Теоретическая социология: сущность и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Среди социологических теорий имеются относительно несложные модели и концепции среднего уровня, например, теория конвергенции разных общественных систем, однако простых моделей в 20 веке на фундаментальном уровне нет. Фундаментальный уровень знания содержит несколько развитых теоретических систем, детальное освоение которых потребовало бы значительных усилий и длительного времени. Например, теория социальных систем Н. Лумана построена путем синтеза теории самовоспроизводящихся систем, теории социальной коммуникации, всех важнейших достижений теоретической мысли в социологии и содержит много новых социологических понятий. Поэтому для изучения теоретической социологии требуются надежные ориентиры в ее структуре.

Содержание работы

Введение
1. История социологии
2. Основные направления развития социологии
3. Содержание теоретической социологии
4. Проблемы становление теоретической социологии как науки
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

оля.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  Государственный

Аграрный  университет

 

Кафедра: Социологии, политологии и истории

 

 

 

 

Курсовая  работа

На  тему: Теоретическая социология: сущность и содержание

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3-го курса

Факультета заочного обучения

Экономического отделения

Направление: экономика

Шифр: 0117013

Любимова Ольга Вячеславовна

 

 

Г.Пушкин

2013г.

Содержание

Введение

1. История социологии

2. Основные направления  развития социологии

3. Содержание  теоретической социологии

4. Проблемы становление  теоретической социологии как науки

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Теория отличается от других форм знания тем, что в  ней возможен переход от одного достоверного утверждения к другому без  непосредственного обращения к  опыту. В этом состоит источник предсказательной силы теории, ее познавательная ценность и необходимость изучения при фундаментальной подготовке в любой области знания.

Теоретическое знание в социологии в формально-логическом отношении ничем не отличаются от теорий в других областях науки. Особенности социологической теории возникают благодаря особому предмету познания - обществу и человеку в обществе. Современная социология располагает многообразным теоретическим знанием, которое постоянно пополняется и развивается путем анализа и обобщения эмпирических данных, выдвижения на этой основе новых теоретических положений, уточняющих и развивающих прежние, построения сложных теоретических систем на основе интегральных объяснительных принципов любой науки: детерминизма, системности и развития, выполняющих функцию объяснения широкого круга общественных явлений.

Среди социологических  теорий имеются относительно несложные  модели и концепции среднего уровня, например, теория конвергенции разных общественных систем, однако простых  моделей в 20 веке на фундаментальном уровне нет. Фундаментальный уровень знания содержит несколько развитых теоретических систем, детальное освоение которых потребовало бы значительных усилий и длительного времени. Например, теория социальных систем Н. Лумана построена путем синтеза теории самовоспроизводящихся систем, теории социальной коммуникации, всех важнейших достижений теоретической мысли в социологии и содержит много новых социологических понятий. Поэтому для изучения теоретической социологии требуются надежные ориентиры в ее структуре.

Знание в  науках, отличающихся широтой предметной области и длительной историей их разработки, принято делить на фундаментальное  и прикладное, которые представляют собой основные направления развития науки. На фундаментальном уровне накапливаются наиболее общие и достоверные теоретические знания, на прикладном уровне сосредоточено гипотетическое знание, требующее проверки и обобщения на эмпирическом материале и дальнейшей интерпретации, ибо факты не могут говорить сами за себя

1 История социологии

Термин "социология", как было указано в начале, принадлежит  О. Конту. Он выдвинул идею социальной физики - так первоначально обозначалось новое направление в науке. По мнению Огюста Конта, социальная физика не сводит явления общественной жизни к физическим. Специфика социального учитывалась французским ученым в рамках позитивного синтеза, своего рода системы наук.

О. Конт был одаренным  и по-своему оригинальным человеком. Не получив в молодости систематического образования, он провозглашает принцип умственной гигиены, игнорируя научные публикации, кроме собственных, дабы не засорять ум бессмысленной информацией: меньше читать, чтобы больше знать.

Иерархия основных наук выглядит, с точки зрения О. Конта, так: математика - астрономия - физика - химия - биология - социология. Следовательно, социология основывается на законах биологии, без них невозможна, но имеет сверх этого нечто свое, своеобразное. Сложившаяся к эпохе Просвещения система наук, по его мнению, представляет собой исторический процесс развития науки от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая последующая ступенька - наука более высокого порядка, но подразумевает предыдущую как необходимую предпосылку.

