Травматические социальные изменения: понятие, стадии и способы адаптации.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:27, доклад

Описание работы

В конце XX в. в средствах массовой информации, в речах политиков, повседневной жизни звучит слово «травма», относимое не только к больницам и психиатрическим палатам. Новая парадигма - парадигма травмы, медленно внедряется в сферу гуманитарных и социальных наук. Одна из сфер применения концепции социальной (культурной) травмы — исследование негативных, дисфункциональных последствий, возможных в результате важного социального изменения.

Файлы: 1 файл

Травматические социальные изменения.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Травматические социальные изменения: понятие, стадии и способы адаптации.

В конце XX в. в средствах массовой информации, в речах политиков, повседневной жизни звучит слово «травма», относимое не только к больницам и психиатрическим палатам. Новая парадигма - парадигма травмы, медленно внедряется в сферу гуманитарных и социальных наук. Одна из сфер применения концепции социальной (культурной) травмы — исследование негативных, дисфункциональных последствий, возможных в результате важного социального изменения.

В медицине травма обозначает неожиданное воздействие на организм и его отношения с окружением при длительных деструктивных влияниях. В психиатрии это длительное деструктивное влияние на личность, результатом чего являются умственные, эмоциональные нарушения. В свете теории социального становления под травмой следует понимать сложный, искусственный вид человеческой коллективности, дающий возможность его творческой самотрансформации.

Н. Смелзер занимался исследованием этого вопроса и выделял шесть стадий травматического процесса:

1.Структурное и культурное  прошлое - среда, благоприятствующая возникновению травмы. Смелзер использует термин "структурная благоприятность";

2.Травматические события или ситуации (у Смелзера - "структурное напряжение");

3.Особые способы определения, интерпретации, выражения или толкования травматических событий посредством фонда унаследованных культурных ресурсов (у Смелзера - "обобщенные представления");

4. Травматические симптомы, то есть определенные схемы поведения и представлений (всеми разделяемые образцы поведения, общепринятые мнения);

5. Посттравматическая адаптация ("социальный контроль" Смелзера);

6. Преодоление травмы - завершающая  фаза или начало нового цикла травматической последовательности, если смягченная травма несет за собой благоприятные структурные и культурные условия для проявления нового вида травмы.

Кратко поясним каждый из этих компонентов (стадий).

Благоприятные структурные и культурные предпосылки.

Готовность к травме возникает, когда появляется форма дезорганизации, смещения, несогласованности в социальной структуре или культуре, иными словами, когда контекст человеческой жизни и социальных действий теряет гомогенность, согласованность и стабильность, делаясь другим, даже противоположным культурным комплексом. Раздвоение, раскол, противоречивость,  конфликт внутри культуры, возникающие быстро и неожиданно и охватывающие ключевые компоненты культуры, - ценности, верования, нормы общества.

Травматические ситуации (события). 

Травматическая ситуация (событие) может быть определена как состояние напряжения, связанное с конкретными социальными изменениями. Социальное изменение, связанное с травматическими событиями, имеет, четыре характеристики:

1. Оно обладает временной характеристикой в виде неожиданности и быстроты.

2. Оно обладает определенным содержанием и размахом - радикальное, глубокое, всестороннее, затрагивающее основы.

3. У него есть истоки - воспринимается как экзогенное, пришедшее извне, как нечто, на что мы сами не влияли, а если и влияли, то неосознанно (мы "страдаем" от травм, травмы "происходят с нами", мы "сталкиваемся" с травмами).

4. Оно воспринимается в определенном мыслительном контексте - как нечто неожиданное, непредсказуемое, удивительное, шокирующее, отталкивающее.

Примерный список социальных изменений различной величины и значимости, отвечающих данному описанию и, следовательно, потенциально могущих вызывать травматические события или ситуации:

 •революция (удавшаяся  или нет), государственный переворот, уличные бунты;

• крах рынка, кризис фондовой биржи;

•радикальная экономическая реформа (национализация, приватизация и т.п.)

