Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса как интегративная парадигма в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Идеи, разработанные Юргеном Хабермасом, одним из самых ярких представителей коммуникативно-прогматической ориентации в социологии, считаются актуальными и в настоящее время.
Глобализация и развитие цивилизации в двадцать первом веке породили множество проблем. Особо внимания требует проблема потери взаимопонимания между людьми различных поколений и культур, преодоление барьера в сфере коммуникации, вызванного различиями во взглядах и образе жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...……………..….3
Глава 1. Идейно-теоретические основания социальной теории Юргена Хабермаса……….………………………………………..…………………….…6
1.1.Концепция общества…………………………………………...………....…..6
1.2.Теории Ю. Хабермаса в отечественной социологии…………………………………………………………………....….10
Глава2.Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса………...……………………………..…………………………….…15
2.1. Типология действий…………...…………………………….…..………….15
2.2. Концепция рациональности ………………..……………………………....20
2.3. Философия коммуникативного дискурса……..………………………......24
2.4. Значение теории коммуникативного действия……………………………29
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………..…………….……….….35

Файлы: 1 файл

курсовая. Кузьмина Д..doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Факультет государственного и муниципального управления

 

Кафедра социологии и философии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему:

«Теория коммуникативного действия Ю.  Хабермаса как интегративная парадигма в социологии »

 

 

 

 

                 Автор работы 

         студент 2 курса

         дневной  формы обучения

Кузьмина Дарья Игоревна

 

               Руководитель работы

          кандидат  философских наук,   

                                                                 доцент

          Яворский Дмитрий Ромуальдович

 

Волгоград

2014

Содержание.

 

Введение………………………………………………………...……………..….3 
Глава 1. Идейно-теоретические основания социальной теории Юргена Хабермаса……….………………………………………..…………………….…6 
1.1.Концепция общества…………………………………………...………....…..6 
1.2.Теории Ю. Хабермаса в отечественной социологии…………………………………………………………………....….10 
Глава2.Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса………...……………………………..…………………………….…15 
2.1. Типология действий…………...…………………………….…..………….15

2.2. Концепция рациональности ………………..……………………………....20 
2.3. Философия коммуникативного дискурса……..………………………......24 
2.4. Значение теории коммуникативного действия……………………………29 
Заключение……………………………………………………………………...33 
Список литературы…………………………………..…………….……….….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования

Идеи, разработанные Юргеном Хабермасом, одним из самых ярких представителей коммуникативно-прогматической ориентации в социологии, считаются актуальными и в настоящее время.

Глобализация и развитие цивилизации в двадцать первом веке породили множество проблем. Особо внимания требует проблема потери взаимопонимания между людьми различных поколений и культур, преодоление барьера в сфере коммуникации, вызванного различиями во взглядах и образе жизни.

В «Теории коммуникативного действия» Ю. Хабермасом отражены и проанализированы основные направления и идеи социальной мысли начиная с конца ХIХ века, описывающие проблему общественного согласия. Цель этого анализа— представить и обосновать новую парадигму, способствующую развитию современного социального знания. В связи с этим  он выдвигает на первый план проблему достижения согласия на основе понимания. Поэтому можно прогнозировать, что изучение условий, необходимых для языкового понимания в коммуникативном обществе, и в будущем будет одним из главных направлений в философии языка.

Юрген Хабермас является одним из наиболее ярких и интересных теоретиков, пытающихся преодолеть односторонность подходов к рассмотрению общественной жизни. Он критически переосмысливает и синтезирует идеи многих мыслителей.

Его работы похожи на учебники по соответствующим разделам знания, настолько глубоко и подробно он стремится развернуть перед читателем панораму мнений по той или иной проблеме.

Юрген Хабермас стремится как можно глубже и подробнее разобраться в конкретной проблеме и популярно описать ее, он, прежде всего, пытается найти точки соприкосновения, которые могли бы стать основой дальнейшего синтеза или дать направление для последующих дискуссий.

