Трансформация современных форм семьи в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 04:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить современные формы семьи в России. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
) Определить сущность трансформации семьи.
) Выявить роль семьи как общественного института.
) Рассмотреть классические и современные формы семьи в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава I. Трансформация семьи как социального института
1.1 Семья как институт
1.2 Трансформация института семьи
Глава II. Виды, формы и категории современной семьи в российской федерации
2.1 Различные категории и формы современной семьи
2.2 Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века: уч. пособие. - СПб.: 1999. - 225с.

. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб., 1998.

. Дармодехин П.Е., Елизаров В.И. Проблемы семьи и семейной политики // Социально - политический журнал. - 2004. - №9-10.

. Доброхлеб В.Г. Изменение демографической структуры населения и социальные стереотипы // Народонаселение - 2007. - №1. - С.78-88.

. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержания работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина - М. Академия, 2003, - 224с.

. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 2009.

. Ковалев А.Д. Эволюционная социология Г. Спенсера: опыт синтетического подхода // История теоретической социологии: социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2010.

. Лазарев А.М. Трансформация института современной семьи: проблемы семейной социализации // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - №6. - С.13-19.

. Лисичкин Р.С. Семья - недоступная роскошь // Родина. - 2000. - №3. - С.42-46.

. Лисовский В.Т. Молодёжь; брак, любовь, семья. / В.В. Лисовский - Спб.: 2003. - 357с.

. Пуляев В.Н. Размышления о семье Российской // Социально - гуманитарные знания. - 2010. - №6. - С.34-37.

. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. / С.С. Фролов - М.: Наука, 1994 - 256 с.

. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. / М.: Наука, 1996. - 586 с.

. Шмелёва Н. Б О проблемах современной семьи и реализации основных направлений семейной политики // Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - №2 С.53-59с

21. Гавров С. Историческое изменение институтов семьи и брака [Электронный ресурс] / С. Гавров - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/gavrov-2/index. htm <http://www.bibliotekar.ru/gavrov-2/index.htm>, свободный

. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи [Электронный ресурс] / Т.А. Гурко - Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/data/615/925/1219/014Gurko. pdf <http://ecsocman.edu.ru/data/615/925/1219/014Gurko.pdf>, свободный

. Кузьмина О. Не стал отцом, так останься хотя бы мужчиной [Электронный ресурс] / О. Кузьмина - Режим доступа: <http://www.vmdaily.ru/article/87046.html>, свободный

. Синельников А. Трансформация семейных отношений и ее значение для демографической политики в России [Электронный ресурс] / А. Синельников - Режим доступа: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html? idR=5&idArt=683#_edn3 <http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=683>, свободный

 

Приложение

 

Трансформация института  семьи (Голод С. И.)

Древний Вавилон

Появляется  первый письменный закон о браке.

Древний Египет

В Древнем Египте брак заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры.

Древний Рим

В соответствии с этими законами Ромула женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей - управлять женами как необходимым своим имуществом. Брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность.

Древняя Греция

Греческая демократия греков состояла не из личностей, а из семей, и была на самом деле представительской  демократией, в которой отцы во всех демократических процедурах представляли свои семьи. Аристотель считал, что  отец семейства осуществляет республиканское правление над женой и монархическое - над детьми.

Авторитарные общества (древнеегипетское, китайское или  российское)

Структуры управления внизу  опирались на глав крестьянских семейств, которые были ответственными налогоплательщиками и военнообязанными, а на вершине пирамиды располагалось правящее семейство. Особенностью было то, что миллионы подданных во многих отношениях включались в состав правящей семьи в качестве детей (или рабов, что юридически было тем же самым).

В любом из этих обществ иерархия личностей оказывалась двумерной - значение имело не только то, к какой семье принадлежит человек, но и то положение, которое он в семье имеет. Слуга знатной семьи мог жить во много раз лучше главы бедного крестьянского семейства, но был унижен в политических правах и достоинстве.

Средневековая Европа

Брак был  политическим актом, лучшим средством  увеличить свое влияние и могущество.

Ренессанс

Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе.

Внутрисемейные отношения по "Домострою"

В домострое много  внимания отдано распределению ролей  в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу. Термин семья в ее современной трактовке  Домострой не знает. Он использует слово "дом", обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма. Обязанность главы семьи - забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей - обязанность отца). Все решения, связанные с "домовным строительством", муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине. Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене "мужу уноровить", то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие "неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…" Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей - любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.



Информация о работе Трансформация современных форм семьи в Российской Федерации