О. Конт ввел в  науку об обществе понятие "система", которое остается до сих пор центральным в социологии, и выделил три стадии исторического развития:

теологическое состояние (древность и раннее Средневековье);

метафизическое  состояние (период XIV-XVIII вв.);

позитивное  состояние - наступающая эпоха.

Каждое из этих трех состояний образует всю основу жизни общества.

Теологическое состояние. Так, теологическое состояние  умов приводит к формированию военно-авторитарных режимов, поскольку представление  о богах ассоциируется с представлениями  о героях, к которым так или иначе относят себя знать, племенные вожди, аристократия и т.д. Свое логическое завершение теологическая стадия общественного развития достигает в католическом, феодальном режиме.

Считая биологию фундаментом социологии, О. Конт объяснял механизмы индивидуального и коллективного поведения инстинктивными импульсами, которые образуют чувства. Кроме них Конт упоминал военный инстинкт человека, а также производительный, изобретательский и т.п.

По мере развития интеллекта пробуждается критицизм, подрывающий религиозные убеждения. В средневековом, феодальном, жестко регламентированном обществе социология не могла возникнуть. Зачем Чингисхану социология? Разумеется, не нужна она и обществу с тоталитарным режимом.

Вместе с  падением веры начинается распад социальных связей, происходят революционные кризисы, наступает метафизическая стадия. Это период промышленной революции в Западной Европе, население которой О. Конт считал элитой человечества. Все эти достаточно оригинальные мысли были высказаны французским ученым в начале XIX века.

По мнению О. Конта, социология должна противостоять  радикальным революционным теориям, чтобы обеспечивать эволюционное развитие общества, без катаклизмов и анархии.

Основные кирпичи  в фундамент социологической  науки заложены К. Марксом. Общеизвестно, что научный прорыв Маркса в обществоведении заключается в том, что он применил диалектику Г. Гегеля для анализа исторического развития.

На основе рассмотрения различных способов производства он создал учение об общественно-экономических формациях, которое стало методологией марксистской социологии. К. Марксу нам придется обращаться не раз по мере изучения курса социологии.

В учебнике патриарха  современной социологии Н. Смелзера о К. Марксе и его теории конфликта, другими словами, о теории классовой борьбы, упоминается уже на 25-й странице. Обращения к нему прослеживаются на протяжении всей книги, при том, что автора вряд ли можно отнести к марксистскому направлению социологической науки.

Общепризнанно, что первый классический этап развития социологии - 1850-1920 гг. Это время Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера. Классические традиции социологической мысли сформировались к концу первой мировой войны.

К числу известных  социологов данного этапа можно  отнести:

Георга Зиммеля - создателя формальной социологии;

Джоржа Георга Мида - одного из основоположников прагматизма  в социологии;

Зигмунда Фрейда - создателя психоанализа, принципы которого широко использовались в социологии.

Речь идет о  гипотезе, согласно которой в человеческой жизни доминируют бессознательные импульсы, в основном, сексуального характера. Проблема разрешения сексуальных импульсов имеет, по З. Фрейду, решающее значение не только в индивидуальном развитии человека, но и в историческом процессе. В этом ракурсе З. Фрейд рассматривает возникновение государства, религии, морали, этических норм, санкций и т. п. Сублимация сексуальной энергии, считал З. Фрейд, лежит в основе художественной и других видов культуры. Его представления об обществе "вождь-элита-массы" дали авторитарную схему общественной организации. З. Фрейд полагал, что массы ищут вождя или поклоняются ему, жаждут отказа от самостоятельности. Среди социообразующих факторов на первом месте - принуждение.

Одним из российских представителей этого периода можно  назвать Николая Бердяева - русского религиозного философа и социолога, представителя персонализма, скорее истории философии.

Создание методологии  социального познания во многом связывается  с именем Макса Вебера. Основная его работа - "Протестантская этика  и дух капитализма". По его мнению, именно протестантизм возвысил обыденную трудовую деятельность мирянина до уровня высочайших религиозных ценностей. Это новый тип человеческой цивилизации, в основе которой лежат напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа, праведно накопленный капитал и достаточно аскетический быт.

