Теория социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:35, лекция

Описание работы

Огюст Конт родился в Монпелье в семье чиновника, окончил Политехническую школу в Париже, несколько лет был секретарем Сен-Симона. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской револючией, оказали на сознание Конта огромное влияние. Он стал активно выступать против метафизических воззрений века Просвещения, которые господствовали во Франции до революции. Основной смысл преодоления метафизики он видел в том, чтобы выработать рациональный, научный взгляд на общество. Этому должны были послужить наблюдение и эксперимент.

Содержание работы

1.Социология О.Канта
2.Социология Г.Спенсера
3.Социология Дюркгейма
4.Социология Маркса
5.Социология Вебера
6.Социология Парсонса
7.Cоциология Мертона
8.Социология Дарендорфа
9.Критическая теория (Хабермасс)
10.Постмарксизм
11.Теория систем Н.Луман
12.Символический интеракционизм(Джордж Герберт Мид)
13.Ирвин Гофман
14.Этнометодология
15.Теория обмена,сетевая теория.Хоманс и Блау
16.Теория феминизма
17.Интеграция макро и микро позиции
18.Интеграция действия и сруктуры(Гартукас и Полед)
19.Новейшая теория современности
20.Постмодернизм.Бодреа и Бурдье

Файлы: 1 файл

теория социологии.doc

— 668.50 Кб (Скачать файл)

Вопросы по социологии 

 

1.Социология О.Канта

2.Социология Г.Спенсера

3.Социология Дюркгейма

4.Социология Маркса

5.Социология Вебера

6.Социология Парсонса

7.Cоциология Мертона

8.Социология Дарендорфа

9.Критическая теория (Хабермасс)

10.Постмарксизм

11.Теория систем Н.Луман

12.Символический интеракционизм(Джордж  Герберт Мид)

13.Ирвин Гофман

14.Этнометодология

15.Теория обмена,сетевая  теория.Хоманс и Блау

16.Теория феминизма

17.Интеграция макро  и микро позиции

18.Интеграция действия  и сруктуры(Гартукас и Полед)

19.Новейшая теория  современности

20.Постмодернизм.Бодреа  и Бурдье

 

1. Социология О.Конта

 

