Теоретические основы социальной работы в Вооруженных Силах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность социальной работы на предприятиях военно-промышленного комплекса на примере Центральной базы ремонта вооружения.
В процессе исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать социальную работу и ее направления в Вооруженных силах;
2. дать характеристику социальной работы на предприятиях ПВК;
3. рассмотреть военно-промышленный комплекс Российской Федерации;
4. обосновать необходимость социальной работы на предприятиях ВПК.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы в армии 6
1.1. Военно-социальная работа и ее направления в Вооруженных Силах 6
1.2. Социальная работа на предприятиях ВПК 13
Глава 2. Военно-промышленный комплекс 17
2.1. Понятие ВПК РФ 17
2.2. Обоснование необходимости социальной работы на предприятиях ВПК 22
Глава 3. Практическая часть 27
3.1. Общая характеристика предприятия 27
3.2. Характеристика и перспективы развития социальной работы в учреждении 30
Заключение 32
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

document.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Основными характеристиками работы с членами семей военнослужащих являются следующие. Она проводится по месту жительства военнослужащих: в военных городках гарнизонов, воинских частей, полигонов, баз (к сожалению, она практически не ведется в местах компактного проживания семей военнослужащих в крупных населенных пунктах). Ее организация фактически не определена какими-либо руководящими документами и не входит в функциональные обязанности тех или иных должностных лиц (за исключением инструктора по работе с семьями военнослужащих). Наиболее распространенной организацией, призванной вести социальную работу с семьями военнослужащих, является так называемый «женсовет». Материальная база и профессионально-кадровое обеспечение этой части работы практически отсутствует. Также не развита социальная работа с членами семей граждан, уволенных с военной службы, хотя они относятся к этой части клиентов.

Третью часть клиентов военно-социальной работы составляют бывшие военнослужащие; совокупность видов деятельности, направленной на удовлетворение их социальных потребностей, называется социальной работой с лицами, уволенными с военной службы. Эта работа проводится по месту жительства бывших военнослужащих (военные городки, места их компактного проживания в населенных пунктах); она возлагается на гражданские структуры (со значительными ограничениями) и не входит в круг обязанностей военных должностных лиц. Она практически не располагает собственной кадровой и материальной базой. Нормативная ее регуляция отсутствует полностью. Эта часть клиентов военно-социальной работы может рассчитывать в основном только на гражданские социальные службы, которые при этом не считают их своими клиентами.

Направления военно-социальной работы по сферам подразделяется следующим  образом: работа в действующих частях, учебных заведениях, работа по переподготовке уволенных в запас, а также работа на производстве ВПК.

Социальная работа на предприятиях ВПК заключается в поддержке  и защите прав работников предприятия. Продукция ВПК, которая осталась и существует сейчас, очень востребована. Эта отрасль может самостоятельно прожить на работах, которые дают государственные и экспортные заказы, но для их выполнения нужны высококвалифицированные кадры, как основа производства. Поэтому проводится работа по переподготовке и обучению кадров.

Одним из важных составляющих факторов социальной защиты военнослужащих и  членов их семей является правовое закрепление льгот, пособий и  компенсаций, которые возмещают  трудности прохождения службы, а  также ограничения некоторых  общегражданских прав и свобод, обусловленные особенностями и спецификой военной службы. Реализация этих прав протекает в условиях сложной социально-экономической обстановки и правового нигилизма, поэтому является острой проблемой в деле социальной защиты военнослужащих.

Гарантированная социальная защищенность военнослужащих создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном итоге, вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом будет зависеть успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.

Обеспечение социальной защищенности военнослужащих, в том числе установление и реализация льгот, пособий и компенсаций, является многоплановой проблемой. Ее решение заключается в законодательном закреплении прав и льгот военнослужащих и создании четко функционирующего правового механизма их исполнения. Кроме того, организация работы по социальной защищенности в воинской части (учреждении) зависит в первую очередь от уровня знаний норм права командирами (начальниками) и должностными лицами, которые призваны осуществлять и по должности обязаны решать вопросы социальной защиты своих подчиненных, и во вторую очередь - от знания своих прав самими подчиненными.