•иностранная оккупация, колониальное завоевание;

•принудительная миграция или депортация;

• геноцид, истребление, массовые убийства;

• акты терроризма и насилия;

•религиозная реформация, новое религиозное пророчество;

•убийство президента, отставка высшего должностного лица;

•разоблачение коррупции, правительственный скандал;

•открытие секретных архивов и правды о прошлом;

•ревизия героических традиций нации;

• крах империи, проигранная война.

Травматические события вызывают нарушение привычного образа мысли и действий, меняют, часто трагически, жизненный мир людей, их модели поведения и мышления. Конечно, это лишь некоторые возможные социальные изменения, способные вызвать травмы.

Попытки определения, восприятия и интерпретации травматических событий.

Травма, как многие другие социальные состояния, - одновременно объективна и субъективна. Она обычно коренится в реальных феноменах, но не проявляется до тех пор, пока ее не увидят и не дадут ей некое определение. Могут быть травмы, не основанные на травматических ситуациях, а вызванные распространением представлений об этих событиях. Например, достаточно поверить в надвигающееся вторжение с Марса, чтобы возникла паника. Убеждение, что харизматический лидер совершил государственную измену, вызовет кризис легитимности, даже если он совершенно невиновен. Возможно и обратное: ситуации с объективно сильным травматическим потенциалом не ведут к травме, если их оправдывать, рационализировать и интерпретировать так, чтобы сделать незаменимыми, безобидными или полезными, выгодными.

Травматические симптомы.

Возможны три типа коллективных социальных травматических симптомов.

Во-первых, травма может возникнуть на биологическом, демографическом уровне коллективности, проявляясь в виде биологической деградации населения, эпидемии, умственных отклонений, снижения уровня рождаемости и роста смертности, голода и так далее (крах коммунизма).

 Во-вторых, травма действует на социальную структуру. Она может разрушить сложившиеся каналы социальных отношений, социальные системы, иерархию. Примеры травмы структуры - политическая анархия, нарушение экономического обмена, паника и дезертирство воюющей армии, нарушение и распад семьи, крах корпорации и т.п.

Третье  проявление последствий травмы -  это область воздействия травмы на культуру.

Понимание культурной травмы как культурно интерпретируемой раны на ткани культуры, конечно, зависит от того, какой смысл мы придаем определению культуры. В этом плане можно предположить, что культура выражает мир коллективно разделяемых смыслов и символов, распадаясь на две основные категории:

1) нормативные (аксиологические) компоненты: ценности, нормы, правила, роли, стили,  вкусы и т.д.;

2) когнитивные компоненты: верования, убеждения, доктрины, теоретические построения, парадигмы.

 Вследствие стремительного, радикального социального изменения "двойственность культуры" проявляется своеобразно: травматические события, сами по себе несущие определенный смысл, наделяются смыслом членами коллектива, нарушая мир смыслов, неся культурную травму. Если происходит нарушение порядка, символы обретают значения, отличные от обычно означаемых.  Ценности теряют ценность, требуют неосуществимых целей, нормы предписывают непригодное поведение, жесты и слова обозначают нечто, отличное от прежних значений. Верования отвергаются, вера подрывается, доверие исчезает, харизма терпит крах.

Посттравматическая адаптация.

Есть разные стратегии совладания с травмой, модели активной адаптации к ней, принимаемых затронутыми группами. Для их классификации используются две теоретические концепции социологии. Первая - классическая адаптация к экономическому состоянию у Р. Мертона (1938 г.). И сформулированная Э. Гидденсом в 1990 г. идея риска представляет вездесущий фактор поздней современности и типичные коллективные реакции на риск. Мертон рассматривает четыре типа адаптации: инновация, бунт, ритуализм, ретриатизм. Первые два - активные, конструктивные тины адаптации. Вторая пара представляет собой пассивные адаптации. Для обобщения и применения этой типологии к травме, можно отметить, что инновация это спонтанное или преднамеренное "культурное производство", стремящееся к частичному изменению данной культуры с целью смягчения ее несоответствий другой культуре или реальному поведению людей. Бунт - радикальная попытка полной трансформации культуры ради замены состояния травмы новой культурной системой. Иллюстрируют такого типа адаптации контркультурные движения, некоторые религиозные секты. Пассивная ритуалистская адаптация обращается к неустановленным традициям, привычкам и их культивированию как надежным укрытиям от травм. Наконец, ретриатизм в данном контексте есть игнорирование травмы, попытку действовать, будто ее нет.

