Трансформация современных форм семьи в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 04:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить современные формы семьи в России. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
) Определить сущность трансформации семьи.
) Выявить роль семьи как общественного института.
) Рассмотреть классические и современные формы семьи в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава I. Трансформация семьи как социального института
1.1 Семья как институт
1.2 Трансформация института семьи
Глава II. Виды, формы и категории современной семьи в российской федерации
2.1 Различные категории и формы современной семьи
2.2 Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Сознательно бездетный  брак, когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей.10% женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России до 1% (по данным 2009 г.). Повсеместно  в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация. По данным О. Здравомысловой, лишь 24% россиянок и 1% шведок согласны с тем, что быть хорошей женой и матерью - главное предназначение женщины (2008 г.).

Потребность иметь детей - социально-психологическая, моральная по своей сути. Рождение ребенка - акт принятия родителями всей ответственности за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Добавим, что не всякая супружеская пара психологически готова к рождению и воспитанию детей.

Представим отличия женщин, не желающих иметь детей:

поздний возраст вступления в брак;

среди таких женщин выше процент разведенных, т.е. переживших неудачу в предыдущем браке;

высокий уровень образования;

чаще это старшие  или единственные дети в семье;

более психически здоровы (неуравновешенная, тревожная женщина, имеющая ряд сложных непроработанных психологических проблем, пытается избавиться от них, "обзаводясь" ребенком);

более андрогенные женщины (андрогены - мужские половые гормоны);

часто имеющие хорошую, высокооплачиваемую и интересную работу.

Идеология бездетных  семей базируется на такой аргументации:

дети мешают супружеским  отношениям; -

дети мешают социальной активности.

Повторные браки. Достаточно распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Как правило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае создания новой семьи возникает проблема отчимов. Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями, становится все более распространенным.

Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности (подлинности, равнозначности) отношений, увеличение толерантности (терпимости к чужим мнениям, поведению) партнеров друг к другу.

Принципы открытого  брака:

строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний;

относиться с уважением к личной жизни партнера;

открытость общения: свободно, открыто выражать чувства;

подвижность и гибкость ролевого общения;

открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;

равноправие: справедливое разделение ответственности и благ;

аутентичность: знать  себе цену и не позволять принижать  свое достоинство;

доверие: сочетание "статистического" доверия с "динамическим" доверием.

Этот брак является исторически  новым феноменом, т.к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену.

Внебрачный секс и  интимная дружба. В обоих случаях  речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако первая предполагает некоторое участие  в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом. Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться может долго, вместе с тем, при ее наличии, очень высокий уровень близости и доверия в первичной паре.

Свингерство. Свингерством называют обмен брачными партнерами. В данном случае две супружеские  пары образуют так называемую "шведскую" семью. Инициаторами таких отношений  выступают обычно мужчины, отмечается высокая самооценка браков в паре.

Гомосексуальные пары. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола. Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности.

Групповой брак, жилые  сообщества, коллективная семья. Изначально групповой брак носил радикальный  и часто политический характер, его  связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей, жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы [23].

В современной России простые или нуклеарные семьи - преобладающая  форма среди всех семей. "Нуклеарная" - от слова "нуклеа" - ядро, т.е. главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Основная форма нуклеарной семьи - малодетная нуклеарная семья.

Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует  рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных (элементарная семья - семья  из трех членов: муж, жена и ребенок).

Более привычный, обыденный  термин "нормальная семья" - понятие  очень условное. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, попадают в разряд аномальных. Идеальную семью можно рассматривать как нормативную модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях, нравственных ценностях, культуре общества, в том числе - в религиозной культуре.

В.Н. Дружинин полагает, что  семья скрепляется отношениями "власти-подчинения", взаимоответственности и эмоционально-психологической близостью, которая связана с мотивом аффилиации (присоединения). При этом знак психической эмоциональной близости не обязательно положительный. Психологические модели элементарной семьи можно разделить по следующим основаниям: кто несет ответственность за семью и кто доминирует в семье [10, с.42].

Таким образом, в заключении второй главы работы приведем отличительные  черты современных моделей семьи, которые обобщил социолог А.И. Антонов, выделяя ряд существенных перемен [24]:

. Произошел перевес личных выгод индивида и экономической деятельности как таковой над ценностями родства, отделение родства от социально-экономической деятельности.

2. Современной модели семьи характерно разделение дома и работы. Произошло распространение потребительского типа семьи, где общесемейная деятельность дополняется потреблением товаров и услуг за счет зарплаты, добываемой за порогом дома. Но в силу разделения социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие в производительном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство - так называемая "двойная нагрузка" современной женщины. Переход от социального к семейно-бытовому самообслуживанию вызвал трансформацию мужских и женских ролей в семье.

. Произошло размежевание дома и внесемейного мира, первичности семьи и обезличенности отношений во внешнем окружении.

. Современной семье свойственна социальная и географическая мобильность, связанная с самостоятельным и независимым профессиональным и личностным самоопределением детей без наследования социального статуса и профессиональной специализации родителей.

. Система "семьецентризма" с ориентацией на материальные блага, ценностями долга, семейной ответственности, рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доминированием авторитета родителей и родственников уступает место системе "эгоцентризма" с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, усилением ощущения сильного "Я".

. Происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся выше родовых-родственных.

. Развод по инициативе мужа вытесняется разводом, вызванным межличностной несовместимостью супругов.

. Происходит переход от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга.

. На смену культуре бездетности с жестким табу на применение контрацепции приходит культура индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл, т.е. предупреждение и прерывание беременности.

. Нормы, связанные с феноменом многодетности семьи, исторически изживают себя. Происходит спонтанное сокращение количества детей в семье, учащаются разводы, реже заключаются браки [24].

 

Заключение

 

Семья считается одним  из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья - неотъемлемая часть  общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Социальные взаимоотношения  между взрослыми мужчинами и  женщинами в рамках семьи могут  быть организованы по принципу супружеских  или по принципу родственных связей. В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений, а кровные родственные связи отходят на второй план. В противоположность этому, в расширенной семье, состоящей из нескольких поколений, - ядро семейных отношений образуют кровные родственники, а супружеские связи являются функционально второстепенными. Нуклеарная семья представляет собой наиболее предпочтительный тип семьи в современных индустриальных обществах. В течение жизни индивид, как правило, бывает членами двух нуклеарных семей: он принадлежит к нуклеарной семье, состоящей из его отца, матери, братьев и (или) сестер (семья ориентации), и, вступив в брак, как большинство граждан, является членом нуклеарной семьи, состоящей из самого индивида, его супруги (супруга) и их детей (семья воспроизведения).

Трансформация института семьи затронула все аспекты семейных отношений и семейного поведения, отразившись на репродуктивных, супружеских и родительских установках. Специалисты обращают внимание на то, что в условиях трансформации семейных отношений, дальнейшего разделения институтов брака и родительства возникают новые институты, социальные статусы и нормы поведения родителей. В ходе этих процессов наблюдаются явления такого характера, как: снижение рождаемости и повышение смертности, рост численности семей группы риска или неблагополучных семей, брошенных детей, насилия в семье, снижение уровня здоровья, грамотности, высокий уровень девиантности в подростковой и молодежной среде, рост разводов, неполных семей, институционализация феномена одиночества как стиля жизни. Перечисленные явления не имеют однозначной оценки в социологической литературе, и трактуются они, как правило, с позиций кризисной или эволюционной концепции функционирования семьи в российском обществе.

Современный человек  отличается установкой на возможную временность брака. Роль данной установки в регуляции брачного поведения можно объяснить тем, что, наряду с потребностью в браке (брачном состоянии, статусе), существует потребность в брачном партнере. Последняя может доминировать над первой, что проявится в снижении ценности брака и повышении ценности партнерства. Успех преодоления семейных трудностей воспринимается как зависящий от индивидуальных свойств партнера. Повышаются требования к качествам супруга, но это может означать лишь перевес ориентации на брачного партнера над установками к продлению супружества. Если индивид испытывает неудовлетворенность супругом, то он скорее решится сменить партнера, нежели попытается наладить взаимоотношения с ним. Если же переживается неудовлетворенность потребности в браке, то развод не столь однозначен, а, напротив, члены семьи могут прибегнуть к действиям по укреплению брака.

 

Список литературы

 

1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. // Семейная психотерапия. - СПб., 2007.

2. Алексеев М.Ю., Крылов К.А. Особенности национального поведения. - М., 2004.

. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М., 2008.

. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 2006.

. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб., 1992.

. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи. Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов - на-Дону. Феникс, 2008.

Информация о работе Трансформация современных форм семьи в Российской Федерации