Отношение человека к выполнению своих  служебных обязанностей в значительной степени определяется материально-бытовыми условиями, уровнем социальной и  правовой защищенности. В армии, в  силу специфики военной службы, последствия недостаточно эффективного решения этих вопросов проявляются особенно остро, воспринимаются людьми наиболее болезненно. Недостаточная социально-правовая защищенность крайне негативно отражается на морально-психологическом настрое военнослужащих, их отношении к выполнению служебных обязанностей. Это обстоятельство предъявляет повышенные требования к деятельности командиров (начальников), всех офицеров и прапорщиков, имеющих подчиненных, по обеспечению и охране прав вверенного им личного состава. Известный русский генерал А.А. Брусилов отмечал: «Ставлю заботу о солдате первейшей обязанностью всех начальствующих лиц» [24, с. 29].

Обеспечение социальной и правовой защищенности военнослужащих является одной из важнейших обязанностей командиров (начальников) всех рангов. Это определено законами, воинскими уставами и является необходимым и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения боевой готовности и боеспособности войск.

Деятельность органов военного управления, должностных лиц по обеспечению  правовой и социальной защиты военнослужащих получила название «военно-социальная работа».

Таким образом, можно сделать вывод, что недостаточная социальная защищенность превращает армию в институт повышенного социального риска, что отражается на общем фоне психологического настроя военнослужащих. Исходя из этого, осуществление социальной и правовой защиты военнослужащих, членов их семей все более выдвигается сегодня на первый план в деятельности органов военного управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск. Прежде чем требовать от людей добросовестного выполнения своих обязанностей, надо обеспечить их всем необходимым для жизни и службы, оградить от произвола и беззакония. Именно эта идея определяет суть и содержание военно-социальной работы.

1.2. Социальная работа на предприятиях  ВПК

Задача данного раздела – рассмотреть социальную работу на производстве ВПК.

Многолетняя практика показывает, что  одним лишь изданием закона не достигается цель, которую преследовал законодатель. Закон создает только правовую основу для решения тех или иных вопросов. Для того же, чтобы он «заработал», воплотился в практику, необходим отлаженный механизм правореализации, который представляет собой деятельность различных субъектов (государственных органов, учреждений и должностных лиц) по выработке правовых норм и их выполнению.

В сфере социальной защиты военнослужащих этот механизм включает в себя соответствующие  правовые нормы и совокупность юридических средств их осуществления; активную деятельность соответствующих субъектов, наделенных определенными полномочиями по социальной защите военнослужащих; реальную возможность военнослужащих самостоятельно защищать свои права в случае их нарушения, а также конкретные социальные условия, в которых разворачивается правореализующий процесс. Военно-социальная работа призвана способствовать выполнению норм законодательства о социальной защите военнослужащих и, таким образом, является составной частью механизма правореализации.

Военно-социальная работа — это  относительно самостоятельное направление  деятельности командиров, других должностных  лиц, органов военного управления. Она  обладает специфическими признаками, имеет свою правовую основу, является важным фактором успешного решения задач, стоящих перед войсками ПВО.

По своему содержанию военно-социальная работа на предприятиях направления ПВО включает [2]:

  • изучение и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;
  • выработку, принятие и реализацию исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты военнослужащих;
  • организацию и проведение правового воспитания различных категорий военнослужащих;
  • обеспечение индивидуальной помощи различным категориям военнослужащих в целях разрешения конкретных социально-правовых проблем;
  • обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных;
  • рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений военнослужащих и членов их семей;
  • взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями по вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Исходя из этого, военно-социальную работу на предприятиях направления ПВО можно определить как осуществляемую в тесном взаимодействии с органами государственной власти, общественными объединениями правоприменительную и правоисполнительную деятельность органов военного управления, воинских должностных лиц по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей, созданию на этой основе социальных условий, необходимых для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих.

Важнейшим средством обеспечения  правовой и социальной защиты военнослужащих является осуществление их правового  воспитания, совершенствование правовой подготовки.