Гидденс завершает анализ современности, обсуждая типы противодействий,  предпринимаемых при адаптации к вездесущим нестабильности и риску:

1) прагматическое, обычное деловое отношение, сосредоточенность на повседневных заданиях и сознательном подавлении беспокойства;

2) оптимизм, вера, что все как-то образуется,  опасностей удастся избежать благодаря предусмотрительности или науке, технике,  разуму;

3) циничный пессимизм, характеризующийся сиюминутностью и гедонизмом;

 4) жесткая борьба против выявленных источников опасности в основном в рамках социальных движений.

Очевидно, только последний тип адаптации конструктивен, подобно мертоновской инновации или бунту, позволяя людям преодолевать травматические воздействия современности. Другие типы адаптации являются пассивными,  похожими на мертоновские ритуализм и ретриатизм.

Для преодоления травмы возможны два альтернативных сценария дальнейших событий: один – порочный круг разрушения культуры, другой - добродетельный круг культурной реконструкции. При первом изменения обостряют травматическую ситуацию, люди прибегают к бесплодным, даже контрпродуктивным стратегиям совладания; устаревшая культура поддерживается и сохраняется благодаря настойчивому культивированию воспоминаний. Другой сценарий - благоприятное изменение, облегчающее травматические ситуации в сочетании с эффективным совладением с ней и отмиранием прежнего культурного наследия в результате смены поколений. Вместе эти три силы смягчают или устраняют травму, в итоге приводя к упрочению новой культуры.

Возможно такой механизм, он не универсален и не обязателен для культурного изменения. Но, по-видимому, он хорошо применим к особо интересному случаю подобной динамики, вызванной фундаментальным крахом и нарушениями, короче говоря, к революционным переменам.

Способы адаптации к травматическим социальным изменениям.

Люди по-разному реагируют на травматические социальные изменения, вырабатывают различные стратегии, помогающие им адаптироваться к данной ситуации:

- Индивидуальные стратегии заключаются в том, чтобы как можно лучше адаптироваться к  условиям: успешно избежать опасностей, изолировать себя от них или обеспечить свою нечувствительность к их воздействию, найти для себя особую нишу, в которой можно укрыться и пережить невзгоды, предпринять действия, предотвращающие угрозу и ее реализацию. Например, возведение стен, обеспечение  квартир дверными замками и домов сигнальной системой, наем специальной  охранной службы являются действиями, предохраняющими людей от преступных группировок.

- Массовые стратегии выражаются в спонтанном выражении недовольства или несогласия одновременно многими людьми, которые  действуют, однако, как бы параллельно друг другу, рядом друг с другом, еще  без развитого взаимодействия и взаимных коммуникаций. Например, люди  выходят на улицы, устраивают беспорядки, совершают акты коллективного вандализма, поджигают автомобили, грабят магазины и т.п.

- Групповые стратегии заключаются в том, что люди предпринимают совместные, организованные и целенаправленные действия, планируемые и руководимые лидерами. Примерами могут быть забастовка, голодовка, марш протеста, блокада автомагистралей или железных дорог, сбор подписей под петицией, благотворительные акции и т.п.

В результате всех этих процессов, обогащающих запасы и капиталы общества, само общество становится более способным противостоять, противодействовать травматическим социальным изменениям.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Травматические социальные изменения: понятие, стадии и способы адаптации.