Технология опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Предметом социальной работы является, прежде всего, человек и его место в обществе, отношение общества к человеку и человека к обществу. Специалист в области социальной работы выступает как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан, и человеком. Необходимость такого посредничества обусловлена, прежде всего, тем, что государство не всегда выступает той инстанцией, которая гарантирует права и достойные человека способы его существования. Это может быть обусловлено многими причинами, в том числе и внегосударственного характера.

Содержание работы

Введение 2
Опека и попечительство над детьми, пожилыми людьми и инвалидами 3
Орган опеки и попечительства10
Опекун (попечитель)11
Прекращение опеки и попечительства15
Усыновление (удочерение) 21
Заключение23
Список использованной литературы26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Технология опеки и попечительства.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

    В соответствии с Положением «О приемной семье», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации в июле 1996 г., на содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Таким детям предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления, исходя из принимаемых ими решений, выделяют приемным семьям денежные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха и санатории пребывания приемных родителей с детьми. Следует отметить, что приемным родителям предусмотрена оплата их труда. По действующему положению, ее размер в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законом субъектов Российской Федерации.

    В государственном докладе 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации» отмечалось, что опека (попечительство) была установлена в нашей стране над 67 863 детьми. Характерно, что по сравнению с предыдущим 1996 г. число детей, переданных под опеку и попечительство, сократилось почти на 5 000. В определенной мере это объясняется тем, что государство не выполняло обязательств, взятых на себя по содержанию таких детей. И подтверждением тому служит факт, что в 1997 г. денежное содержание выплачивалось только на 56% подопечных детей. Из-за сложного экономического положения ситуация существенным образом не была выправлена и в 1998--1999 гг. Дефицит государственных бюджетных средств на социальные нужды становился хроническим. Следует отметить, что местные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних совместно с органами опеки и попечительства, передав на воспитание детей в приемные семьи, оказывали таким семьям правовую и психологическую помощь, наблюдали за тем, как содержатся и воспитываются дети.

 

Усыновление (удочерение)

 

Наряду с опекой, попечительством, особой формой защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, является усыновление (удочерение). Дети, будучи официально усыновленными, содержатся и воспитываются в семье своих усыновителей. Усыновленные дети и их потомство, а также усыновители и их родственники взаимно приравниваются в личных, имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновление может быть осуществлено на основе судебного решения. Лицо, желающее усыновить ребенка, должно обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства, находящийся по месту фактического нахождения ребенка. После этого гражданин становится на учет и ему оказывается содействие в установлении контакта с ребенком, которого он намеревается усыновить. Затем усыновитель обращается с заявлением в районный суд по месту жительства усыновляемого ребенка, при этом усыновитель освобождается от уплаты государственной пошлины.

   Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс Российской Федерации» (июнь 1998 г.) усилил государственный контроль за усыновлением, в частности, усыновлением международным. Законом запрещена посредническая деятельность по усыновлению детей. Увеличен перечень оснований, по которым не допускается усыновление детей. Ст. 165 Семейного Кодекса дополнена пунктом, в котором говорится, что защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации осуществляется консульскими учреждениями в пределах, допускаемых нормами международного права. Консульские учреждения Российской Федерации обязаны брать указанных детей на учет, где они состоят до достижения ими совершеннолетия. Также, тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

   В данном вопросе, стоит поставить акцент на психологическую адаптацию ребенка и приемных родителей. Не стоит забывать о поддержки приемных родителей в отношении ребенка. На данный момент , в нашей стране существует множество психологических центров для помощи как детям так и семьям , взявшим на себя большую ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   По моему мнению, есть основания рассматривать внутреннее правоотношение опеки и попечительства, как обязательство по оказанию услуг в пользу третьего лица. Его субъектами являются муниципальное образование в лице органа опеки и попечительства и опекун (попечитель) как стороны обязательства, а также подопечный как третье лицо.

    Участниками внешних правоотношений, возникающих из установления опеки и попечительства, являются опекун (попечитель) и другие лица, организации и органы государственной власти и местного самоуправления. Содержание этих правоотношений зависит от объема дееспособности подопечного лица, из чего следует, что статус законного представителя во всех видах правоотношений с участием подопечного должен быть предоставлен только опекуну. Попечитель может быть признан законным представителем подопечного и, следовательно, имеет право замещать его волю, лишь в исключительных случаях, а именно - только в публичных правоотношениях и только в целях, оправданных охраной интересов подопечного лица.

    Опека и попечительство могут рассматриваться не только как форма устройства граждан, но и как институт законодательства, т.е. система норм разной отраслевой принадлежности, регулирующих отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, объединенных общими задачами и принципами. Опека, попечительство и патронаж - элемент системы частного права, а именно - часть раздела о лицах. Я предлагаю считать основными началами (принципами) института опеки и попечительства:

 

  1. свободное принятие опеки, попечительства и патронажа и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей;
  2. подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства;
  3. обеспечение максимальной защиты нарушенных прав и интересов подопечных;
  4. государственную поддержку лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

 

   Перед институтом опеки, попечительства и патронажа стоят задачи обеспечения:

  1.  установления опеки, попечительства и патронажа в отношении нуждающихся в этом граждан;
  2. защиты прав и интересов граждан, находящихся под опекой, попечительством или патронажем;
  3. государственной поддержки граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей;
  4. исполнения органами опеки и попечительства возложенных на них функций.

 

В настоящее время назрела необходимость систематизации норм об опеке и ее видах, преобразования их совокупности в систему. С учетом разно отраслевого характера содержащихся в институте опеки и попечительства норм , целесообразно принятие федерального закона "Об опеке и попечительстве" (возможно - Опекунского кодекса).

 

В современных условиях одной из сдерживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов защиты, прав и интересов детей, лишенных попечительства, а также недееспособных граждан, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства. И все же есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно развиваться не только социальной опеке и попечительству, но и в целом системе отечественной социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. -- М., 2004.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. -- СПб, 1994.

Никитин В.А. Начала социальной педагогики. -- М., 2008.

Теория и практика воспитательных систем. -- М., 2006.

Основы социальной работы: Учебник/отв.ред.П.Д. Павленок.- 2-е изд., испр. И доп. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 395 с.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: 2006

Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программ. - М.,2002. Энциклопедия социальной работы.

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - -432с.

В.И. Курбатова, Социальная работа/ Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - М: «Феникс», 2007. - 576с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Технология опеки и попечительства