Технология социальной работы с сельской семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 22:19, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определена, что проблема становления, устойчивости семьи – одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы.

Содержание работы

Введение
РАЗДЕЛ I. современные социальные проблемы молодых Семей проживающих в сельской местности
1.1 Понятие семьи и ее функции ......................................................... 6-12
1.2 Состояние современной семьи ......................................................13-19
1.3 Социальные проблемы молодых семей, проживающих в сельской местности ............................................................................................... 19-33
РАЗДЕЛ II. Социальная работа с семьей
2.1 Социально - психологический подход к исследованию семьи ............................................................................................................... 34-36
2.2 Социологические методы исследования изучения молодых семей проживающих в сельской местности .................................................... 36-42
РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ СЕЛА ПАНЧЕНКОВО
3.1 Анализ социальных проблем молодых семей проживающих в селе Панченково Свердловского района Луганской области .......................... 43-46
Заключение ............................................................................. 47-50
ЛИТЕРАТУРа .......................

Файлы: 1 файл

Zhosova_DIPLOMNAYa_RABOTA.docx

— 110.58 Кб (Скачать файл)

Готовность к семейной жизни, как ядро личности человека-семьянина, выступает главным критерием создания успешной модели семьи. Следовательно будущие супруги должны обладать:

а) совокупность свойств личности, необходимых и достаточных для успешного выполнения роли супруга и родителя, вытекающих из сущности и функций семьи;

б) структура готовности к семейной жизни − иерархия, субординация психологических, психофизиологических, социальных и других свойств, существенно значимых для семейной деятельности.

Выстраивая модель готовности к семейной жизни, необходимо исходить из того, что эта готовность не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Готовность к семейной жизни − результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных [16, c. 42]

Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения.

В связи с этим в структуре готовности к семейной жизни необходимо выделить два уровня: уровень системных качеств, характеризующих готовность к семейной жизни в целом, в ее существенных чертах; и уровень функциональных свойств, характеризующих отдельные компоненты выполнения роли семьянина. Разумеется, различие их не абсолютно.

Некоторые функциональные свойства, приобретая регулирующую роль по отношению к семейной деятельности, тем самым поднимаются на системный уровень.

Данное качество — готовность к созданию семьи — проявляется у старшеклассников в их взаимоотношениях между собой как противоположных полов, в представлениях ими о степени совпадения какими должны быть современные жёны и мужья, что входит в круг их семейных обязанностей, т. е. от того, насколько совпадают социальные — ролевые представления подростков противоположного пола друг о друге [13, с. 183].

Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что одной из важнейших задач при формировании у подростков готовности к созданию семьи является развитие у них коммуникативных качеств. Коммуникативные свойства личности, её способность к эмоциональному сопереживанию и душевной открытости во многом зависят от дружеских отношений с лицами противоположного пола.

Анализ специальной литературы и личные наблюдения за подростками позволили выделить три уровня проявления коммуникативной готовности к созданию семьи.

1. Уровень отсутствия  коммуникативной готовности к  созданию семьи прослеживается чаще у детей с какими — либо отклонениями как в физическом, так и умственном развитии. У таких подростков отсутствует потребность в межличностном общении. И, как правило, не интересует их внешний вид. Дети, находящиеся на этом уровне, обычно замкнуты, застенчивы, спокойны, равнодушны к окружающим. Они имеют, какие — либо комплексы. Такие подростки в основном не имеют друзей и подруг. Они не могут общаться не только со своими сверстниками, но и с людьми старше их. Эти подростки не интересуются проблемами пола.

2. Подростки, находящиеся  на уровне начала проявления  коммуникативные готовности к  созданию семьи, как правило, способны  эффективно общаться с представителями  противоположного пола своего  возраста. Но иногда бывают периоды  замкнутости. Некоторые из таких  подростков могут находить общение  и с подростками старшего возраста. Время от времени у рассматриваемых  на данном уровне детей возникают  противоречия в их поведении  и общении с окружающими. Они  могут обидеть (физически), оскорбить (словесно) представителей противоположного  пола. Чаще всего в основе этого  агрессивного поведения лежит  неравнодушное отношение к лицам  противоположного пола. И «агрессия»  для подростков есть наиболее  доступный способ привлечения  внимания, нормальная форма сексуального  поведения для данного возраста. Такие дети, как правило, энергичны, раскованны в своём общении  и поведении.

