Технология индивидуального консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое. Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Сущность индивидуального консультирования…………………………………5
Проблемы обращения к специалистам…………….………………………………8
Методика индивидуального консультирования………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

методика индивидуального консультирования.docx

— 56.36 Кб (Скачать файл)

       Пятый шаг–обобщение результатов взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы и переход от обучения к действию. Если интервью проведено эффективно, оно должно способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиента в повседневной жизни. Основные показатели эффективного интервью (Г.С.Абрамова):

1) варианты решения (появились  направления развития клиента  и у вас, и у клиента);

2) творческое принятие  решений клиентом (появились альтернативы  поведения);

3) целенаправленное воздействие  на клиента (вы результативно  влияете на клиента);

4) индивидуальная и культурная эмпатия (вы прониклись эмпатией к мыслям, чувствам, переживаниям, ценностным ориентациям клиента);

5) навыки наблюдения за  клиентом (вы понимали его вербальный  и невербальный язык);

6) взаимодействие «среда–личность» (вы помогли клиенту осознать и перестроить отношения в этой системе);

7) интеграция мотивов  (вы логично, системно и эффективно  использовали разнообразные методы  интервью; ваш клиент заявляет: «Я  стал другим»).

       Многие психологи используют" методику четырехфазной консультативной беседы (Ю.Е.Алешина). На первой фазе психолог организует психологическое пространство беседы, устанавливает контакт и осуществляет самоопредставление, раскрывает свои возможности, дает гарантию анонимности, приглашает к разговору, преодолевает сопротивление консультированию (если разговор идет на общие темы, не идет вообще, ведется о мнимых клиентах и т.д.). На второй фазе психолог поддерживает контакт, стимулирует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слушание, способствует целенаправленному развитию беседы, осмысливает услышанное. На этой фазе уточняются гипотезы психолога – через конкретные вопросы, анализ гипотетических ситуаций. В том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся. На третьей фазе психолог оказывает коррекционную помощь, которая не носит характера директивных советов и рекомендаций, а связана с катарсисом, приобретением смысла и, как следствие, изменением личностных структур. Четвертая фаза подводит итоги консультационной беседы. На ней выясняются дальнейшие отношения психолога и консультанта, совершается ритуальный" акт прощания с клиентом.

        Технология беседы как основного метода психологического консультирования базируется на следующих принципах организации диалога с клиентом (Ю.Е.Алешина):

1. Ограничение речи консультанта  в диалоге (реплики, замечания,  интерпретации, по возможности  краткие и редкие).

2. Приближение разговорной  речи консультанта к языку  клиента (максимальное использование  первых слов клиента, исключение  профессиональных терминов).

3. Краткость и точность  высказываний консультанта.

4. Анализ эмоциональных  переживаний (два плана рассказа):

а) логический (для понимания  мотивов);

б) эмоциональный (для понимания  чувств).

        Известна также методика восьмифазного психологического интервью, включающего 1) психологическую настройку психолога, 2) взаимные приветствия и представления друг другу будущих собеседников, 3) заключение договора-контракта между заказчиком и исполнителем заказа, 4) исповедь клиента, 5) расспрос клиента для получения дополнительной психологической информации, 6) совместную интерпретацию психологических проблем клиента, 7) формирование новой модели поведения, 8) оценку эффективности консультации методом совместного обсуждения(4).

       На заключительном этапе психолог рефлектирует профессиональную деятельность, оформляет протокол (карту) консультации и при необходимости намечает возможные меры воздействия на социально–психологическое окружение в интересах клиента.

Заключение

               Таким образом, психологическое консультирование – это вид психологической помощи, ориентированный на преодоление проблем психологического характера. Оно  направлено на решение различного рода психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных проблем.                                                                                                                                             

          Под индивидуальным психологическим консультированием понимается оказание профессиональной психологической помощи человеку посредством организации такого взаимодействия консультанта и клиента, построенного на базе научно–обоснованных концептуальных и процессуальных моделях, при котором происходит трансформация страдания клиента в усиление его способности к развитию и осознанному выбору, а также, разрешению личностных проблем и преодолению жизненных кризисов.

     В данной работе были рассмотрены следующие причины обращения за консультацией:

  • жалобы или трудности в общении;
  • стресс, связанный с потерей работы;
  • фобии;
  • депрессия.

   Основным методом индивидуального консультирования является

интервью, также специалист использует в своей работе метод  беседа.

       Таким образом,  индивидуальное консультирование помогает клиенту: 
• понимать происходящее в своей жизни

• принимать оптимальные решения в различных сферах своей жизни, изменять свое поведение, делать его более продуктивным, приносящим большее удовлетворение 
• преодолевать различного рода психологические затруднения, возникающие как в его общении с другими людьми, так и в его отношениях к самому себе 
• улучшать отношение к самому себе, повышать самооценку 
• реализовывать свой личностный потенциал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога (Психологический      практикум) [Текст] / Н.Н. Ежова. – Изд. 4–е, – Ростов н/Д: Феникс, 20

2.Индивидуальное консультирование  клиентов, обратившихся с проблемой  затруднений в общении [Электронный ресурс]. Режим доступа:  www.vashpsixolog.ru/counseling-psychologist/136-counseling-psychologist-in-the-school/314-individual-counseling

3. Индивидуальное консультирование [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.psyworld.ru

4.Методика индивидуального консультирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/7/0024/7_0024-165.shtml

5.Овчарова, Р.В.Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов психол. фак. университетов.–М: Издательский центр «Академия», 2003. –448 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Технология индивидуального консультирования