 Огюст  Конт  родился  в   Монпелье   в   семье   чиновника,   окончил Политехническую школу в Париже, несколько  лет  был  секретарем  Сен-Симона. Социальные и  политические  потрясения,  вызванные  Французской  револючией, оказали на сознание  Конта  огромное  влияние.  Он  стал  активно  выступать против метафизических воззрений века Просвещения, которые господствовали  во Франции до революции. Основной смысл преодоления метафизики он видел в том, чтобы выработать рациональный, научный  взгляд  на  общество.  Этому  должны были послужить наблюдение и эксперимент.   О. Конт обозначил важный  рубеж  интеллектуально-филосовской  эволюции общественной мысли. В своей работе «Курс позитивной философии» (1910),  Контрассматривает  «закон  трех  стадий»  развития  интеллектуального   сознания человечества, исторически  и  логически  объединяя  теологию,  метафизику  и позитивизм,  тем  самым  подчеркивает  непрерывность  социального   познания общества и человека.  Он  пишет,  что  основной  переворот,  характеризующий столетие возмужалости нашего ума, по  существу  заключается  в  повсеместной замене недоступного проверке опытом определения причин в собственном  смысле слова   простым   исследованием   законов,   т.е.   постоянных    отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями. Интерес к социальному  прогрессу  побудил  Конта  заняться  социальнойтеорией,  провести   четкое   различие   между  социальной   философией   исамостоятельной областью исследования социальных явлений, которую он  назвал социальной физикой или социологией (хотя она иногда называлась  политикой  в очень широкой трактовке этого понятия). При изучении  социальной  сферы,  утверждал  О.  Конт,  необходимо  неполагаться на догадки, а опираться на  наблюдения,  социальный  эксперимент, сравнительные методы. При этом изучение социальных  явлений  не  может  быть абсолютным,  а  всегда  останется  относительным,  в  зависимости от  нашей организации и нашего положения в ней.С точки зрения О. Конта, наука социология должна  отвечать  не  толькона вопрос,  уметь  предвидеть  и  решить  возникающие  проблемы.  Для  этого необходимо не обобщать данные опыта, а лишь описывать их, свести  явления  к наименьшему числу внешних связей по их последовательности и  сходству.  Конт выдвигает ряд положений о классификации наук,  объективной  основой  которой являются различные формы движения материи.  Программу изучения социологии Конт разделил на две  части:  социальнуюстатику,  анализирующую  равновесное  состояние  «организма»   человеческогообщества, взаимосвязь компонентов (т.е. социальную структуру), и  социальную динамику  (социальную   кинетику),   изучающую   различные   изменения   или последовательные состояния  взаимосвязанных  социальных  фактов.  Социальная динамика  в  значительной  мере  отождествлялась  с   прогрессом   и   стала преобладать в его научных идеях. Сам Конт считал,  что  динамику  и  статику можно отделять друг от друга только  в  целях  анализа,  и  это  отличие  не должно предполагать наличие двух классов фактов, скорее, они являются  двумя аспектами единого подхода к изучаемым социальным явлениям.По  мнению  Конта,  любая  наука  должна  заниматься   классификациейфеноменов,  которые  являются  предметной  областью  ее   изучения,   а   неанализировать лишь причины (как метафизика)  или  искать  абсолютные  истины(как  теология).  Отсюда  суть  его   социально-филосовской   позиции:   все существующее существует только в  той  мере,  в  какой  это  будет  доказано наукой. Это возможно в том  случае,  если  будут  изучаться  реальные  факты общественной жизни.  Основной единицей общества Огюст Конт  считал  семью,  представляющую элемент социальной  структуры,  так как семья возникла  как естественное состояние  человеческих  отношений.  В  семье  отражаются  все  общественные отношения:   неравенства   (например,   между   поколениями   или   полами), подчиненности (принцип главенства и старшинства) и др. Отсюда  следует,  что семья является основой формирования государства, моделью его организации,  а социальные функции семьи во многом  отражают  функции  общества  (начиная  с разделения труда, иерархичности отношений, власти и т.д.). В существующей иерархии отношений, складывающихся  в  государстве,  онвидит  не  только  естественное,  но  и  необходимое  явление.  Как  и   егопредшественники, О. Конт  изучает  реальную  социальную  структуру  общества (социальную статику). Он выделяет четыре класса:  «спекулятивный»  класс,  в который включены представители науки, философии и  эстетики;  «практический» класс,  включающий  в  себя  представителей  производства  и  сферы  оборота (торговцев, предпринимателей, банкиров); далее идут представители сельского хозяйства; четвертый класс состоит из рабочих.  Структура власти строится по  принципу  важности  выполняемой  классомфункции в обществе. Принадлежность к тому  или  иному  классу,  согласно  О.Конту, основана на «естественном порядке вещей».  Поэтому  часть  людей  «по природе» должна управлять, другая часть – подчиняться. Вторая часть  социологии  –  «социальная  динамика»  должна  быть,  помнению Конта, общей теорией естественного прогресса человечества,  изучающейразвитие общества связано с процессами эволюции и прогресса, а самым  мощным фактором, определяющим прогресс, является человеческий разум. С точки зрения Конта, общество проходит три стадии развития:  военную,соответствующую   теологической    стадии    развития    ума,    переходную,соответствующую  метафизической  стадии,  и,  наконец,  научно-промышленную,соответствующую  стадии   позитивной,   которую   он   считал   завершающей, замыкающей собой все общественное развитие. Обратив внимание на  социальную  жизнь  общества  как  самостоятельныйфеномен,  Конт  одним из  первых  поставил  вопрос   о   необходимости   еесистематического изучения. Главная идея позитивизма заключалась в том,  что новое «положительное» знание должно быть свободно  от  всяких  «домыслов»  и опираться на естествознание, которое он считал само по себе философией. Одним  из  основных  постулатов  Конта  была  взаимосвязь  социальныхэлементов, частей или подразделений общества. Хотя он и утверждал,  что  этавзаимосвязь является ключом к  созданию  общества,  по  сути  дела  этим онзаложил понятие предмета   социологии   как   науки   о   взаимодействиях, взаимосвязях социальных элементов общества: людей, групп, общностей и др. С появлением О. Конта  социальная  теория  обретает  институциональныйстатус, получает права гражданства в научном мире. Во второй трети XIX  вексоциальная теория начинает бурно  развиваться  и  бросает  вызов  социальнойфилософии, которая все больше  и  больше  объединяется  с  биологическими  и физическими науками.  Эта  фаза  в  развитии  социальной  теории  называется «протосоциологией» и имеет две характерные  черты.  Во-первых,  освобождение социальной теории от понятийного аппарата физических и  биологических  наук, чем грешила  социальная  теория  с  момента  своего  зарождения.  Социальные процессы   и   явления   все   больше   стали   описываться   в   собственно социологических  терминах:  взаимодействия,  общность,  социальные   группы, согласие и т.д. Во-вторых, развитие социологии стало всеобъемлющим,  поэтому возникла  попытка  «новой  науки»  подавить  старые  социальные   дисциплины (историю,  политическую  экономию),  поставить их  под свою   зависимость. Конкретно-историческое    содержание    общественной    жизни     совершенно растворилась в формальных конструкциях, поощряемых субъективизмом. К  числу  наиболее  важных  принципов   позитивизма   можно   отнести следующие:

1.  Постулат  онтологического   натурализма,  или  утверждение   о  том,   что    социокультурные и природные явления качественно однородны.   Поэтому    общественные процессы должны анализироваться как не представляющие  собой    качественно новую по сравнению с природой  реальность,  и их  объяснение    возможно с помощью познания законов природы.

2. Постулат методологического   натурализма,  состоящий  в   утверждении,  что    система социологического знания должна  строиться по  модели  физических    наук, использовать их методологические установки.

3. Постулат феноменализма,  т.е.  преувеличение  роли  опыта   и  чувственных    данных в социологическом познании  в  противовес  умозрительным  выводам,    нередко преобладавшим в социальной философии.

4.  Принцип  «ценностной   нейтральности»,  согласно  которому  социолог  как    ученый должен воздерживаться от любых ценностных  суждений  относительно    природы изучаемых явлений и процессов и получаемых результатов.

5. Признание инструментального  характера научного знания и  связанная с  этим    ориентация на социальную инженерию, как особый тип социальной  практики,    социальной терапии – лечения социальных болезней.

 Таким образов, О. Конт  стал основателем не только  новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. Он впервые поставил проблему и собственно понятийного аппарата социологии, полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в социальных терминах, т.е. в явлениях ассоциации и ее специфических продуктов. С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации – социального неравенства, т.е. основным аспектам общей социологии. С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональныйстатус, получает права гражданства в научном мире.Таким  образом,  позитивизм  в  лице   одного   из   своих передовых представителей  –     О.  Конта  –  заложил  основы  нового   прогрессивного научного направления, дал обществу инструмент познания самого  себя,  создал предпосылки институализации социологии как науки.

 

2.Социология Г.Спенсера

 

Существенно обогатил предмет  науки английский социолог   Г.Спенсер   (1820-1903r.r.).   В   традициях  позитивистской  социологии  Спенсер,   опираясь   на исследования   Ч.Дарвина,   предложил   использовать эволюционную теорию   для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной -неорганические,   органические   и   надорганические (социальные). Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый  приводит многочисленные   примеры   зависимости   характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.По Спенсеру,    эволюция    физических    и интеллектуальных   способностей   членов   общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную   эволюцию   с   помощью,   например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами   и    непредсказуемыми последствиями. На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские -вмешательства в естественный ход эволюции.Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно . взятые общества могут не только прогрессировать, но и деградировать: При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д.Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе “Основные начала” различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде “Основания социологии”.Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в “форме зародышей” и из небольших “масс” путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: “военное”, в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и “промышленное” с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера, состоит из трех главных систем: “производя-' щей средства для жизни”, “распределительной”, “регулятивной”. Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. “Страх перед живыми” поддерживается государством, а “страх перед мертвыми” — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность

 

3.Cоциология Дюркгейма

 

"Дюркгей Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ;  позитивист, последователь Конта,  профессор в Сорбонне. Дюркгейм  утверждал, что социология должна  изучать общество как особую  ду­ховную реальность, законы которой отличны от законов индивидуаль­ной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на общезначи­мых коллективных представлениях; ученый имеет дело с социальными фктами - коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые принудительно навязываются че­ловеческому сознанию общественной средой"*. Эти строки - практи­чески половина всей информации об Эмиле Дюркгейме, которую можно было прочесть тогда в философском словаре.Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги "О разделе­нии общественного труда", "Правила социологического метода" ("Ме­тод социологии"), "Элементарные формы религиозной жизни". Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. И тем не менее идеи Дюркгейма продолжают сох­ранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и про­фессионального сознания социальных ученых. Между тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах, нахо­дящихся в переходном состоянии.Рассмотрим подробнее социологию Дюркгейма.

 "Дюркгейм - представитель позитивизма в социологии. Он пре­тендовал на то, что его социологическая теория, якобы чуждая "крайностям" материализма и спиритуализма, должна быть названа рационализмом, а при дальнейшем уточнении - позитивизмом. Социо­логические взгляды Дюркгейма враждебны материалистическому пони­манию истории и во многом сближаются с идеализмом и религией"В работе "Правила социологического метода" (1895, в рус.пер. - "Метод социологии",1899) Дюркгейм определяет предмет социологии как социальные фак­ты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной силой".с 1898 по 1913 гг. Дюркгейм руково­дил изданием журнала "Социологический ежегодник". Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.

