Трудновоспитуемость как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

«Трудные подростки» - одна из интереснейших и в тоже время актуальных тем нашей современной жизни. Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формирования личности подростка на неспособность или его нежелания усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Сам по себе подростковый возраст имеет свою специфику и сложность: 11-15-летние тинейджеры, как принято их называть в наше время, по своим психологическим характеристикам уже не дети, но ещё и не взрослые. Подростки стремятся быть и казаться взрослыми и иногда ведут себя несколько странно для людей, их окружающих.

Содержание работы

1. Современные научные представления о "трудновоспитуемости"
2. Семья как источник формирования трудновоспитуемости
3. Деятельность социального педагога по преодолению трудновоспитуемости

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.45 Кб (Скачать файл)

       Влияние развода родителей на процесс социализации детей – особая тема в трудах исследователей. Для душевного равновесия ребенка необходимо ощущение справедливости и благополучия. Распад же семьи как основного агента социализации из за развода родителей – это полное разрушение его прежнего социального мира, утрата психологической поддержки, необходимость решать новые задачи. С ростом разводов ежегодно огромное число детей переживает сильный стресс. Исследователями обстоятельно описан комплекс признаков, характеризующих состояние юного члена семьи в периоды до, во время и после развода. По свидетельству В. М. Целуйко, А. В. Василенко, Е. А. Дементьевой, переживание детьми разрыва родителей изменяется в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкой гиперактивности, негативизма и демонстрирования разногласия с их мнением. Е. Григорьева, И. Ф. Дементьева, Ю. А. Конусов, Н. Михайлова и другие отмечают, что дети испытывают страх покинутости, досаду, одиночество, чувство вины, грусть, агрессию, направленную на родственников и других детей. Особое внимание ученые уделяют анализу механизмов формирования деструктивных последствий развода родителей для детей и, в частности, факторам, способным усугубить его отрицательное воздействие. Доказано, что на психологические травмы несовершеннолетнего влияет не столько факт распада семьи, сколько конфликтные отношения между родителями как до, так и после расторжения брака, те социальные и психологические условия, в которые он попадает вследствие этого развода. Подчеркивается, что «адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающей среде». Особенно сложна жизнь детей в так называемой «распадающейся семье» - чрезвычайно обострившейся конфликтной ситуации, когда брак фактически уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что «считается наиболее психотравмирующим источником для ребенка из за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности». Дети в такой семье непрерывно пребывают в состоянии так называемого конфликта лояльности», т. е. необходимости в случае ссоры родителей принимать чью-либо сторону. А. Г. Харчев и М. С. Мацковский среди факторов, способных усугубить негативное влияние развода на психику несовершеннолетнего, называют его субъективное представление о счастье семьи непосредственно до родительского разрыва, возраст матери, способность оставшегося супруга помочь ребенку справиться со своим беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение, степень выраженности негативных норм по отношению к разводу в той группе, к которой принадлежит семья. Д.Еникеева, Ю. А. Конусов и другие среди подобных факторов указывают вовлечение несовершеннолетнего в супружеский конфликт, низкий уровень жизни семьи в различные периоды развития, неучастие отца в воспитании при отсутствии других представителей мужского пола, привязанность к каждому из родителей, смену нового места жительства, учебы и социального окружения, возраст ребенка, линии поведения матери и отца, отсутствие помощи со стороны социальных институтов и служб. При изучении зависимости психологической травматизации детей в следствие развода от их возраста выявлен ряд особенностей. Больше всего споров по поводу воздействия развода относится к младенческому возрасту. С одной стороны, существует мнение, что развод, пережитый в раннем возрасте, оставляет меньше (или совсем не оставляет) негативных последствий и не отражается на характере ребенка. С другой стороны, совместные исследования психологов и медиков показали, что даже в грудном возрасте дети тяжело переживают психологическую травму, которую испытывает в ранние сроки их мать, так как новорожденный пребывает с ней как бы в сембиозе, остается частью ее организма. В дошкольной группе реакция детей выражается в депрессии, раздражительности, повышенной агрессивности (особенно у мальчиков), страхе оказаться брошенным. Реакция детей старших возрастных групп проявляется в отчетливо формулируемом гневе, во вспышках раздражительности и требовательности. В гиперактивности или апатии, непослушании, неподчинении взрослым  как способах привлечения к себе внимания, частых вспышках раздражения. Большинство подростков испытывают страдания и гнев; в ряде случаев после первоначальной травмы они понимают намерения родителей, признают их ответственность за трудности и устраняются от конфликта; иногда замыкаются в себе, используя это как способ выхода из ситуации.(САВИНОВ)

