Технология социально-педагогического расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 01:41, реферат

Описание работы

Термин «социальное расследование» понимается как процесс, в ходе которого специалистами осуществляется сбор, анализ информации, оценка положения ребенка в семье определение путей решения выявленных проблем.
Основными задачами социального расследования являются:
сбор максимально полной и достоверной информации о том, имел ли место факт жестокого обращения или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка, и если имел место, то выявить причины и виновных;
обеспечение мер по защите ребенка;
оценка ресурсов и потребностей семьи и ребенка;

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………3
Цели и принципы социального расследования………………..……….5
План проведения социального расследования……………..…………..7
Функциональные обязанности членов команды социального расследования…………………………………………………...…….…11
Список литературы………………………………………………..…….12

Файлы: 1 файл

реферат для портфолио.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему «Технология социально-педагогического расследования»

по учебной дисциплине «Технологии СПД. СП технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Миклуш Надежда Сергеевна

группа: 51

Факультет социально-педагогических технологий

Руководитель: старший преподаватель

кафедры социальной педагогики

Куницкая Оксана Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                МИНСК, 2015

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………..…………3

Цели и принципы социального расследования………………..……….5

План проведения социального расследования……………..…………..7

Функциональные обязанности членов команды социального расследования…………………………………………………...…….…11

Список литературы………………………………………………..…….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин «социальное расследование» понимается как процесс, в ходе которого специалистами осуществляется сбор, анализ информации, оценка положения ребенка в семье определение путей решения выявленных проблем.

Основными задачами социального расследования являются:

сбор максимально полной и достоверной информации о том, имел ли место факт жестокого обращения или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка, и если имел место, то выявить причины    и виновных;

обеспечение мер по защите ребенка;

оценка ресурсов и потребностей семьи и ребенка;

определение программы по реабилитации ребенка и его семьи.

Деятельность, проводимая в рамках социального расследования, включает:

собеседование с ребенком, родителями, братьями, сёстрами и другими лицами, которые могут владеть информацией о ситуации, в которой находится ребенок;

     получение информации от других заинтересованных служб, ведомств, организаций по вопросам положения детей и их родителей; комиссионные посещения ребенка на дому;

    включение семьи и заинтересованных в постоянную работу по разрешению проблем;

   подготовку и реализацию плана помощи несовершеннолетнему, признанному находящимися в социально опасном положении, либо плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, нуждающегося в государственной защите, предусматривающих предоставление комплексных услуг по реабилитации семьи и ребенка.

Вовлечение членов семьи в работу по социальному расследованию:

    гарантирует участие родителей в совместной работе - их ожидания были услышаны, поняты и приняты во внимание;

   делает участие членов семьи в реализации согласованного плана реабилитации более осмысленным и целенаправленным они тоже его составляли;

   побуждает членов семьи к тому, чтобы самостоятельно попытаться изменить модели поведения и условия, содействовавшие возникновение риска для ребенка;

  обеспечивает  согласованность усилий, направленных на достижение единых       целей;  

  способствует созданию доверительной атмосферы;

  помогает преодолеть сопротивление  родителей.

     Одной из обязанностей специалистов является создание необходимого соотношение между правом ребенка на государственную заботу и защиту, а также правом родителей на попечение и ответственность за собственного ребенка. Вмешательства в дела семьи всегда должны быть обусловлены только необходимостью обеспечения безопасности детей.

    Социальное расследование проводится прежде всего специалистами СППС учреждений образования, в том числе социально-педагогических. К расследованию могут быть привлечены специалисты управлений (отделов) образования, других заинтересованных служб в пределах их функций и задач, которые обозначены в их уставах, положениях, должностных инструкциях. Например, участковые педиатры могут изучить вопрос о подозрении на жестокое обращение с ребенком, изучить информацию о состоянии здоровья ребенка и сделать заключение о том, как родители удовлетворяют медицинские нужды и жизненные потребности ребенка. Психологи могут дать рекомендации по стратегиям опроса детей в соответствии с уровнем их развития, провести оценку состояния детей, дать рекомендации по их реабилитации.

    Порядок взаимодействия органов, организаций, получивших или располагающих информацией о неблагополучии ребёнка, регулируется положениями Декрета № 18 и Инструкцией.

    Первичное рассмотрение поступившей информации может провести педагог социальный учреждения образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок, по результатам которого возможно принятие решения о начале социального расследования.

Случаи нарушения прав и законных интересов детей требуют взаимодействия заинтересованных ведомств.

Расследование и мероприятия по защите детей должны согласовываться, чтобы обеспечить необходимую помощь ребенку и семье и правильно использовать ресурсы каждой службы, организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цели и принципы социального расследования

 

 

Социальное расследование:

  • представляет собой процесс сбора информации;
  • комплекс мероприятий, направленный на выявление фактов жестокого обращения с ребенком (детьми) в семье, неудовлетворения жизненных потребностей ребенка (детей) в семье, а также оценки возможности семьи к развитию, поиска ресурсов семьи, ресурсов ближайшего социального окружения семьи и ресурсов местного сообщества.

 

 

Цели социального расследования, призванного обеспечить защиту ребенка:

  • сбор информации с целью установить, имело ли место плохое обращение с ребенком, и если да, то, как именно;
  • определение того, нуждается ли ребенок в защите;
  • обоснование мер, направленных на защиту ребенка.

 

 

Принципы проведения социального расследования:

  1. уважение прав родителей;
  2. сотрудничество;
  3. обеспечение сбора полной и точной информации;
  4. конфиденциальность;
  5. вовлечение членов семьи.