 С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сарбонне, где возглавлял ка­федру "науки о воспитании и социологии". Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторон­ником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.

 Вместе с тем, Дюркгейм был противником революционного социа­лизма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения про­исходят в результате длительной социальной и нравственной эволю­ции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.Практическая цель его профессиональной и об­щественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской коммуны. Дьркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистомНесмотря на то, что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул "отца" социологии и подчеркивал преемственную связь своих и контовских идей, хотя не склонен был принимать его наследие целиком. Он от­вергал знаменитый закон трех стадий интеллектуальной и социальной эволюции (теологической, метафизической и позитивной), который Конт считал главным своим достижением. В противовес своему пред­шественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объ­яснении и замену вопроса "почему" вопросом "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим.Особое значение в формировании социологических взглядов Дюрк­гейма имели идеи французского неокантианца, "неокритициста" Ш.Ре­нувье, в частности его рационализм. Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма  сыграли  идеи

 Г.Спенсера и опиравшегося на них биографического направления в социологии. Влияние Спенсера было неоднозначным; многие концепции Дюркгейма разрабатывались как раз в полемике с концепциями Спенсера.Дюркгейм был знаком и с работами Маркса, но отрицал его влия­ние на свои исследования, что, по-видимому, соответствовало исти­не. Так же, как и многие марксисты, он интерпретировал Маркса в духе экономического редукционизма, сводящего всю жизнедеятель­ность социальных систем к экономическому фактору. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальная жизнь должна объ­ясняться не представлениями ее участников, а более глубокими при­чинами, коренящимися главным образом в способе, которым сгруппи­рованы объединенные между собой индивиды. Но, согласно Дюркгейму, эта идея,  составляющая  логическое следствие эволюции социальной мысли, никак не связана с социалистическим дувижением и "грустным зрелищем конфликта между классами".В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия "социа­лизм" и "коммунизм". При коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальная масса не состоит из дифференцирован­ных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и стремится связать различные функции с различными органами и пос­ледние между собой".Дюркгейм не считал, что социология как наука уже сформировалась. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способа обоснования социологии в литературе используется тер­мин "социологизм". При изложении главных принципов его социологии необходимо различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона "социологизма", т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующих базовых постулатов.1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива, основательна и "реальна", как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, развивается в соответствии с определенными законами.2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к дру­гим ее видам.

 Речь идет об автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в ин­дивидах. Эта идея "красной нитью" проходит через все научное творчество Дюркгейма."Индивидуальные факты - социальные факты", "индиви- дуальные представления - коллективные представления", "индивиду­альное сознание - коллективное сознание" - таковы некоторые осно­вы дихотомии социологии Дюркгейма.Человек для него - это двойственная реальность, в которой со­существуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Противопоставление этих двух начал человеческой природы выступает у Дюркгейма в разнообразных формах, в частнос­ти, в следующих дихотомиях:1) определяемое социально и биологически заданное;2) факторы, специфичные для отдельных обществ и выделяемые или постулирующие характеристики человеческой природы;3) факторы, общие для данного общества или группы и характер­ные для одного или нескольких индивидов;4) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов - с другой;5) социально предписанные обязанности и стихийно формирующие­ся желания и действия;6) факторы, исходящие "извне" индивида и возникшие внутри его сознания;

 7) мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются сугубо личными и частными;8) альтруистическое и эгоцентрическое поведение. Онтологическая сторона "социологизма" не сводится,  однако, кпризнанию основательности и автономии социальной реальности.  Ут­верждается примат социальной реальности по отношению к ииндивиду-альной и  ее исключительное значение в детерминации человеческого

 сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности приз­нается вторичным.

 Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в ре­зультате взаимодействия индивидов; но раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

 Методологический аспект "социологизма" тесно связан с его он­тологическим аспектом и симметричен ему.1. Поскольку общество - часть природы, то наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии; ее

 познавательной целью провозглашается исследование устойчивых при­чинно-следственных связей и закономерностей.  Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных мето­дам естественных наук.Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающих их в себя. Со­циология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: фи­лософию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивида и оказывают на него при­нудительное воздействие. Впоследствии он дополнил это истолкова­ние предмета еще одним, определив социологию как науку об инсти­тутах, их возникновении и функционировании.Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях соци­ологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни

Информация о работе Теория социологии