Макс Вебер  полагал, что западноевропейский капитал - явление в истории уникальное, ибо не могут повториться протестантизм  с его трудовой этикой, индивидуальные свободы, необычная экономическая структура, независимые университеты, наличие сильного денежного класса. Все это было в Западной Европе. Макс Вебер считал, что Россия не могла реализовать идеи такого капитализма. Причины он видел в неразвитости средних городских слоев, господстве традиционной общины и соответствующей идеологии: "бедность - не порок" - значит, не стыдно лежать и на печи. По мнению М. Вебера, зрелый капитализм, импортированный в отсталую страну, только усилит радикальные элементы, которые приведут к революции, укрепят власть бюрократии. Он специально изучал русский язык и работал с первоисточниками.

Социология  развивалась в основном в Западной Европе, но свой вклад в социологическую  науку внесли и русские мыслители:

Г.В. Плеханов,

П.Л. Лавров,

Н.К. Михайловский,

В.И. Ленин,

Н.Я. Данилевский,

П.А. Сорокин.

Вероятно, особые условия повлияли на то, что в  России социология не была востребована обществом. Достаточно назвать Питирима Сорокина - молодого профессора Петербургского университета, талантливого социолога, насильно высланного властями за границу в 20-е гг. XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные направления развития социологии

В современной социологической  науке, которая, в основном, сложилась  в ХХ в., можно выделить главные  направления.

Философия истории

Философия истории, или социальная философия, ориентирована на поиск общих, универсальных, законов общественного развития.

В этом направлении социологической  мысли работали видные ученые:

Освальд Шпенглер,

Арнольд Тойнби,

Николай Данилевский,

Питирим Сорокин.

В своей основной работе "Закат Европы" немецкий социальный философ О. Шпенглер предрекал гибель европейской цивилизации. В известной мере он подготовил почву для национал-социалистического мировоззрения. Его философия истории строится, во-первых, на том, что нет единой общечеловеческой культуры.

Она поделена на 8 основных типов:

египетская,

индийская,

вавилонская,

китайская,

греко-римская,

византийско-арабская,

культура майя,

русско-сибирская

Во-вторых, развитие культуры подчинено жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость и закат. В пределах общего цикла выделяются два главных этапа: восхождение - собственно культура и этапы ее нисхождения - цивилизация. По мере развития любой культуры происходит ее окостенение, омертвление творческих начал, что проявляется в процессах омассовления, символы которого - скопление людей в мегаполисах вместо деревень и небольших городов, глобализация всех форм жизни - хозяйства, политики, техники, науки. Свое концентрированное выражение эти процессы находят в мировых войнах, цель которых - господство государств, народов - победителей над миром, кроме того, в появлении фигуры фюрера, вождя, цезаря, что имело место во всех культурах на стадии цивилизации. Хотя бесконечная череда войн ведет к закату, гибели культур, О. Шпенглер относится к такой перспективе с мрачным воодушевлением. Нет более высокого смысла для человека, чем участие в таких войнах. Этот, по выражению Т. Манна, свинцовый фатализм и был в известной мере идеологическим обоснованием фашизма. Есть достаточно исторических фактов (культ личности и др.), позволяющих утверждать, что некоторые шпенглеровские идеи отразились и на нашей истории.

Близки к идеям О. Шпенглера  взгляды русского социолога Н.Я. Данилевского, который предложил  теорию культурно-исторических типов. В ней упор делается на многолинейность развития цивилизации в отличие от европоцентристских представлений.

Н.Я. Данилевский, а затем  А. Тойнби выделили 13 типов. Добавились греческий, римский, еврейский, аравийский, славянский. Кроме того, русский философ, подчеркивая многолинейность развития культуры, цивилизации, отстаивал идею их обособленности, замкнутости. Культурно-исторические типы он различал по своеобразию четырех основополагающих видов деятельности: религиозной - еврейский тип, культурной - греческий, политической - римский, экономической - романо-германский. Славянскому типу, по мнению Н.Я. Данилевского, с его православием, крестьянской общиной, самобытной культурой, предначертано стать ведущим культурно-историческим типом.

Информация о работе Теоретическая социология: сущность и содержание