   Доказано, что на психологические травмы несовершеннолетнего влияет не столько факт распада семьи, сколько конфликтные отношения между родителями как до, так и после расторжения брака, те социальные и психологические условия, в которые он попадает вследствие этого развода. Подчеркивается, что «адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающей среде». От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

   Особенно сложна жизнь детей в так называемой «распадающейся семье» - чрезвычайно обострившейся конфликтной ситуации, когда брак фактически уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что «считается наиболее психотравмирующим источником для ребенка из за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности». Дети в такой семье непрерывно пребывают в состоянии так называемого конфликта лояльности», т. е. необходимости в случае ссоры родителей принимать чью-либо сторону. А. Г. Харчев и М. С. Мацковский среди факторов, способных усугубить негативное влияние развода на психику несовершеннолетнего, называют его субъективное представление о счастье семьи непосредственно до родительского разрыва, возраст матери, способность оставшегося супруга помочь ребенку справиться со своим беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение, степень выраженности негативных норм по отношению к разводу в той группе, к которой принадлежит семья. Д.Еникеева, Ю. А. Конусов и другие среди подобных факторов указывают вовлечение несовершеннолетнего в супружеский конфликт, низкий уровень жизни семьи в различные периоды развития, неучастие отца в воспитании при отсутствии других представителей мужского пола, привязанность к каждому из родителей, смену нового места жительства, учебы и социального окружения, возраст ребенка, линии поведения матери и отца, отсутствие помощи со стороны социальных институтов и служб. При изучении зависимости психологической травматизации детей в следствие развода от их возраста выявлен ряд особенностей. Больше всего споров по поводу воздействия развода относится к младенческому возрасту. С одной стороны, существует мнение, что развод, пережитый в раннем возрасте, оставляет меньше (или совсем не оставляет) негативных последствий и не отражается на характере ребенка. С другой стороны, совместные исследования психологов и медиков показали, что даже в грудном возрасте дети тяжело переживают психологическую травму, которую испытывает в ранние сроки их мать, так как новорожденный пребывает с ней как бы в сембиозе, остается частью ее организма. В дошкольной группе реакция детей выражается в депрессии, раздражительности, повышенной агрессивности (особенно у мальчиков), страхе оказаться брошенным. Реакция детей старших возрастных групп проявляется в отчетливо формулируемом гневе, во вспышках раздражительности и требовательности. В гиперактивности или апатии, непослушании, неподчинении взрослым  как способах привлечения к себе внимания, частых вспышках раздражения. Большинство подростков испытывают страдания и гнев; в ряде случаев после первоначальной травмы они понимают намерения родителей, признают их ответственность за трудности и устраняются от конфликта; иногда замыкаются в себе, используя это как способ выхода из ситуации.

Семья с  высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы. « Как дела у тебя, Петр?», « Я готов выслушать тебя, Петр», « Я могу тебе помочь в этом, Петр». В таком ключе взрослые из хорошо рефлексирующих семей выражают готовность к сотрудничеству с подростком.  Главное в такой семье – сохранение столь желанного для отрочества чувства самоуважения.Характер подростка из семьи с высокой рефлексивностью и ответственностью развивается вполне благополучно ( если конечно здесь нет угнетающих это развитие предпосылок). Он строит свои отношения с окружающими ( взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно-лояльному типу. Ценностные ориентации подростка в такой семье направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности: предметного мира, образно-знаковых систем  природы , самого социального пространства, непосредственных отношений людей. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития подростка.

Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся также как и в детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как способ взаимодействия с другими людьми уже отчетливо проявляют себя: превалируют нигилистические реакции, ажтотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения.Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворение в общении. Стиль общения со сверстниками дублирует, как правило, способы его взаимодействия в семье. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии.

Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования что и в детстве. Обычно если это было принято ранее здесь продолжает применять и физические наказания ( в детстве – шлепали, теперь могу « врезать»). В авторитарной семье подросток также одинок, несчастен и неуверен в себе как и в детстве. Однако, тенденции развития его характера уже отчетливо вырисовывается: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или,  напротив, демонстрирует униженную, неадекватную лояльность, пассивность, за которое стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности подростка в развитии.

Семья с  попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики характера подростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себе возраст –уже кризис личностного развития, плюс еще недостатки сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь.Подросток из семьи с попустительским стилем отношения к нему обычно не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояльность ему не известна. Он опирается на те способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в семье, - агрессию (которая выражается в необоснованной, нетерпимой требовательности – « Я так хочу!», « Я сказал!») и нигилизм. Попустительская семья лишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений и делает его несостоятельным  в реальных взаимоотношениях с другими.

Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным внимание и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители не расстаются опекают его не только извне, но стремятся завладеть его душевными переживаниями. Здесь подросток как и в детстве не уверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен по своим социальным реакциям и на эту его особенность уже реагируют сверстники дающие ему детские прозвища «Малыш», «Маменькин сынок», «детский сад».В семье может быть одновременно множество разнообразных стилей общения, обусловленные неоднородность культурных уровней её членов (дедушек, бабушек, родителей, других родственников). Подросток может стремиться к идентификации со своими родителями, но может занимать и отчужденную позицию.Вероятность жить в идеальных условиях семьи для подростка весьма затруднительна еще и потому, что он теперь сам начинает продуцировать свои способы общения, усвоенные в семье, что не редко настораживает и изумляет родителей: «как ты смеешь со мной так разговаривать!», «Молоко на губах не обсохло, а он туда же!» и т. д. Привыкнув к полной зависимости своего ребенка в детстве, родители на первых парах не согласны выпустить своего отрока с отведенного для него места. Однако нормальные, здоровые психически, любящие родителей все таки стремятся решать возникающие проблемы со своими подросшими детьми. Они всеми силами стараются обеспечить подростку чувство защищенности создать условия для нормального существования и развития. В тоже время отрок в поисках своего «Я» отчуждаясь  от родителей и одновременно любя их по-прежнему, учится учитывать очень разные планы человеческих чувств и поступков. Он учится заново – теперь уже на уровне возрастной отчужденности строить новые отношения со своей семьей – с теми кто растил и заботился о нем, - по своему разумению. Через жизненные коллизии в семье подросток открывает, что мир не делится на «белое» и «черное», что нельзя просчитать отношения чисто арифметически. Конечно же к этим простым открытиям подросток подходит не вдруг. Но он начинает накапливать опыт и учится пониманию и компромиссам.

Подростки живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими недугами еще в детстве. Подросток может быть причислен к алкоголизирующей или наркотозирующей группе, если подобные проступки повторяются часто (1-2 раза в месяц). Но даже если он только попробовал из рук потерявших контроль родителей запретного зелья, он приступил тем самым нормативные общественные запреты. Для подростка еще не вкусившего запретного зелья мотивационная готовность употреблению алкоголя или наркотиков также чрезвычайно велика. В отдельных счастливых случаях подросток из алкоголизирующей, наркотизирующей или распутной семьи начинает столь активно противостоять деградации, что ему хватает духовных сил вырваться из предложенных жизнью условий существования и идти своим путем.

В неполной семье (здесь чаще нет отца) подросток начинает себя чувствовать особенно не комфортно. Ведь именно в этот период возникает острое чувство потребности в отце ибо половая идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями обоего пола. Кроме того для подростка очень значима его общая социальная ситуация, которая формируется, по мимо прочего, и составом семьи. Наличие обоих родителей положительно представляет подростка в среде ровесников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию. Говоря об эффективности (неэффективности) воспитания в неполной семье, имеет смысл исходить из двух принципов:

1) на основании неудачного  опыта той или иной неполной  семьи не стоит выводить окончательные  и «глобальные» заключения;

2) даже основываясь на  удачном опыте отдельно взятой  неполной  семьи, не следует  упрощать возможности воспитания  и превращать ее в норму  и, более того, в эталон. Ниже систематизированы последствия разводов как социокультурного явления:                                                                 Таблица 1

Негативные последствия  разводов для детей

Усложнение и  деформирование вхождения ребенка  в социальную среду, нарушение адаптации  к повседневной жизни

Ребенок лишается не только своей семьи, но и привычного круга общения. Для ребенка это  такая травма, которую он не забудет  никогда

Повышенный риск девиантного поведения

Распад семьи  гораздо чаще создает психолого-педагогические проблемы( детская безнадзорность, безотцовщина, однобокое воспитание)

Сложности во взаимоотношениях со взрослыми, сводными и единокровными  братьями и сестрами

При повторном  браке родителей возникают трудности  приспособления  к жизни с отчимом(мачехой) , единокровными и сводными братьями и сестрами, родными и неродными бабушками и дедушками, другими родственниками.

Появление либо обострение психосоматических заболеваний

Дети из семей  после развода имеют повышенную заболеваемость

Позитивные последствия  разводов для детей

Улучшение условий  формирования личности ребенка

Развод может  расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему формирование личности ребенка. Прекращение стрессовых ситуаций через развод приводит к  разрядке, которая способствует созданию благоприятной обстановки для здорового  развития детей

Информация о работе Трудновоспитуемость как социальная проблема