Шпаргалка по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:50, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.
Предмет и методы политической социологии. В настоящее время существуют различные точки зрения на предмет политической социологии. Согласно одной из них, предметом политической

Содержание работы

Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания. 2
Вопрос 2. Взаимосвязь политической социологии с другими науками – политологией, историей, этнологией, психологией, математикой и др. 2
3. Специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии. 2
4. Основные направления политической социологии. (по лекциям) 3
5. Определение политической системы. 3
6. Основные подсистемы политической системы современного общества. 4
7. Государственные институты, входящие в политическую систему современного общества. Проблемы социологического исследования отношений государственных институтов: между собой, с населением, негосударственными участниками политического процесса. 4
8.Типология государства на основе функций (ролей), которые оно играет в жизни общества. 4
БИЛЕТ № 9: Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества. 4
БИЛЕТ № 10: Отличия партий и общественные движений. Причины и пути перехода общественных движений к партиям. 5
11. Основные методики социологического анализа партий и общественных движений 6
12. Группы интересов как участники политических процессов 6
13. Отличие групп давления от групп интересов как участников политических процессов.(по лекции) 6
БИЛЕТ № 14: Лобби как участники политических процессов. Изменение отношения к ним в западных странах и в России. 7
15. Социологические исследования групп интересов, групп давления и лобби в политическом процессе. 7
16. Понятие политического участия 7
17. Причины политической апатии и абсентеизма, социологические подходы к их исследованию. 8
18. Основы социологического анализа индивидуального поведения в политике. 8
19. Политическая культура как предмет социологического анализа. 8
20.Подходы зарубежных и российских социологов к исследованию политической культуры. 9
Вопрос 21. Познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации как составные элементы политической культуры. 9
22. Гомогенная и гетерогенная политическая культура. (ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ,ЧТО ТАК МАЛО) 10
23. «Официальная» политическая культура, субкультура и контркультура. 10
24. Методики социологического исследования политической культуры 10
25.Исследование этно-национальных факторов в политических процессах. 11
26.Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития 11
27. Методики социологического исследования межнациональных отношений в контексте политических процессов. 11
28.Основные типы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Изучение динамики предпочтений различных типов государственного устройства населением России. 12
Билет №29. Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации. 12
Билет 30 Основные типы субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города, автономные округа, национально-культурные автономии). Социологические исследования состояния межнациональных отношений в различных типах субъектов Российской Федерации 13
Вопрос 31. Социологические подходы к исследованию элит в современном обществе. 14
32 вопрос Теории элит западных и российских социологов. 14
33.Социологические исследования элит в современном российском обществе на федеральном уровне, а также региональных и местных элит. 15
34.Социологические подходы к исследованию политического лидерства. Определение и типология политических лидеров. 15
35. Роль политических лидеров в современном обществе в России и за рубежом. (по лекции) 16
36. Социологические подходы к исследованию выборов (избирательных кампаний). 16
37. Роль института выборов в политической жизни России. Электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований.(по лекции) 17
38. Проблема манипулирование общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний. 17
39. Механизмы влияния СМИ на политические процессы и на общественное сознание. Пути влияния СМИ на политическое сознание россиян. 18
40.Подходы к исследованию степени влияния СМИ на политическое сознание (методики). 18

Файлы: 1 файл

итоговый вариант ответов к экзамену по политической.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

26.Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации. – смотри 29 вопрос!, они одинаковые!

 

27. Методики социологического исследования межнациональных отношений в контексте политических процессов.

1. Для исследования социально-политических отношений наиболее характерным является комплексный метод исследования.
Отсюда вытекает одна важная особенность методики социологического анализа социально-политических онтношений - необходимость системно-комплексного исследования его содержания и структурных категорий.
-Методика социологического анализа культуры межэтнического (межнационального) общения в рамках конкретных стран, регионов в процессе социально-политических конфликтов предполагает понимание этого процесса, как утверждения в реальной жизни прав человека, идеалов человеколюбия, приоритетности общечеловеческих ценностей, в том числе свободы, права на жизнь, гуманизма, легитимности, демократии; рассматривается как прорыв к богатству общечеловеческой культуры, духовности, преодоление отчуждения от них.
Особенностью методики исследования социально-политических отношений является и то, что исследователь здесь не может рассматривать происходящие процессы точно также, как в целом рассматриваются общественные процессы. Явления социально-политического характера существуют лишь в том виде, в каком они создаются и воссоздаются общественно-политическими движениями, группами давления, их лидерами и т.д., преследующими определенные цели в определенных средах и на определенных территориях. Социологический анализ также предполагает:
- формулировку жестких правил определения реальности окружения исследуемого социально-политического явления, в том числе возможных во времени и пространстве политических событий в сопредельных государствах, территориях региона в целях рассмотрения возможности использования специфических механизмов предупреждения и регулирования конфликта, одним из которых является (в нашем частном случае) институт посредничества;
- учет зависимости определения характера социально-политической реальности от субъективного восприятия исследователя и объективного содержания непосредственно <наблюдаемой> общественной системы.
-Методически важной особенностью анализа социально-политических отношений является включение в такой анализ процессов, призванных отражать содержание исследуемых сфер жизнедеятельности общества конкретного региона в современных исторических условиях:
- в области экономической информации - сведения о реальных противоречиях, связанных со становлением рыночных отношений, в том числе отношений межрегионального распределения материальных ценностей;
- в области политической информации - сведения о противоречиях утверждения этнического суверенитета и общенационального возрождения;
- в области социальной информации - объективные сравнительные сведения о реальных процессах формирования и удовлетворения потребностей и интересов социальных и этнических групп, о соблюдении социальной и политической справедливости, вообще, и прав человека, в частности;
- в области духовной - информация о происходящих процессах в сфере национального возрождения, утверждения общенародных ценностей в рамках государства, о проблемах развития языков, национальных культур и сознания;
- в области внешней информации - объективные сравнительные сведения о многообразных процессах общественного развития, политических событиях в других странах, об опыте социально-экономического, духовного и культурного развития других народов, (прежде всего стран постсоветского пространства).
-Методически принципиальной особенностью в анализе социально-политических отношений выступает необходимость выявления механизмов решения проблемы статусной балансировки сети этно- и социально-политических сообществ.
-В этом же методическом контексте, особенностью изучения социально-политических конфликтов всех типов и уровней, выступает анализ правового обеспечения статусов этно-национальных и территориальных образований.


2. Метод наблюдения. В рамках социально-политических отношений с этим методом связаны следующие особенности.
1. Невозможность проведения идентичного повторного наблюдения, которая объясняется тем, что социально-политические процессы подвергаются воздействию огромного числа различных факторов которые не бывают идентичными. Поэтому, как показывают и наши исследования, лишь длительное, тщательное, многократное наблюдение может дать достоверную информацию, позволяющую перейти к интерпретации данных;
2. Исследователю социально-политических конфликтов необходима информация о таких процессах и явлениях, к которой они не имеют достаточного доступа. В частности, информация о мотивах, предпочтениях, жизненных позициях, общении внутри группы в основе поведения политических акторов. Источниками такой информации выступают непосредственно участвующие в социально-политических конфликтах общности людей, их лидеры, мнения, высказывания и поступки одних и других.

28.Основные типы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Изучение динамики предпочтений различных типов государственного устройства населением России.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:
1) Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства — субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

1.Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов),

нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

2.Единые для всей страны высшие органы власти;

3.Единая система законодательства;

4.Единое гражданство;

5.Единая денежная единица;

6.Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Унитарные государства могут быть: централизованными – если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.
децентрализованными - местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
2)Федерация - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
Имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета. При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное.

          Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

          В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией.

          Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

          В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

          Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

          Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
симметричные федерации - субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом.
ассимметричные федерации - конституционно-правовой статус субъектов различен.
Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
3) Конфедерация - Форма государственного устройства, добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.
Примеры:
Европейский союз считают мягкой, «рыхлой» конфедерацией, хотя законодательно это не закреплено.
Союз Босния и Герцеговина является фактической конфедерацией, хотя по законодательству этот союз — мягкая федерация.
Также исторические конфедерации: Конфедеративные Штаты Америки в 1861—1865; Сербия и Черногория 2003-2006, Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958)

Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются ФЗ «О национально-культурной автономии».Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

С учетом этих и других законов, государство создает условия для единства различных культурных этнических групп с сохранением их исторических ценностей, учитывая их пожелания и единство прав, но в силу сложившихся обстоятельств Российская Федерация остается государством с централизованной властью, которая не может устаивать все субъекты федерации.

 

Билет №29. Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации.

Речь идет о формировании такого типа федерализма, который предполагает организацию отношений между Центром и регионами на основе партнерства, разграничения предметов ведения и полномочий. При этом Центр и регионы соответственно должны обладать теми правами, обязанностями и ресурсами, которые адекватны их предназначению, задачам и функциям.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. федерализм признан в качестве одного из основных направлений демократизации государства. В ст. 5 Основного Закона страны закреплено: “Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации”. Федерализм, как принцип взаимоотношений Центра и субъекта Федерации предусматривает, что наряду с общегосударственными признаются и гарантируются интересы территорий и народов, проживающих в России.

Российская Федерация представляет собой исторически уникальное явление. Форма ее государственного устройства менялась под воздействием различных факторов и, прежде всего, под влиянием многонационального состава населения. Своеобразие российского федерализма в том, что в нем сочетаются как территориальный, так и национально-территориальный принципы.

Поэтому для Российского государства проблема «ухода от децентрализации» во многом предстает как борьба «с ложными мишенями», в особенности, когда речь заходит об изменении ее административно-территориального деления – «губернизации» республик или «республиканизации» краев и областей.

Становление федеративных начал в России зависит от цивилизованности форм решения национального вопроса, с другой стороны, — успешная федерализация невозможна без своевременного преодоления возникающих противоречий, как на национально-государственном, так и на административно-территориальном уровнях. Обе тенденции только в единстве могут стать прочным фундаментом реформирования Федерации в целом.

Недооценка значимости национального вопроса в нынешних условиях, возможностей его многовариантного решения находит свое выражение в пропагандируемых некоторыми политиками тезисах об отказе от принципа самоопределения народа, закрепленного в Конституции России и международно-правовых документах, в сведении решения национального вопроса до уровня создания культурно-национальных автономий. При таком подходе забывается, что национально-культурная автономия и принцип самоопределения народов соотносятся друг с другом как часть и целое, и потому — неразделимы. Вместе с тем этногенетическое многообразие социокультурных составляющих субъектов Федерации требует реализации поливариантной национальной политики, согласованной со специфическими условиями жизнедеятельности народов республик, краев, областей и автономий.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология"