 20-22)

Социальный работник, воспитатель, преподаватель, психолог должен установить контакт и построить свои отношения  с ребенком, подростком так, чтобы  тот сам заговорил о своих  проблемах. Социальный работник помогает разобраться в проблемах и  найти решения. Так как в период взросления с человеком происходят разные изменения (и часто очень  быстро), помощь должна быть конкретной, гибкой и направленной в будущее. Внесение ясности в конкретные, актуальные проблемы помогает разобраться в  часто кажущейся ребенку, подростку  запутанной ситуации. Направленность в будущее находит свое выражение  в стимулировании процесса учебы  и развития, который дает возможность  приобретать новый опыт, учиться  на нем и интегрировать его. Особая гибкость является условием, помогающим правильно реагировать на часто меняющиеся и неожиданные задачи, с которыми сталкивается человек. Помимо сочувствия и тепла важно выразить уважение. Социальному педагогу очень важно подчеркнуть интересы подростка (не в ущерб интересам других). В зависимости от возраста ребенка, проблемы возникшей у него, в его семье или окружение, под влияние которой он попал, существуют различные технологии, методы профилактики поведения, детей и подростков. Восприятие той или иной ситуации анализируется на основе социальной диагностики, выделяется его структура, формы и виды проявления. Особое внимание отводится анализу саморазрушительного поведения у детей и подростков, причин и факторов риска агрессии, суицидального поведения, наркомании, алкоголизма. Широко представлены технологии консультирования и техники коррекции подобных проявлений у детей и подростков. Психокоррекция у детей представлена методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы. Рассматриваются вопросы семейной терапии, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, находящимися в зоне риска. Все методы направлены на повышение эффективности работы специалистов с детьми и подростками по предупреждению детского и подросткового отклоняющегося поведения, восприятия себя как члена общества в целом.(уч пособие соц работа с молодежью басова)

 В психосоциальной работе с подростками выделяются источники внешнего социально – психологического неблагополучия человека: алкоголизм родителей, насилие в семье, инвалидность и хроническая болезнь, влияние деструктивных групп и организации, школьная дезадаптация, смена места жительства и привычных условий жизнедеятельности. Психосоциальная работа с подростками является частью комплексных программ социального оздоровления и воспитания. Для каждой категории молодежи в зависимости от целей психосоциальной работы разрабатываются свои психосоциальные программы и технологии. Знание и владение методами превентивной психологии необходимо для каждого специалиста по социальной работе с молодежью, чей круг обязанностей связан с семьями группы риска, детьми  и подростками девиантного и делинквентного (противоправного) поведения, интернатными учреждениями, а также задачами общей профилактики социальных отклонении в детской и молодежной среде.(ПАВЛЕНОк

Работа социального педагога  с педагогически запущенными  детьми, исправление личности - это  процесс, включающий в себя разрушение трудновоспитуемости, устранение отрицательных  компонентов характера, восстановление и формирование ведущих положительных  качеств и самосовершенствование. Все это составляет основное содержание перевоспитания. Преодоление трудновоспитуемости  ребенка осуществляется разными  путями, средствами и методами. Право  на существование имеет любая  система перевоспитания, если она  отвечает определенным требованиям:

ü целостность системы: существуют единые целевые и оптимистические установки в деятельности всех участвующих в перевоспитании лиц и организаций, связь целей, задач перевоспитания с содержанием, средствами и методами воздействия на духовный мир подростка;

ü целесообразность перевоспитания в конкретных условиях (обоснованность, необходимость, эффективность педагогических мер);

ü единство педагогического руководства, перевоспитания, деятельности ученического самоуправления и самоорганизации поведения трудного подростка;

ü единство действий школы, семьи и общественности, координация работы наставников, представителей и инспекции милиции, комиссии по делам несовершеннолетних и других воспитательных учреждений.

   Главное звено системы перевоспитания - педагогическое руководство. Это особый регулятивный процесс, цель которого - формирование способности к саморегулированию поведения и деятельности воспитуемых в соответствии с социальными требованиями. Работа с родителями педагогически запущенных учащихся заключается в изучении условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация  воспитательных воздействий на  подростков, принятие   соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а  также  отрицательно  влияющих  на них. (поддубная 137)

Основные   принципы   и   формы   работы   с   родителями педагогически запущенных учащихся:

    • Преодолевать  все  еще  встречающиеся  неправильные   взаимоотношения педагогов с семьями учащихся. Должно быть педагогическое содружество-  единственно оправданная форма;
    • К   любой    семье   должно    быть   доброжелательное     отношение, стремление, прежде всего, помочь ей;
    • Требование заботиться о детях и обеспечивать их полноценное воспитание;
    • С момента подачи заявления о поступлении в школу  и  до  ее  окончании  изучать его семью, глубоко и  всесторонне  знать  ее,  поддерживать  родителями дружеские, доверительные отношения.

       Основные  формы и методы работы с  семьей в  зависимости  от  их  целей

могут быть сформулированы так:

  • педагогическое просвещение родителей;
  • приобщение их к активному участию в жизни школы;
  • меры общественного,  административного  и  уголовного  воздействия  на родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей или  оказывающих  на них отрицательное влияние.

       Рассмотрим некоторые особенности индивидуальной воспитательной работы социального педагога с учащимися и их родителями в зависимости от своеобразия семей.

       В случаях  отрицательного влияния  на  детей  со  стороны  разведенных

родителей школы должны проводить  работу и с отцом, и  с  матерью учащегося. Если  меры  разъяснения  и  убеждения  не  дают  положительных  результатов, необходимо обратиться за помощью к инспектору по охране детства.

   Большое внимание должно уделяться учащимся из  малокультурных  семей. Такие подростки обязательно  привлекаются  к  различным  формам  внеклассной работы,   вовлекаются   в   кружки,   секции,   в   работу,   художественную самодеятельность с учетом их интересов и склонностей.

   Особого внимания требуют безнадзорные учащиеся,  которые составляют, основную долю педагогически запущенных  подростков.  По существу, за пределами школы они предоставлены сами  себе  и  не  испытывают никакого положительного организованного воспитательного воздействия,  а  оно должно идти по следующим линиям:  забота  о  режиме  дня  учащегося,  о  его материальном и бытовом благополучии, о здоровье;  особого  внимания  требует борьба с дурными привычками -  курением,  алкоголем,  наркоманией;  изучение личных связей учащегося, приобщение его к жизни и деятельности  ученического коллектива; вовлечение учащегося в организованные формы досуга.

       Важное  значение имеет  работа  с семьями,  в которых родители

злоупотребляют  алкоголем,  а   потому   нередко   и   приобщают   к   этому

несовершеннолетних. Эта  работа, как с учащимися,  так и с их  родителями должна проводиться по трем направлениям: медико-физиологическому,  социально- педагогическому и правовому. Конфликтное состояние в связи с неблагоприятной семейной  обстановкой неизбежно проявляется в недисциплинированности,  грубости,  озлобленности, жестокости. Нередко развивается негативизм как следствие неуважения  старших и потеря авторитета родителей.(курбатов соц работа 360-362)

 

         Профессиональная деятельность социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся. При работе социального педагога с трудновоспитуемыми детьми  должны соблюдаться система работы и внедряться программы. Повышение эффективности деятельности социального педагога в школе происходит за счет взаимосвязи его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе. Также важна помощь более «высоких» социальных служб. Эффективность деятельности еще повышается на основе обмена опытом работы.( http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=533991)

 


Информация о работе Трудновоспитуемость как социальная проблема