Большинство работ Ю. Хабермаса объединила идея социальной эволюции, которая дает исходный импульс для объединения различных теорий и приводит к созданию собственной оригинальной концепции, обозначаемой Ю. Хабермасом как теория коммуникативного действия. Он предлагает изучать не  синтез логических категорий, а пути их возникновения, развития и идеологизации, что поможет человеку познать социальный мир и определить свое место в нем.

Общество быстро меняется, что заставляет нас все чаще обращаться к идеям Ю. Хабермаса, с целью найти наиболее практичную и удобную модель коммуникации.

Научная разработанность темы. О теории коммуникативного действия Ю.Хабермаса написано немало. В России критике его работы посвящены труды М. Соболевой, Н. Плотникова, И. Фармана,  П. Дабосина, В. Шульца, А. Беляева, П. Тищенко. Анализу научных теорий Ю. Хабермаса посвящены многие диссертации, среди которых: «Коммуникативная теория разума Юргена Хабермаса» С. Шачина, «Антипозитивизм в социологической теории Юргена Хабермаса» А. Алхасова, «Коммуникативная рациональность Ю. Хабермаса» Б. Кусраева и многие другие.

Вместе с тем есть насущная необходимость вновь вернуться к ставшей уже классической работе, для того, чтобы определить, что из предложенной им теории может пригодиться в условиях современной России.

Таким образом, целью данного исследования является раскрытие содержания теории коммуникативного действия, ее теоретического и практического значения.

Задачи  исследования:

  1. Дать общую характеристику творчеству Юргена Хабермаса.
  2. Раскрыть основное содержание Теории коммуникативного действия.
  3. Показать значение данной теории для современной практики.

Теоретической основой работы послужили научные труды Юргена Хабермаса: «Теория коммуникативного действия», «Моральное сознание и коммуникативное действие», «Ранние исследования и дополнения к теории коммуникативного действия», «Философский дискурс модерна», «Мораль и коммуникация» и «Разъяснение к этике дискурса», статьи автора в профессиональных журналах, а также электронные материалы. Кроме того, при работе над курсовой работой были использованы труды исследователей и критиков научного творчества Юргена Хабермаса, таких как Р. Розенбергса, Г. Дукса, В. Фурса, М. Соболевой, А. Назарчука.

Методологическая база работы: историко-философский, сравнительно-исторический анализ, анализ источников, синтез.

Поставленные задачи определили структуру курсовой работы, который состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теорико-методологические истоки социальной теории

Юргена Хабермаса

 

    1. Концепция общества

 

Концепция общества Юргена Хабермаса имеет ряд специфических особенностей, отличавших ее от других современных социологических теорий.

Во-первых, теорию общества Ю. Хабермаса можно определить как общую социологическую теорию. А сам Ю. Хабермас как и многие другие крупные социологи является крупным теоретиком общества. "Социология, - указывает В.Хабермас, - единственная из социально-научных дисциплин, сохранившая отношение к совокупным проблемам общества. Она всегда оставалась теорией общества..."1.

Во-вторых, Ю.Хабермас придерживается сугубо исторического подхода к социологии, в отличие, например, от Парсонса, которого больше интересует социальная система и ее функционирование без рассмотрения исторического аспекта.

В-третьих, выделенная Ю. Хабермасом проблематика социологии создает предпосылки и необходимые условия для создания и формулирования своего понятийного аппарата, т.е. введение таких понятий как жизненный мир, система, коммуникативное и стратегическое действие, инструментальная и коммуникативная рациональность.

Важное место в нем занимают понятия, описывающие процесс рационализации жизненного мира. Возрастание рациональности - это связующая нить в  историческом и социальном процессе, вслед за М.Вебером считает Ю.Хабермас, и социология в сравнении с остальными социальными науками ближе всех касается проблематики рациональности.

Проблема использования понятия рациональности существует на трех уровнях: метатеоретическом, методологическом и эмпирико-теоретическом уровне, определяющем, как можно трактовать модернизацию как рационализацию. В этом рефлексивном мониторинге теории состоит четвертая особенность теории общества Ю.Хабермаса, которую он характеризует как теорию, стремящуюся "выявить свои критические масштабы".

Теорию общества Ю. Хабермаса образуют три взаимосвязанных теоретических концепции:

1) теория коммуникативного действия  и коммуникативной рациональности;

2)теория двойственной конструкция  общества, которая соединяет парадигмы  жизненного мира и системы;

3) теория модерна, которая объясняет современные проблемы социального мира и патологии, образованные вследствие подчинения жизненных миров формальным системам действия.

Теория общества разрабатывается Хабермасом в постоянном сотрудничестве с историко-социологической традицией. Основным трудом в процессе разработки этой теории становится работа "К реконструкции исторического материализма".

В работе "К реконструкции исторического материализма" Хабермас начинает с рассмотрения самых основных понятий и посылок исторического материализма, таких как "общественный труд" и "родовая история". Общественно-организованный труд - это деятельность людей, с помощью которой они, в отличие от животных, воспроизводят свою жизнь. С социологической точки зрения это означает:

1) целенаправленное изменение  природного материала по правилам инструментального действия;

2) общественную деятельность индивидов  в сфере производства по правилам  стратегического действия.2

  Распределение произведенных продуктов предполагает систематическую связь взаимных ожиданий, или интересов, требующих правил интеракции, которые на интерсубъективном речевом уровне проявляют себя в качестве норм - правила коммуникативного действия.

Также в этой работе Ю. Хабермас, проведя анализ и реконструкцию концепции общества  К. Маркса, обозначил свою критическую позицию, согласно которой  общество и его историческое развитие нельзя объяснить только через экономическую сферу или сферу производства. Человечество находится и развивается также и в сфере коммуникативного и ценностно-нормативного знания.

Из этого следует, что основной характеристикой общества является его форма социальной интеграции, сформировавшаяся в результате исторического развития. Эта идея дает начало двухтомному труду Ю. Хабермаса "Теория коммуникативного действия", где на основе теории социального действия им создается его собственная оригинальная теория общества.

Согласно этой теории, центральное понятие интерпретации связано в первую очередь с достижением согласия относительно характера ситуаций. В этой модели действия особое значение приобретает язык. Хабермас предлагает свою классификацию действия и разделяет все действия на коммуникативные, ориентированные на взаимопонимание, и формальные действия, ориентированные на результат. Помимо этих двух фундаментальных различий, связанных с ориентацией, действия различаются между собой используемым в них типом и образцом знания и формами аргументации. Эти моменты также являются основанием четырех главных аспектов рациональности действия: аспекты инструментальной, стратегической, нормативной и драматургической рациональности, которые позволяют Хабермасу изучить схему соответствия  типологии действий и уровня их рациональности.

В теории двойственной конструкции общества Ю.Хабермасом осуществляется систематическое исследование жизненного мира.

Целерациональное действие, считает Ю. Хабермас, рассматривает общество как систему, коммуникативное – как жизненный мир. Система и жизненный мир тесно связаны друг с другом и оказывают друг на друга влияние. Так, система обеспечивает материальную основу для успешной коммуникации, пользуясь достижениями целерациональных действий. таким образом поддерживается техническое оснащение, правовой порядок, безопасность и здоровье индивидов. Жизненный мир, в свою очередь обеспечивает необходимую мотивацию, наделяя предметы и ситуации определенным смыслом, это помогает индивидам ставить конкретные цели и выбирать доступные средства для их достижения.

Теория современного общества неотделима у Хабермаса от общей теории модерна, которая разрабатывается им в жестком соответствии с теоретическими концепциями Т. Парсонса, М. Вебера, К. Маркса, Г. Лукача, Т.Адорно и М. Хоркхаймера.3

В  теории модерна Хабермас уделяет особое внимание двум важным тезисам. Во-первых, расчленение системы и жизненного мира является необходимым условием для перехода от статусно-стратифицированных обществ европейского феодализма к экономическим классовым обществам раннего модерна. При этом система являет собою формально организованные сферы действия в области экономики и политики (хозяйство и государство), а жизненный мир структурируется коммуникативно как частная и общественная сфера.

Информация о работе Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса как интегративная парадигма в социологии