Шпаргалка по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 00:50, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.
Предмет и методы политической социологии. В настоящее время существуют различные точки зрения на предмет политической социологии. Согласно одной из них, предметом политической

Содержание работы

Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания. 2
Вопрос 2. Взаимосвязь политической социологии с другими науками – политологией, историей, этнологией, психологией, математикой и др. 2
3. Специфика методического аппарата, применяемого в политической социологии. 2
4. Основные направления политической социологии. (по лекциям) 3
5. Определение политической системы. 3
6. Основные подсистемы политической системы современного общества. 4
7. Государственные институты, входящие в политическую систему современного общества. Проблемы социологического исследования отношений государственных институтов: между собой, с населением, негосударственными участниками политического процесса. 4
8.Типология государства на основе функций (ролей), которые оно играет в жизни общества. 4
БИЛЕТ № 9: Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества. 4
БИЛЕТ № 10: Отличия партий и общественные движений. Причины и пути перехода общественных движений к партиям. 5
11. Основные методики социологического анализа партий и общественных движений 6
12. Группы интересов как участники политических процессов 6
13. Отличие групп давления от групп интересов как участников политических процессов.(по лекции) 6
БИЛЕТ № 14: Лобби как участники политических процессов. Изменение отношения к ним в западных странах и в России. 7
15. Социологические исследования групп интересов, групп давления и лобби в политическом процессе. 7
16. Понятие политического участия 7
17. Причины политической апатии и абсентеизма, социологические подходы к их исследованию. 8
18. Основы социологического анализа индивидуального поведения в политике. 8
19. Политическая культура как предмет социологического анализа. 8
20.Подходы зарубежных и российских социологов к исследованию политической культуры. 9
Вопрос 21. Познавательные, эмоциональные и оценочные ориентации как составные элементы политической культуры. 9
22. Гомогенная и гетерогенная политическая культура. (ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ,ЧТО ТАК МАЛО) 10
23. «Официальная» политическая культура, субкультура и контркультура. 10
24. Методики социологического исследования политической культуры 10
25.Исследование этно-национальных факторов в политических процессах. 11
26.Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития 11
27. Методики социологического исследования межнациональных отношений в контексте политических процессов. 11
28.Основные типы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Изучение динамики предпочтений различных типов государственного устройства населением России. 12
Билет №29. Влияние этно-национальных факторов на федеративные отношения и перспективы развития федерализма в Российской Федерации. 12
Билет 30 Основные типы субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города, автономные округа, национально-культурные автономии). Социологические исследования состояния межнациональных отношений в различных типах субъектов Российской Федерации 13
Вопрос 31. Социологические подходы к исследованию элит в современном обществе. 14
32 вопрос Теории элит западных и российских социологов. 14
33.Социологические исследования элит в современном российском обществе на федеральном уровне, а также региональных и местных элит. 15
34.Социологические подходы к исследованию политического лидерства. Определение и типология политических лидеров. 15
35. Роль политических лидеров в современном обществе в России и за рубежом. (по лекции) 16
36. Социологические подходы к исследованию выборов (избирательных кампаний). 16
37. Роль института выборов в политической жизни России. Электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований.(по лекции) 17
38. Проблема манипулирование общественным сознанием в ходе предвыборных кампаний. 17
39. Механизмы влияния СМИ на политические процессы и на общественное сознание. Пути влияния СМИ на политическое сознание россиян. 18
40.Подходы к исследованию степени влияния СМИ на политическое сознание (методики). 18

Файлы: 1 файл

итоговый вариант ответов к экзамену по политической.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

Политические ориентации (или политические позиции) индивида, по Г. Алмонду и Дж. Пауэллу, включают три вида компонентов: 1) когнитивный компонент, т. е. знания, полу­ченные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) аффективный компонент, т. е. чувства, обусловли­вающие реакцию индивида (чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения); 3) оценочный компонент, т. е. ценности, верования, идеалы, идеологию. В зависимости от доминирования одного из трех компонентов Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделили в большей или меньшей степени секуляризованные культуры, т. е. то, в какой мере политическое поведение индивида основано на рацио­нальных знаниях или верованиях.

На протяжении развития разнообразных государств и народов выработа­но множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического по­ведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаи­моотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, эко­номических и прочих факторов.

 

22. Гомогенная и гетерогенная политическая культура. (ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ,ЧТО ТАК МАЛО)

Политическая культура является одним из самых сложных и многофункциональных концептов в современном политическом знании(1).

Сегодня политологическая литература чаще тиражирует признанное практически классическим определение Г.А. Алмонда(2), предпринявшего попытку концептуального обобщения исследований социокультурного аспекта политического процесса и предложившего в качестве обобщающего основания понятие "политическая культура"(3).

По его мнению, всякой политической системе присущ определенный образец ориентаций (когнитивных, аффективных, оценочных) субъекта на политическое действие. Эта совокупность и была названа Алмондом "политической культурой".

