Технология индивидуального консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое. Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Сущность индивидуального консультирования…………………………………5
Проблемы обращения к специалистам…………….………………………………8
Методика индивидуального консультирования………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

методика индивидуального консультирования.docx

— 56.36 Кб (Скачать файл)

         Вторую стадию, которую неизбежно проходит лишившийся работы человек, можно назвать стадией смешанных чувств. Это и злость, и печаль, и страх. Одно чувство сменяет другое. Этот период опасен тем, что у безработного может возникнуть тяга к алкоголю, а также возможны суицидальные мысли. Правда, проблема алкоголизма больше мужская, чем женская. Женщины склонны искать утешение в еде. Это прямой путь к булимии. Специалист в подобной ситуации может порекомендовать избавляться от негативных эмоций другими методами. Пусть это будет поход в спортивный зал, поездка с семьей за город, просмотр кинокомедий, творчество, хобби.

            И, наконец, третья стадия – принятие ситуации. Когда клиент осознает, что жизнь этим увольнением не заканчивается, а возможно, только начинается. Даже если сразу не удается устроиться на желаемую работу, то клиенту рекомендуется устроиться на временную работу, а это – какие бы то ни были, а все равно деньги. Также это поддержит самооценку, а кроме того, временная работа иногда становится постоянной.

           Одним словом, цель психологического консультирования: помочь клиенту осознать, что потеря работы – это неприятное событие в жизни, но не конец света, бывают вещи и пострашней.

          Следующей причиной являются фобии. Слово "фобия" в переводе с греческого означает "страх, ужас". Фобия отличается от обыкновенного страха тем, что в его основе лежит адекватная реакция на реальную опасность, а фобия – это страх, который, на первый взгляд кажется беспричинным и сопровождается неприязнью к тому, что вызывает страх. Количество фобий огромно, одни из них встречаются чаще, другие – реже. Существует боязнь острых предметов (аймофобия), боязнь высоты (гипсофобйя), боязнь замкнутых пространств (клаустрофобия), боязнь открытых пространств (агорафобия)... Фобий, испытываемых людьми, свыше тысячи. На первый взгляд они кажутся необъяснимыми, однако все они – результат незрелой нервной системы или результат тяжелого стресса. Работа специалиста – найти причину страха, проанализировать его, изучить. Истоки фобии необходимо искать в далеком детстве. Ребенок еще не может отделить источник страха от сопутствующих страху вещей и явлений. Образуется связь между испугом и безобидным предметом, случайно попавшим в поле зрения ребенка. Впоследствии человеку сложно понять, почему безобидный предмет вызывает у него ужас.

       Фобии возникают у человека с повышенным вниманием к собственной персоне, сосредоточенном на изменениях, происходящих в его душе и в физическом состоянии. Буквально в каждом симптоме он обнаруживает предвестие надвигающейся катастрофы. У него наблюдается сердечная аритмия, повышается давление, учащается дыхание, появляется тошнота, комок в горле, желудочные расстройства. Как уже говорилось ранее, есть люди, которые испытывают боязнь замкнутых пространств. Человек начинает паниковать, когда находится в лифте, купе поезда, в метро... Эта боязнь именуется клаустрофобией. Многие боятся высоты (гипсофобия). Парадокс в том, что люди, страдающие от фобии высоты, в приступе ужаса кончают жизнь самоубийством, выбрасываясь из открытого окна.

         Еще одной  причиной обращения за психологической помощью является депрессия. Это тоскливое, подавленное настроение с осознанием собственной недостаточности. Это настроение сопровождается чувством пессимизма, однообразием представлений. Человек, находящийся в депрессии, совершенно по-особому воспринимает мир, совсем не так, как раньше.

         Существует большое количество реальных причин, вызывающих депрессию: тяжелые заболевания, развод, смерть родного человека, финансовый кризис. Депрессия, возникшая по этим причинам, будет называться реактивной, т. е. депрессия, возникшая как реакция на внешние раздражители. Второй вид депрессии – эндогенная, т. е. внутреннего происхождения. Но все эти ситуации имеют общую черту – человек воспринимает их как те, над которыми он не может установить контроль.

        Симптомы депрессии: физические (бессонница, потеря аппетита, усталость, вялость, соматические заболевания); моторика (пассивность, опущенные плечи, сутулость, плаксиво-озабоченное выражение лица, монотонная тихая речь); эмоции (подавленное настроение, отсутствие всех желаний, потеря интереса к жизни); жизненная позиция (недоверчивость, враждебность по отношению к людям, обвинение себя во всех смертных грехах).

         Страх и депрессия приводят к тому, что страдающий от них человек может зайти настолько далеко, что единственным спасением от его страданий он будет считать самоубийство.

Факторами риска являются:

– условия семейного воспитания: отсутствие отца в раннем детстве; эмоциональная отверженность в детстве; воспитание в семье, где есть алкоголики, психически больные, а также  родственники с асоциальными формами поведения; воспитание в семье, где были случаи самоубийств, попытки самоубийств или суицидальные угрозы со стороны близких;

– частая смена места  жительства, учебы, работы; 
– активное употребление алкоголя, наркотических средств; 
– совершение суицидальных попыток.

К числу действий, которые  говорят о высоком риске суицида, относятся: 
– открытые высказывания о желании покончить с собой; 
– косвенные намеки на возможность суицидальных действий (например, публичная демонстрация петли из каких-либо гибких предметов; игра с оружием с имитацией самоубийств и т. д.); 
– активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой (собирание таблеток, поиск и хранение отравляющих жидкостей и т. д.); 
– фиксация на примерах самоубийства (частые разговоры о самоубийствах вообще); 
– нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов, стремление к уединению;  
– изменившийся стереотип поведения: например, несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных общительных людей;  
– внезапное проявление несвойственных ранее черт – аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей, например);  
– утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности);  
– размышления на тему самоубийства могут приобретать художественное оформление, например, рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние (гробы, кресты, виселицы и т. п.), стихи(2).

        При определении степени суицидального риска специалисту необходимо выявлять и сопоставлять как просуицидальные, так и антисуицидальные предпосылки. Антисуицидальными личностными факторами могут быть, например, эмоциональная привязанность к близким, родительские обязанности, выраженное чувство долга, представление о позорности и греховности суицида и т. д. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в сознании человека, тем менее вероятны суицидальные действия, и наоборот.

       Профессиональная позиция психолога–консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют. Это не только связано с необходимостью для профессионального психолога сохранить свой авторитет и лицо, но также с тем, что он так же, как и врач, по нормам своей профессиональной этики обязан оказывать помощь всем, кто к нему обращается и кто в этом нуждается, в том числе и тем, кто во время консультации ведет себя не вполне этично.

 

 

 

 

Методика индивидуального  консультирования

       Специалисты по–разному трактуют цели, задачи, предмет и методы психологического консультирования. Если оно направлено на постановку психологического диагноза и психолого–педагогическое назначение, то основным методом индивидуального консультирования является интервью. Специалист исходит из заказа клиента. Предметом взаимодействия становится внутренний мир клиента, а темой взаимодействия – модальности его внутреннего мира. Цель интервью – изменить отношение клиента к своему внутреннему миру.

       Тема задается клиентом, а ход интервью определяется восстановлением контекста появления темы. Психолог, работающий над темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личностные проекции на содержание темы (подтекст интервью). Он рефлектирует на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий для построения предмета взаимодействия с клиентом. Вопросы – основной способ воздействия психолога на клиента. В психологической практике часто используется пятишаговая модель интервью:

1) структурирование, достижение  взаимопонимания;

2) сбор информации о  клиенте;

3) определение темы, выход  на желаемый результат;

4) выработка альтернативных  решений, условий для их выбора;

5) усилия по изменению  мыслей, действий, чувств клиента  в обыденной жизни.

Задачи, решаемые на разных этапах консультирования (по Г.С.Абрамовой):

           

 

 

     
     
     
     
     
     
     
     


     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

Основные этапы (блоки)

Решаемые задачи

Консультируемый

Консультант

Подготовка

Фиксация затруднения, попытки  его разрешения (самостоятельно или  с помощью других) Решение обратиться к психологу

Настрой на работу (определение  смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросов) Выбор времени, подготовка места

Установление контакта и  построение доверительного диалога

Возникновение доверия Уяснение возможностей' 
консультанта и характера предстоящей, работы

Достижение согласованной  позиции 
Распределение ролей Поддержание доверительного диалога

Исследование ситуации

Описание, анализ качественного  своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обозначение предмета работы, выделение позитивных основ  для разрешения возникшего затруднения

Содействие клиенту в  описании и анализе ситуации (стимулирование свободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.) Выделение  и анализ предмета работы Профессиональный анализ факторов, обусловливающих возникшее  затруднение на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики  Выделение «плацдарма» — основы для разрешения консультируемым  возникшего затруднения

Постановка цели

Формулирование желаемого  результата, его уточнение и обоснование

Содействие клиенту в  формулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий Оценка реалистичности, конкретности, привлекательности поставленной цели

Поиск решений

Выработка (усвоение) новых  позиций, отношений, способов, их оценка с точки зрения реалистичности и  приемлемости

Помощь в организации  поиска решения Активизация консультируемого, влияние на его позицию

Подведение итогов

Сравнение полученного результата с планируемым,

выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий Позитивное программирование на реализацию намеченных шагов

Выводы о продвижении, выделение того, что удалось достичь  консультируемому Помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов Выход из контакта


        Первый шаг– психолог вступает в контакт, устанавливает и демонстрирует клиенту свою позицию, организует пространство консультативной беседы.

        Второй шаг– происходит сбор информации о клиенте, определяется суть его проблемы, психолог выдвигает предположение о строении внутреннего мира клиента и его модальностях. Задавая вопросы, он ориентируется на высказывания клиента, ключевые слова, которые определяют тему взаимодействия. Этап заканчивается, когда психологу ясна рабочая гипотеза. Каждая гипотеза – попытка консультанта понять ситуацию клиента. Она основывается на том, что рассказывает о себе и своих проблемах клиент, и концептуальном видении проблемы консультантом. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией ситуации клиента.

        Третий шаг (осознание желаемого результата) связан с инсайтом клиента. Психолог опирается на потенциальные возможности консультируемого; тогда переживаемые клиентом ситуации интервью приведут к изменению его поведения. На этой фазе обязательно осуществляется психологическое воздействие.

         Четвертый шаг (выработка альтернативных решений) включает обсуждение с клиентом разных вариантов решения проблемы, поиск путей преодоления ригидности поведения и создание условий для выбора альтернатив. Работая над альтернативами, психолог понимает, что правильное для него решение не является таковым для клиента, а поэтому использует различные директивные рекомендации. 

Вид директивы

Содержание директивы

Конкретные желания

Я предлагаю вам следующее...

Фантазии 

Представьте себе, что вы путешествуете по своему телу...

Ролевое  указание

А сейчас вернитесь к этой ситуации и повторите ее, не опуская  деталей.

Парадоксальная инструкция

Продолжайте делать то, что  вы делаете. Повторите это три  раза подряд.

Гештальт метод «горячего кресла»

Говорите со своими родителями. Они сидят в этом кресле...

Гештальтне вербальное поведение

Я заметил, что одна ваша рука сжата, а другая раскрыта. Пусть  одна рука поговорит с другой.

Свободные ассоциации

• Запомните чувство и  расскажите о связанных с ним  воспоминаниях детства.

Переоценка (концентрация Гендлина)

Установите для себя негативные чувства, мысли, переживания. А теперь отыщите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой.

Релаксация

Закройте глаза и плывите...

Систематическое снятие 
напряжения

Глубокая мышечная рефлексия; построение иерархии, беспокойства; увязывание объектов тревоги с релаксацией.

Языковые замены

Замените «хотелось бы»  на «я хочу», 
«нельзя» на «нежелательно».

Принятие чувств, эмоциональный  –потоп»

Вернитесь к этому чувству, примите его полностью, останьтесь с ним.

Медитация

Спокойно, пусть все мысли  уйдут, следите за...

Гипнотический транс

Внимательно смотрите на эту  точку. Расслабьтесь, следите задыханием. Фокусируйте свое мышление.

Дневник

В течение (указываете срок) вы будете вести ежедневные записи...

Письмо психолога к  клиенту

Пишите с учетом длительности и неоднозначности воздействия  текста на жизнь клиента.

Личный кодекс поведения

Составьте для себя жизненные  правила и следуйте им.

Введение юридических  норм отношений

Ваша ответственность  регламентируется...

Обсуждение ролевых ограничений

Ваше право состоит  в... Как учитель, вы...; как отец, вы...; как мать, вы...

Информация о работе Технология индивидуального консультирования