 

 

В ходе социального расследования специалисты встречаются с:

  • заявителем;
  • ребенком;
  • родителями;
  • родственниками;
  • значимыми для ребенка людьми;
  • специалистами, ранее занимавшимися ребенком и семьей, другими уполномоченными лицами.

 

 

При проведении социального расследования специалистов  интересует:

  • отношение клиента к запросу;
  • субъективная оценка жизни;
  • жизненная перспектива;
  • представление о том, как выглядит ситуация, когда трудности разрешились;
  • как родители воспринимают потребности ребенка.
  • развитие, здоровье, школьная успеваемость ребенка;
  • семейная история;
  • родственники и значимые люди;
  • обеспеченность и быт семьи;
  • прежние контакты семьи с социальными службами.

 

 

Способы проведения социального расследования:

  •   Наблюдение
  •   Беседа
  • Запросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. План проведения

социального расследования.

 

Личные данные (фамилия, имя, дата рождения, состав семьи, место проживания, место работы, образование).

Повод к расследованию (откуда пришла заявка).

Прежний и настоящий контакт с социальной службой и другими уполномоченными органами (обобщение прежних контактов, были ли прежние заявления относительно ребенка, проводились ли расследования раньше, какие применялись меры раньше по оказанию помощи ребенку и его семье).

Семья и окружающая среда. В каких условиях проживает семья, есть у ребенка комната, санитарно-гигиенические условия жилья.

Семья описывает, какие взаимоотношения у них, рассказывают об истории семьи; с кем проживают. Кто покинул семью, кто выехал (это - все имеет влияние на взаимоотношения в семье). Может быть, отец не проживает с семьей, как это влияет на судьбу ребенка? Как выглядят взаимоотношения родителей друг с другом, как это может влиять на ребенка?

Какие заболевания, криминальные моменты в истории семьи, что думают родители по этому поводу?

Оказывает влияние алкоголь на членов семьи, что думают родители.

Материальное положение семьи. Если в семье есть безработные, как выживают, справляются ли с проблемой; что думают сами родители, достаточно ли денег, как это влияет на ребенка.

В процессе расследования важно выяснить, что думают родители о воспитании ребенка, о его возрастных изменениях; какие изменения происходят в ребенке (это постоянная проблема, или случайная, единичный случай).

Сеть контакта семьи.

Ребенок. Описание прошлого и настоящего здоровья, потребности его исходя из здоровья (если у ребенка инвалидность, насколько влияет это на его состояние, получает ли он уход и помощь, получает ли правильное лечение исходя из его здоровья), способность взаимодействовать, контактировать с другими.

 Посещает детский сад, школу. Соответствует развитие ребенка возрастной норме (успеваемость). Насколько адекватно социальное поведение к возрасту ребенка? Чем увлекается, чем занимается в свободное время. На сколько, родители проявляют интерес к учебе ребенка. Сеть контактов. Ресурсы.

Какие важные люди для него как в семье, так и среди специалистов, с кем делится проблемами, кто ребенку помогает приобретать социальный опыт.

Как ребёнок сам описывает свое отношение к папе, маме, братьям. Взаимоотношения со сверстниками, учителями.

Если курит или употребляет алкоголь - как часто, как много?

Если у ребенка отклонения в поведении например, девочка занимается проституцией, важно узнать имеет ли ребенок реалистическое представление о себе, какова способность справляться с проблемами, с кризисными ситуациями.

Ребенок должен сам освятить жизненную ситуацию, его представления о будущей жизни, его желания (какую бы ты хотел видеть свою жизнь в дальнейшем). Очень важно направлять работу на личность ребенка (как он видит, чего он хочет).

Важно, проявлять уважение к ребенку, войти в доверие к нему. Продумать где будет проходить беседа, как (прогулка, или вид деятельности: рисование и беседа), какие вопросы необходимо задать.

Ребенку необходимо объяснить, почему вы работаете с семьей, что послужила поводом встречи с ним, с родителями.

Полезно оставить ребенку номер телефона или визитную карточку, чтоб он связаться с вами, и смог дорассказать, что не смог или не хотел.

 

Взгляд матери на ситуацию (отца, опрошенных лиц)

 Описание ребенка, как личности, его качества, темперамент.

 Описание собственной родительской способности (насколько могут насколько ребенка по жизни, устанавливать ограничения, справляются ли они как родители, или нужна помощь).

Как родители оценивают способность ребенка справляться со стрессовым ситуациями. Как они оценивают свою способность защитить ребенка от попаданию неблагоприятную компанию. Понимают ли они, что должны уважать ребенка, относиться к нему тепло. Могут ли создать близкие взаимоотношения, телесный контакт (обнять, погладить).

Как помогают ребенку справляться с серьезными проблемами, обучают справляться с жизненными ситуациями. Как родители управляют своими чувствами и эмоциями?

В чем родители видят потребности ребенка? В чем он нуждается? Какая ему нужна помощь? Поддержка?

Есть ли в поведении ребенка, что беспокоит родителей, учителей (референтов).

Проведение расследования в случаях алкогольной зависимости у родителей.

Родители алкоголики отрицают эту проблему (заложено в природе).

В связи с тем, что злоупотребление алкоголем воспринимается стыдливо, вопросы к ним должны быть без морали, обвинения, без нравоучения; важно сосредоточиться на имеющейся проблеме: вопрос по поводу воспитания детей очень важен.

- Как вы можете помочь своим детям в учебе?

- Что можно изменить? Какие есть препятствия?

- Чего ожидаете от социальной службы; можем ли вместе решить проблему?

Информация о работе Технология социально-педагогического расследования