В рамках структурного подхода выделяют гомогенный тип политической культуры, которьй характеризуется тем,, что различные социальные образования (социально-классовые, этно-национальные, религиозно-конфессиональные и пр.), несмотря на разницу в отношении к власти, имеют некое общее основание, названное доминирующей культурой. Доминирующая культура выполняет функцию интеграции политической системы, придание ей целостности. Субкультуры, не придерживающиеся правил доминирующей культуры, называются антисистемными. Гетерогенный тип политической культуры характеризуется отсутствием доминирующей культуры, что порождает различные политические конфликты между субкультурами.

Политическая культура  в России крайне гетерогенна, политические субкультуры с совершенно различными , если не диаметрально противоположными ценностными ориентациями , отношения между которыми складываются  конфронтационно , а подчас и антагонистично .

 

23. «Официальная» политическая культура, субкультура и контркультура.

Учитывая особую роль государства и других политических институтов в воспроизводстве образцов политического мышления и поведения, в науке различают официальную, поддерживаемую институтами государства, и реальную политическую культуру, воплощающую ценности и соответствующие им формы практического поведения большинства или значительной части населения.

Субкультуры – это частные типы политической культуры, которые отличаются от доминирующей культуры, но эти различия не носят принципиального характера. Политические субкультуры бывают вертикальными и горизонтальными. Вертикальные субкультуры различаются по социальным и демографическим характеристикам, это различие между массовой и элитарной субкультурами. Горизонтальные субкультуры — это субкультуры, основывающиеся на религиозных, этнических, региональных признаках.

Любая политическая субкультура включает в себя и то общее, что характеризует доминирующую в обществе политическую культуру, и то специфическое, что отличает данную субкультуру, те особенности, которые свойственны только этой группе. Различают политические субкультуры:

- региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов и т.п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их политическую культуру. На региональные политические субкультуры также существенное воздействие оказывают такие факторы, как экономическая специализация данного региона, его место в общенациональной системе разделения труда.

- социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль.

- этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказьшают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам;

- религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепроникающим элементом общей культруры определенной группы людей.

- возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в политически реформируемых обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.

Наибольшим же значением для политического развития общества обладает субкультура лидеров и элит. Она определяет, каким образом будут исполняться ее носителями функции по управлению политической системой. В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры являются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет.

Наличие в обществе множества политических субкультур может оказаться источником дестабилизации общественно-политической жизни. При появлении серьезных разногласий, несовпадении интересов культур и субкультур возникает угроза распада единой и образования фрагментарной политической культуры. Иногда отдельные субкультуры настолько отличаются от общей политической культуры, что могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур, направленных против господствующих отношений и играющих роль "возмутителя спокойствия".

Кониркультуры – это политические культуры, которые настолько отличаются от доминирующей, что могут расцениваться, как противостоящие ей (нацелены на свержение). Контркультура определяется как форма организации культурных различий, построенная на их открытом противопоставлении. Контркультура– это стратегия политической борьбы, смысл которой состоит в том, чтобы поставить под сомнение символический порядок, поддерживающий функционирование социальной системы. Ее использование каким-либо движением возможно тогда, когда выполняются два условия. Во-первых, с точки зрения участников этого движения, не должно оставаться возможности достичь желательных социальных изменений, пользуясь институциональными средствами, существующими внутри данной системы. Во-вторых, то, что другие люди продолжают поддерживать неэффективную и порочную социальную организацию, даже разделяя те же идеалы, что и активисты, должно определяться не как следствие их недостаточного интеллекта или скрытых интересов (то есть индивидуальных пороков), а как результат их принадлежности к другой (суб)культуре.

Для России свойственна определенная гетерогенность, множественность субкультур с различными конфликтующими, а зачастую и противоборствующими установками, ценностями, ориетациями. Кроме того, российской политической культуре присущи конфликты не только интересов, установок, ориентаций, но и основополагающих ценностей. Поэтому переустройство России, особенно переход к демократии, немыслимо без обеспечения влияния разных культурных традиций на центры власти, невозможно без учета многообразия культур.

 

24. Методики социологического исследования политической культуры

Фиксация количественных и качественных параметров политической, социальной и психологической сторон реальности была обусловлена развитием точных методов выборочного исследования, позволяющих получать репрезентативные данные относительно больших массивов населения; совершенствованием техники сбора данных, прежде всего интервьюирования, обеспечивающих надежность первичной информации; развитием техники шкалирования, дающей возможность сортиро­вать ответы респондентов и соотносить их с исходными теоретическими переменными; применением сложных методов статистической обработки, позво­ляющих перейти к многомерным, регрессионным, причинным и другим моделям анализа ценностных, поведенческих и ситуативных параметров политической культуры

Использовались такие методы изучения, которые позволили зафиксировать качественные характеристики культуры, ее уникальность и неповторимость в индивидуальном проявлении и в массовых стереотипах, переходящих из поколения в поколение: глубинные интервью, фокус-группы, контент-анализ мемуаров, изучение политического дискурса и др.