3. У подростков уже  сложившегося уровня коммуникативной  готовности отсутствуют, какие — либо затруднения в общении с одноклассниками, друзьями и подругами. Такие подростки проявляют некие симпатии к представителям противоположного пола, оказывают какие — либо знаки внимания по отношению к ним. Эти дети почти всегда пользуются признанием среди своих сверстников. Они всегда аккуратны и опрятны внешне. Подростки, как правило, самостоятельны и уравновешенны.

Здесь возникают определенные методологические сложности. В контексте культурно-исторической психологии на семью могут быть распространены идеи С. Л. Выготского о "совмещенных психологических системах", т.е. не только мать и дитя могут быть поняты как особое системное образование, но муж и жена, а также муж, жена и дети. [4, c. 52]

Взгляд на семью как совмещенную социально - психологическую систему, где в результате взаимодействия супругов происходит перестройка ценностно-смысловых составляющих образа мира в процессах персонализации и персонификации, позволяет выделить ее в качестве предмета социально - психологического исследования.

Становление жизненного мира (многомерного мира) человека на протяжении всей жизни предполагает наличие другого. На ранних этапах онтогенеза роль другого выполняет близкий взрослый, который образует с ребенком единую психологическую систему, где взрослый и ребенок образуют своеобразное единство: первоначально беспомощный ребенок за счет ухаживающего взрослого включается в социальную ситуацию, контакт ребенка с действительностью "оказывается целиком и полностью социально опосредованным" [Л. С. Выготский 4. c. 55]. При этом на последующих этапах онтогенеза, когда личность функционирует самостоятельно и автономно, значимость другого все также сохраняется, меняя при этом свое значение. Еще Л. С. Выготский писал, что "через других мы становимся сами собой", а также "личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других". Тем самым подчеркивается роль другого в культурном становлении человека. По нашему мнению, два суверенных человека, выступая как партнеры, осуществляют взаимодействие, равноправный диалог. Роль этого взаимодействия, диалога - формирование общности, некого единства, которое имеет основную функцию – развивающую. Только общающиеся имеют возможность установить тесные связи друг с другом, сохраняя при этом свою самостоятельность, т.е. превратиться "из двух разрозненных "Я" в единое "Мы", сохраняя при этом свое индивидуальное своеобразие, свою уникальность [4, c. 70].

Согласно системному подходу, А. Н. Аверьянов, Е. Н. Князева, В. Е. Клочко, А. А. Митькин, В. С. Степин, К. Майнцер, взаимодействие супругов как равноправных партнеров порождает семью, "живую общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней противопоставленности" (В. И. Слободчиков). Результатом этого единения, общности, строящейся во взаимодействии двух людей, является "организованное и дифференцированное целое" (Б. Ф. Ломов), "общий фонд ценностей" (Л. И. Анцыферова), "производство индивидами их общего" (А. В. Петровский), "превращение состояния в их общее достояние" (М. С. Каган), "идеальный продукт взаимных усилий" (К. А. Абульханова-Славская), создание "пространства совместимости" (Н. В. Бариленко). Таким образом, результатом взаимодействия является своеобразная новая реальность, являющаяся неким общим пространством для взаимодействующих сторон. Взаимодействие имеет свой порождающий эффект, результатом которого – "новая реальность, совместного бытия двух противоположных начал в едином" [12, c. 56].

Дальнейшее усложнение системной организации совмещенного слоя бытия супругов происходит в процессе взаимодействия, который характеризуется двумя основными взаимосвязанными, но противоположно направленными механизмами:

- персонализацией как  процессом трансляции, передачи  ценностно-смысловых характеристик  того, что составляет пространство  собственного жизненного мира;

- персонификацией как  процессом порождения личностных  ценностей за счет проникновения  к смыслам и ценностям другого  человека в собственный образ  мира [В. Е. Клочко 11, c. 10].

