Технологические аспекты социальной работы с семьей,воспитывающей ребенка - инвалида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 04:33, курсовая работа

Описание работы

Ухудшение экологической обстановки, высокая степень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, повышение травматизма, недостаток культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем, способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной.1

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1.:Технологические аспекты социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка – инвалида………………………………………..9
1.1. Понятия: «инвалид», «инвалидность», «ребенок - инвалид»…………….9
1.2. Основные направления семей с детьми-инвалидами……………………15
1.3. Социальная защита детей-инвалидов…………………………………….20
Глава 2.:Социальная реабилитация детей – инвалидов………………....26
2.1 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка - инвалида….....26
2.2 Основные задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды……...30
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованной литературы……………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 75.04 Кб (Скачать файл)

Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной  диагностики. Чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2 - 3 году жизни; только у 9,3% (из 243 семей), диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития).1

Очень низка амбулаторная медицинская помощь. Она имеет преимущество при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится обследование детей узкими специалистами. Массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета и почечных заболеваниях. Недостаточно снабжение медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью.

Обдумывая вопросы планирования семьи, лишь единицы решаются родить еще одного ребенка.

Проводимые в России государственные  меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе  с детьми с ОВ носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплекс.

 

Вывод

Медико - социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Медико - социальная реабилитация детей с ОВ должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное - научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать.

 

1.3.Социальная защита детей – инвалидов

 

Рассматривая детскую инвалидность, обычно выделяют 10 категорий детей  с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети с нарушениями  одного из анализаторов: с полной (тотальной) или частичной (порциональной) потерей  слуха или зрения; неслышащие (глухие), слабо слышащие или со специфическими речевыми отклонениями (алалия, общее  недоразвитие речи, заикание); с нарушениями  опорно-двигательного аппарата (церебральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита); с умственной отсталостью и с  различной степенью выраженности задержки психического развития (различные формы  психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной деятельности); со сложными нарушениями (незрячие умственно отсталые, слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушением речи); аутичные (активно избегающие общения с окружающими людьми).1

 Учреждения, обслуживающие детей-инвалидов. Дети - инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с неособо - выраженными аномалиями физического и умственного развития обучаются в специализированных школах-интернатах Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения.2

В основу работы с детьми с органическими  возможностями положены международные  документы ООН, гарантирующие всем категориям населения равные права. Однако, для детей-инвалидов, как  для некоторых других малозащищенных слоев населения, предусматривается  ряд специфических прав и льгот, учитывающих их особые нужды и  положение.1

Дети-инвалиды имеют льготы и натуральную помощь:

- Бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) на основании СКМ. Предоставляется детям-инвалидам и их родителям;

-   Бесплатный проезд сопровождающего лица на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси;         

- Право на получение бесплатной второй путевки для сопровождающего лица, бесплатный проезд сопровождающего лица междугородным транспортом к месту лечения и обратно, а также на пригородном железнодорожном транспорте;

- Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).

Права детей-инвалидов особо  закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в  Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах.

Во исполнение перечисленных  законов Правительством Российской Федерации, принято более 20 федеральных  нормативных актов. Кроме того, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации по проблемам инвалидов принято свыше 800 нормативных актов.

Учитывая значение образования  для интеграции детей-инвалидов  в общество, целесообразно рассмотреть  более подробно вопросы законодательного обеспечения равных возможностей на получение образования для детей  с ограниченными возможностями здоровья.

По экспертным оценкам  в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих  в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории  лиц с ограниченными возможностями  и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.: Социальная реабилитация детей – инвалидов

2.1. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка – инвалида.

 

Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.

Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата  в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости - работой с окружающими.

Органы народного образования проводят обучение ребенка (составление и коррекция индивидуальных программ, анализ качества, организация общения ребенка со сверстниками), занимаются устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства, оформлением в специализированные учреждения.

Органы здравоохранения  берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.1

 

Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют  льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное  лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство  матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями).

Юрист дает консультации по вопросам законодательства и права, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической защите, вопросам трудоустройства и организации семейных предприятий.

Благотворительные организации, оказывают следующие виды помощи: материальную, натуральную помощь, организацию общения;

Торговые организации снабжают продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др.

Городская и районная исполнительная власть занимается организацией семейных предприятий, семейного бизнеса, реабилитационных центров.

Соседи - частично решают проблемы общественного мнения, общения, оказывают помощь.

Профсоюзы, турагентства организуют отдых и оказывают материальную помощь.

Аналогичные семьи часто  создают ассоциации с подобными семьями для совместного решения проблем.

Предприятия работающих родителей оказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.

Льготы семьям с детьми – инвалидами:

- право на предоставление жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, и субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы;

-  по установлению размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке и на условиях, установленных Правительством Москвы.

- Родители освобождаются от оплаты содержания детей-инвалидов в государственных дошкольных образовательных учреждениях.

- Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, их родители (опекуны, попечители), лица, сопровождающие ребенка-инвалида, а также один из родителей инвалида с детства в возрасте до 23 лет, обучающегося в образовательном учреждении, имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).

- На детей-инвалидов бесплатно отпускаются по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочные продукты детского питания (в том числе адаптированные молочные смеси).

- Дети-инвалиды обеспечиваются изделиями медицинского назначения и лекарственными средствами, за исключением предусмотренных федеральным законодательством социальных услуг в части обеспечения лекарственными средствами.

- Дети-инвалиды имеют право на бесплатное посещение музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарка, находящихся в ведении Правительства Москвы.

- Детям-инвалидам и инвалидам с детства в возрасте до 23 лет предоставляется право на безвозмездное пользование платными физкультурно-оздоровительными и спортивными услугами, оказываемыми учреждениями, входящими в городскую государственную систему физической культуры и спорта, в порядке, установленном Правительством Москвы.1

Согласно разъяснению  Министерства труда РФ и Фонда социального страхования РФ от 19 июля 1995 г. № 2/48 «О порядке предоставления и оплаты 4 дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет», 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об установлении инвалидности ребенку с указанием, что ребенок не содержится в специальном детском учреждении, принадлежащем любому ведомству на полном государственном обеспечении. Работающий родитель также предоставляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяце им не использованы. В случаях, когда одним из работающих родителей указанные дополнительные выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в том же календарном месяце предоставляются оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни. Указанные справки предоставляются из органов социальной защиты ежегодно, с места работы другого родителя - при обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней. Суммирование дополнительных оплачиваемых выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, за два и более месяцев не допускается.2

 

2.2.Основные задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.

 

Нельзя изучать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи «ребёнок - мать - семья» (мать - отец, мать -ребёнок - инвалид, мать - здоровый ребёнок, отец - ребёнок-инвалид, отец - здоровый ребёнок, ребёнок - инвалид - здоровый ребёнок). Эта микросистема находится в постоянном взаимодействии с другими микросистемами (медработники, соседи и друзья, воспитатели, учителя и др.).

Микросистема функционирует в контексте экосистемы - это индивиды, службы и организации, активно взаимодействующие с семьёй, специальные реабилитационные или образовательные программы. Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки. Такие группы могут защищать права семей, оказывая влияние на социальную политику, внося конструктивные инициативы во властные структуры. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только имеют большое значение в поддержке семьи - они все чаще инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной работы, помощи детям.

Информация о работе Технологические аспекты социальной работы с семьей,воспитывающей ребенка - инвалида