Исследования государственных деятелей проводится через контент-анализ их высказываний, а исследование обычных людей проводятся методом интервью, анкетных опросов и фокус-групп. После этого используют сравнительный анализ. Если полученные данные не соответствуют друг другу, то это, как правило, ведет к кризису и неблагополучию.

В интересном исследовании социолога А.Г. Левинсона была поставлена задача выявить динамику изменения значимых исторических имен в массовом сознании за период 1989 — 1994 гг. За этот короткий отрезок нашей истории существенно изменилась картина мира. Имена выдающихся деятелей служат своего рода символами-метками, которые обозначают ключевые для личности ценности. Среди считавших выдающимися в 1989 г. В. Ленина назвали 75%, К. Маркса — 37%, Ф. Энгельса — 16%, а И. Сталина — 12%. В 1999 г. В. Ленина вспомнили 46%, то есть около половины, К. Маркса — 4%, Ф. Энгельса — 2%, а И. Сталина — 35%. Рост поклонников И. Сталина не покажется удивительным, несмотря на разоблачительный пафос перестроечной пропаганды, имевшей, как водится, «эффект бумеранга». Исследователи выявили интересную тенденцию, характеризующую скорее живучесть более древних ее пластов. Так, оказалось, что первое место среди значимых людей держит царь Петр Великий. Его «рейтинг» практически не изменился с 1989 по 1999 гг. (41% и 46% соответственно), но ранг повысился — со второго места он переместился на первое среди значимых людей всех времен и народов. Возникает вопрос: почему именно Петр выдвинулся среди других значимых для российской культуры личностей? Обращает на себя внимание, что Петр становится первым российским императором, что знаменует замену патриархальных отношений отца-государя к своим детям-народу20, кроме того, в Петре окончательно проявила себя уверенность высшей российской власти в своем праве манипулирования всем тем, что традиционно считалось принадлежащим личности, природе или Богу. Таким образом в этом выдвижении Петра на особое место в массовом политическом сознании российских граждан конца XX — начала XXI века можно увидеть и запрос на реформаторство власти и указание на готовность принять ее деспотизм. За последние годы действительно произошло оживление имперских образов, которая, оттеснив коммунистические символы, стала все более явно присутствовать в нашей политической жизни.

 

25.Исследование этно-национальных факторов в политических процессах.

Многие процессы все чаще представляются через этнический фильтр: бедность, экономическое неравенство, политические проблемы. Влияние этнонациональных факторов особо проявляется в борьбе за суверенитет.

Выделяют три уровня:

                        Международных отношений (национальные факторы влияют на международные организации с точки зрения развития отношений с другими странами);

                        Федеральный уровень (особенно в многонациональных государствах, во взаимоотношениях в парламенте);

                        Региональный уровень (в отдельных землях, провинциях, субъектах, особенно в регионах, где политическая обстановка нестабильна

Исследования этно-национальных факторов проводятся в следующих направлениях:

           Исследование отношения граждан других национальностей между собой;

           Исследование отношения граждан других национальностей к русским;

           Изучение причин межнациональных конфликтов (их развитие и способы урегулирования)

           Изучение самой национальной политики на федеральном и региональном уровнях

           Изучение национальных движений (цели, активности) на федеральном и региональном уровнях

           Изучение лидеров национальных движений

           Изучение причин межнациональной розни и ксенофобии

           Изучение русскоязычных диаспор (для Прибалтики)

Тема этнической идентичности россиян привлекала и привлекает все большее внимание в научных социально-гуманитарных разработках, в междисциплинарном пространстве обществознания, в том числе – в исторических исследованиях и политической науке. Проблематика идентичности получала новое осмысление в контексте изучения мировой истории в качестве одного из ключевых пунктов повестки дня при анализе этнополитических процессов, ассоциирующихся с глобализацией. В научных разработках стал популярным тезис, согласно которому унифицирующему воздействию этих процессов в различных сферах общественной жизни противостояли приобретавшие все большую силу элементы самоидентификации, отражавшие цивилизационную, социокультурную, национальную, этническую самобытность многоплановых субъектов.

Поиск ориентиров этнической самоидентификации в окружающей международной среде по-прежнему не утрачивал своей высокой приоритетности для России, столкнувшейся с вызовами нового мирового порядка. Процессы трансформации государственно-политического устройства Российской Федерации на различных стадиях ее политической истории дали новые импульсы феномену этнонационального развития и регионализации со всеми присущими ему проблемами и противоречиями (включая этнополитические аспекты) – от «парада суверенитетов» до построения вертикали власти. Это сопровождалось и сопровождается постоянным соотнесением идентифицирующих принципов в координатах «Центр – регионы», принципов, которые в зависимости от характера согласования интересов или обострения противоречий между ними, приобретали тот или иной тип взаимной совместимости, сочетаемости или конфликтности.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология"