Технология социально-педагогического расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 01:41, реферат

Описание работы

Термин «социальное расследование» понимается как процесс, в ходе которого специалистами осуществляется сбор, анализ информации, оценка положения ребенка в семье определение путей решения выявленных проблем.
Основными задачами социального расследования являются:
сбор максимально полной и достоверной информации о том, имел ли место факт жестокого обращения или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка, и если имел место, то выявить причины и виновных;
обеспечение мер по защите ребенка;
оценка ресурсов и потребностей семьи и ребенка;

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………3
Цели и принципы социального расследования………………..……….5
План проведения социального расследования……………..…………..7
Функциональные обязанности членов команды социального расследования…………………………………………………...…….…11
Список литературы………………………………………………..…….12

Файлы: 1 файл

реферат для портфолио.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

   Необходимо исследовать, что мать или отец употребляют, в течение какого времени; чтобы наметить, где и как будет проходить лечение.

Важно тесное сотрудничество социальной службы с врачом-наркологом, необходимо удостовериться с медицинской точки зрения в зависимости родителя от алкоголя.

Как правило, в расследовании  социальный работник работает с родителями, пытается их убедить изменить жизнь (пройти лечение) и забывает о ребенка; необходимо продумывать последствия для ребенка в такой ситуации: когда родители уходят в запой, есть ли кому позаботиться о детях.

Важно выявить семью, когда ребенок еще маленький, и оказать ему помощь и поддержку; в подростковом возрасте - сложнее работать с ребенком (девочки тихие, замкнутые; мальчики - раздраженные, участвуют в разборках).

У детей проявляется неуверенность, беспокойство, берут: на себя роль утешителя родителей; все держится в секрете (дети молчат). Дети раздражены или наоборот замкнуты, у них занижена самооценка, неуверенны в себе.

Проведение расследования при наличии психических заболеваний у родителей.

В первую очередь проводится оценка заболевания (какое влияние может оказать на ребенка): если заболевание возникло после травмы, после кризиса, родителям может быть оказана помощь, на воспитание детей это отрицательно не скажется.

Если у родителя сложное заболевание (например, шизофрения), наблюдаются галлюцинации, сильно выраженные чувства, то они не могут выполнять родительские функции, из таких семей необходимо изолировать детей.

Во время социального расследования необходимо обращать внимание на отношения в семье, какая сеть контактов в семье (какую помощь могут получить из вне).

Детям важно сообщать о заболевании родителей (что это означает, какие могут быть последствия).

Расследование при сексуальном насилии и избиении.

Если поступила заявка о насилии, необходимо связаться с милицией. Разрабатывается стратегия действий: с кем необходимо встретиться, кому нужно дополнительная помощь; социальное расследование необходимо для защиты ребенка.

Если ребенок проживает с человеком-насильником, то ребенок изымается из семьи, или насильника по решению милиции арестовывают; в случае если информации: неполная, насильника выпускают, тогда социальная служба беседует с семьей о том, как защитить ребенка в этом случае. Если есть риск, что ребенок опять будет избит, или будет попытка насилия, ребенка изымают из семьи на основе закона, на какое-то время пока окончательно не  будет проведено расследование.

Социальной службе необходимо узнать, какую помощь необходимо оказать ребенку, как его защитить, в расследование вовлекается вся семья.

Свидетелей, как правило, нет. Детям сложно говорить о случившемся (в семье могут обвинить ребенка «Посмотри, что ты наделал, папа сидит в тюрьме сейчас»)

Социальная служба должна убедить ребенка, что он сделал все правильно, что рассказал о случившемся.

Для беседы нужна спокойная, уверенная обстановка (может быть, есть необходимость пригласить психиатра).

Вопросы формулировать конкретно с целью получения конкретной информации: как? когда? - выяснить ситуацию, найти взаимосвязи, получить картину.

Вопросы «почему?»  задавать позже, когда нужно выяснить причину   случившегося.

Где? когда? с кем? - получить схему действий, связь между людьми, событиями.

Чтобы выяснить отношение к ребенку:  

- Кто ближе всех из твоего окружения?

- Какие раньше были взаимоотношения?

Проследить за временем происходящих событий:

- Как выглядела обстановка до  появления проблем?

- Что ты думаешь, какой будет жизнь через 5 лет?

- Что происходит, когда ты не ходишь в школу?

- Если бы ты совершил это ... чтобы было?

- Если бы поступил так, чтобы  было ... ?

- Как ты думаешь, какое мнение о тебе этого человека?

- Чтобы сказала мама?

- Чтобы сказал учитель о твоей проблеме?

Важно, в ходе социального расследования собрать достоверную информацию ситуации в семье, прежде чем принять решения.

Расследование может быть разным как по форме, так и содержанию. Расследование зависит от вида поступившей заявки.

 

Закрытие расследования:

  • расследование должно быть завершено в течение 30 дней; по завершении этого периода времени нужно закрыть дело или приступить к оказанию семье необходимых социальных услуг;
  • проинформируйте уполномоченных заявителей о результатах расследования.

 

 

 

 

 

 

 

3. Функциональные обязанности членов  команды

 

 

Должность в команде

Функциональные обязанности

Должность согласно штатному расписанию

Координатор команды

  • Собирает и проводит рабочие встречи команды
  • Своевременно и оперативно информирует всех членов команды об изменении ситуации клиента
  • Своевременно и оперативно знакомит команду с результатами работы отдельных членов команды
  • Отвечает за связь с экспертами и специалистами, которые привлекаются к оказанию помощи ребенку и семье
  • Отвечает за связь с родственниками ребенка и другими значимыми людьми
  • Отвечает за ведение документации и подготовку отчетов о работе команды
  • Отвечает за соблюдение временных рамок работы команды
  • Отчитывается о работе команды на педагогическом совете, заседании КДН
  • Проводит сетевые встречи

Педагог социальный

Педагог-психолог

Заместитель заведующей по ОД

Ответственный за работу с ребенком

  • Проводит индивидуальные беседы с ребенком, изучает потребности, оценку жизни, цели и сеть контактов ребенка
  • Приглашает ребенка на сетевую встречу
  • Готовит ребенка к сетевой встрече
  • Представляет интересы ребенка и проводит беседы для изменения поведения ребенка
  • Может посещать семью
  • Своевременно информирует координатора команды о результатах бесед с ребенком.

Педагог социальный

Педагог- психолог

Воспитатель, классный руководитель

Ответственный за работу с родителями

  • Проводит беседы с родителями, изучает, как родители понимают потребности ребенка, их цели, семейную историю
  • Приглашает родителей на сетевую встречу
  • Участвует в сетевых встречах, где представляет интересы семьи в целом
  • Отвечает за связь с родителями во время работы команды
  • Посещает семью и проводит индивидуальные беседы с родителями, а также с семьей в целом
  • Своевременно информирует координатора команды о результатах посещения семьи и бесед с родителями
  • Предоставляет информацию о результатах посещений и бесед с родителями в отчет о работе команды.

Педагог-психолог

Педагог социальный

Воспитатель или\и другие педагоги ДУ, классный руководитель, заместитель заведующей ДУ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Антология социальной работы. В 5 т. / Сост. М. В. Фирсов. - М.: Сварог - НВФ СПТ, 1995.Гаврилова К.В. Воспитание человечности. - Минск, 1985.

2. Актуальные проблемы социального воспитания. Научн.-метод. бюллетень (Спец. выпуск к международному семинару) № 6. -М.: Запорожье: Госкомитет СССР, 1990.

3. Педагогика: Учеб.пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1995.

4. Педагогическое мастерство / Под ред. И. А. Зязюн. -К., 1997.

5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.

6. Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах). Отв.ред. А. М. Панов, Е. И. Холостова. - М., 1997. - 163с.

7. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учеб.пособие. - М.: Академический Проэкт, 2000.

8. Технологии социальной работы: Навч.посибник / за заг.ред.проф. А. И. Капской. - М., 2000.

9. Турчанинова Ю.И. Педагогическая техника и мастерство учителя. - М., 1987.

10. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Технология социально-педагогического расследования