С одной стороны, хорошо зная свои права, военнослужащие увереннее себя чувствуют при отстаивании своих  интересов, имеют возможность требовать  соблюдения своих прав и льгот  от соответствующих органов и  должностных лиц. С другой стороны, знание права должностными лицами, которым вменена в обязанность реализация этого законодательства, также в значительной степени повышает гарантии социальной защищенности военнослужащих. Очень часто именно в недостаточной правовой подготовке как командиров и начальников, так и подчиненных коренятся причины многих социальных проблем военнослужащих. Командир (начальник), какую бы должность он ни занимал, должен выступать профессиональным исполнителем законодательства о социальной защите военнослужащих, специалистом, знающим приемы и правила реализации законных прав подчиненных, обладать соответствующими навыками исполнения нормативных актов по этим вопросам. В свое время генерал М.И. Драгомиров требовал от офицеров: «...Будьте сами рабом закона, и ваш подчиненный станет таким же» [24, с. 41]. Сегодня этот принцип актуален, как и прежде.

Общеизвестно, что управление в  правовом государстве осуществляется не с помощью командно-нажимных методов, а посредством законов. Но для  этого их надо знать, а главное  — правильно применять на практике. Расхождение между словом и делом, между декларируемым законом и реальными действиями недопустимо.

Таким образом, знание права не сводится к простой осведомленности о тех или иных правовых нормах. Оно обязательно предполагает их осмысление, понимание не только буквы, но и духа закона, его сущности и значения для правильной организации воинской службы. Это дает возможность принимать верные решения, основываясь на понимании смысла и общей направленности законодательства, его принципов и нравственной сути.

На практике правовое воспитание осуществляется, с одной стороны, путем разъяснения  и изучения действующего законодательства, а с другой —практическим воздействием на сознание и чувства людей при  организации службы в строгом  соответствии с требованиями законов и воинских уставов. Основными средствами правового воспитания являются правовая пропаганда, правовое обучение, правовое самообразование, а также поддержание твердого уставного порядка; личный пример командиров (начальников); правильная дисциплинарная практика; своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений; правоохранительная деятельность органов военной юстиции; личное участие военнослужащих в работе по укреплению законности и правопорядка.

Глава 2. Военно-промышленный комплекс

2.1. Понятие ВПК РФ

Задача данной главы – рассмотреть  понятие и структуру ВПК РФ.

Вопрос  о военно-промышленном комплексе  был всегда для России (СССР) «больным»  вопросом, т.к., по распространенному  в литературе мнению, проблемная специфика  России выражается, прежде всего [11, с. 17]:

  1. в обширности территории, неразвитости коммуникационной структуры;
  2. в наличии устаревшего производственного аппарата;
  3. в гипертрофированности военно-промышленного комплекса (ВПК) при отсутствии целого ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики;
  4. в слабом сельском хозяйстве.

Военно-промышленный комплекс – особая отрасль промышленности, призванная создавать материально-техническое  и научное обеспечение функционирования вооруженных сил государства [9, с. 45].

Начиная с 1980-х гг. военно-промышленный комплекс (ВПК) в России составлял более половины всего машиностроения, а также значительную долю других отраслей. ВПК бывшего СССР (сосредоточенный в основном в России и на Украине) производил больше всех в мире танков и военных самолетов, военные суда, стрелковое и артиллерийское вооружение, ракеты с ядерными боеголовками и многое-многое другое.

На  протяжении всей истории промышленности развитие отраслей военно-промышленного комплекса требовало в основном мужскую рабочую силу. В конце 90-ых годов ВПК России страдал от хронического недофинансирования. В современной России ВПК характеризуется выходом из кризисной ситуации.

ВПК сосредоточивал наиболее квалифицированные  и инициативные кадры, лучшую технику и умелых организаторов производства. Его масштабы были огромны. В конце 80-х гг. на 1800 предприятиях ВПК России было занято около 4,5 млн. человек, в том числе 800 тысяч – в сфере науки. Это составляло около четверти занятых в промышленности. С учетом членов семей с ним было непосредственно связано 12-15 млн. человек, то есть каждый десятый житель России.

Затраты на содержание армии и ВПК лежали на всем населении страны, понижали его уровень жизни. В сфере  «оборонки» господствовало убеждение, что самое главное – произвести как можно больше продукции.

Особенностью  ВПК является размещение многих его  предприятий в «закрытых» городах, о которых до недавнего времени  нигде не упоминалось, они даже не были нанесены на географические карты. Только недавно они получили реальные названия, а до этого обозначались номерами (например, Челябинск-70).

ВПК состоит  из нескольких основных отраслей:

Информация о работе Теоретические основы социальной работы в Вооруженных Силах