Таким образом, процессы персонализации и персонификации как механизмы трансформации ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов, идущие между супругами, обеспечивают расширение совместного, совмещенного пространства, создавая возможность для упрочнения общности супругов. В результате персонализация выступает в качестве показателя степени открытости супругов, в силу чего семья оказывается открытой не только в социальный мир, но и в мир культуры, открытый партнером, что обеспечивает семье потенциал саморазвития как самоорганизующейся системе.

Принимая во внимание, что семья – это самоорганизующаяся, нелинейная, открытая система, образованная на первом этапе супругами, а позже и детьми, успешное функционирование семейной системы будет возможно при постоянном согласовании систем ценностей супругов. Следовательно, согласование ценностных координат жизненного мира супругов будет проявляться в динамике общих семейных ценностей, которая, согласно принципам самоорганизации, может проявляться как в количественном, так и качественном изменении данного образования.

Здесь возникает еще один вопрос об устойчивости семьи как системы. Предлагаемое в классической психологии понимание устойчивости как факта сохранности семьи или как успешного функционирования семьи не позволяет согласиться с позицией выдвинутых ранее принципов самоорганизации семьи как системы. Новое понимание устойчивости семьи как системы можно отметить в психотерапевтической научной литературе.

Успешная модель семьи предполагает:

- развитие способностей  изменяться, совершенствоваться, перестраивать  отношения с учетом новых обстоятельств  и зрелости членов семьи [14, c. 20]; развитие человеческой потребности в совершенствовании, в актуализации самого себя, в личностном росте [17, c. 45]; признание собственных ресурсов [4, c. 10];

- ориентирование семьи  на изменения (рост), на открытые  социальные связи, наполненные позитивными  установками [17, 19];

- преодоление свойственной  семье закрытости, активизирование  действий "к действительно открытой  системе" [3, 8, 17];

- "трансформация системы  как целого" [3], где все члены  семьи могут развиваться и  расти как личности [3, 5]; увеличение  возможности системы к изменениям, увеличение свободы выбора и  роста для каждого члена семьи [3, 8, 15, 17];

- развитие "компетентности  в зрелом и дифференцированном  подходе к проблемам и конфликтам" [15].

Обобщая выделенные характеристики, мы видим направленность изменений не только, а точнее, не столько в функционировании семьи, сколько стремление перевести семейную систему в режим сознательного движения согласно внутренней тенденции системы, т.е. осознавать наличие различных тенденций эволюции системы (А. Н. Аверьянов, М. Р. Гинзбург, А. В. Клочко, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов), "неоднозначность прохода в будущее" (Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов), возможность строить настоящее через будущее (М. Р. Гинзбург, А. В. Клочко, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов). Именно сознательное стремление супругов взаимодействовать в режиме постоянного развития, опираясь в этом развитии на общие семейные ценности, позволяет обеспечить устойчивость семейной системы в процессе ее изменения.

Проведенный выше теоретический анализ позволяет отметить, что в процессе семейной жизни динамика ценностных компонентов жизненных миров супругов и динамика супружеского взаимодействия проявляются как взаимосвязанные стороны, обеспечивающие становление внутреннего единства семейной системы и детерминирующие динамику ценностно-смысловых составляющих образа мира супругов.

 

 

раздел II. Социальная работа с семьей

 

2.1 Социально - психологический подход к исследованию семьи

 

Проблема становления, устойчивости семьи – одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы. Актуализация проблем семьи приводит к разработке и внедрению комплексных программ, направленных на социальную, психологическую, медицинскую поддержку семей. Одна из проблем при разработке таких программ возникает в связи с отсутствием единой психологической концепции, единого теоретического подхода к семье и происходящих в ней процессов, механизмов, обеспечивающих ее стабильность и устойчивость.

Теоретический анализ психологических научных работ, посвященных семье, дает возможность выделить два направления, позволяющих подойти к пониманию семьи как психологического феномена и механизмов ее функционирования.

Информация о работе Технология социальной работы с сельской семьей