Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:59, реферат

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социологии".

Файлы: 1 файл

адим Юрьевич Забродин Социология.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

• адаптация, которая заключается в получении и переработке ресурсов из внешней среды;

• целедостижение, или целеустремленность, состоящая в определении приоритетов движения или развития;

• интеграция– согласование действий различных элементов системы;

• латентность – поддержание устойчивости через поддержание образцов поведения и снятие напряжения во взаимодействии.

Первые две функции, идущие от внешних  условий и требований внешней  среды, названы «инструментальными». Третья и четвертая, порождаемые  самими людьми, – это «экспрессивные» функции. Они поддерживают социальные ценности и контролируют эмоциональное развитие.

Общество как социальная система (по Т. Парсонсу)

 

Эта четырехфунциональная схема применялась Т. Парсонсом для анализа самых различных объектов, от общества в целом до малых групп и отдельных индивидов. По его утверждению, каждое общество, рассматриваемое как система, стремится к дифференциации на подсистемы, которые специализированы на выполнение четырех названных функций. Каждая из этих подсистем поддерживается определенными социальными институтами.

Центральное понятие парсонсовской  теории общества – равновесие. «Равновесность – устойчивость общества – обеспечивается тем, что оно находит средства (структуры), с помощью которых реализуются потребности (функции) – следствия и предпосылки организованной социальной жизни».

Средство достижения равновесия –  социализация индивидов и социальный контроль. Семья, мать и отец – главные  творцы личности. Здесь появляются элементы фрейдистской теории, используется понятие идентификации, т. е. усвоения ребенком ценностей матери как члена общества.

Все части общества взаимосвязаны. Так, структура современной семьи  из сложной превратилась в нуклеарную (от лат. nuklea – ядро, т. е. состоящую только из родителей и их детей), поскольку изменились функции семьи. В индустриальном обществе требуются мобильные, высококвалифицированные работники, для этого необходимо воспитание способностей подрастающего поколения. Задача такого воспитания ложится на семью, поэтому уменьшается ее численность. Кроме того, традиционные общества базировались на системах родства, а современные – на политических и религиозных организациях, бизнесе и школе. Часть семейных функций переходит к этим институтам.

Между требованиями различных подсистем  имеются противоречия, но они не нарушают равновесия всей системы. Так, например, семья заинтересована в  том, чтобы сформировать разностороннюю личность, а экономике нужны лишь специфические умения. Школа играет роль посредника в этом процессе, смягчая объективно существующее противоречие.

Еще одним видным представителем структурного функционализма является Роберт Мертон, выпускник факультета социологии Гарвардского университета. Он привлек внимание к многозначности самого понятия «функция», используемой в профессиональном, ролевом, мотивационном смыслах.

В социологическом смысле функция  – это наблюдаемые последствия  социальных действий и институтов. Так, функция семьи – воспроизводство  и социализация.

Наряду с функциями могут  существовать и дисфункции, т. е. негативные последствия. Отклонения в обществе всегда связаны с нарушениями равновесности в социальной структуре. Если детям нуждающихся слоев общества не хватает денег на образование, велика вероятность того, что они будут извлекаться незаконными методами.

Девизом структурных функционалистов  можно считать слова: «Выживание подразумевает полезность (функциональность). Найди ее!» В словарь современной  социологии вошли многие понятия  и определения, разработанные Р. Мертоном, в частности, в его теориях девиации и социального контроля.

18. Теория социального обмена

Социологическая теория социального  обмена получила широкую известность  в 60-е гг. ХХ в. благодаря работам  американского ученого Джорджа Хоманса. Предшественниками этой теории следует считать классиков политэкономии И. Бентама и А. Смита. Они считали, что основным движущим мотивом деятельности каждого человека является стремление к полезности и получению выгоды (модель «человек экономический»).

Базируясь на аналогичных предпосылках, Дж. Хоманс пришел к выводу, что такие  ключевые понятия социологии, как  «роль», «статус», «власть» и др., следует  объяснять с точки зрения социальных отношений, которые порождают их. Он исследует взаимодействие в терминах «обмена действиями» между «актором» – действующим субъектом и «другим», когда каждая из сторон стремится извлечь максимум выгоды и минимизировать собственные затраты.

К числу важнейших возможных  выгод относится «социальное  одобрение». Возникающее в процессе обмена действиями взаимное вознаграждение становится регулярно повторяющимся и постепенно перерастает в отношения, основанные на взаимных ожиданиях участников. Нарушения таких отношений вызывают разочарование и агрессию, которая, таким образом, тоже становится своеобразной формой выгоды.

Последователь Дж. Хоманса П. Блау прямо утверждал, что все контакты между людьми строятся по принципу соответствия даваемого и получаемого. В целом, исходная позиция теорий обмена – это рассмотрение диадической, двусторонней модели взаимодействия.

Основная критика таких теорий состоит в том, что они предлагают упрощенное представление о сложности  социальных взаимодействий между людьми и делают чрезмерный акцент на расчетных, эгоистичных мотивах их действий. Кроме того, «обмен действиями» ограничивается простейшим видом человеческого взаимодействия и не работает при переходе к анализу многостороннего, более масштабного взаимодействия индивидов и групп индивидов на макроуровне.

Осознавая уязвимость такой позиции, П. Блау предлагал исследовать социальное взаимодействие на основе синтеза принципов социального обмена и макросоциологических понятий структурного функционализма.

Формальной модификацией теории социального  обмена является теория рационального  выбора, возникшая в 80-х гг. XX в. Согласно ее положениям, оказываясь перед лицом нескольких вариантов возможных действий, люди делают то, что, по их мнению, должно привести к наилучшему результату.

19. Этнометодология

Этнометодологическое направление  в социологии является одним из самых «молодых». Его появление связывают с изданием Гарольдом Гарфинкелем, докторантом Т. Парсонса, в 1967 г. труда под названием «Исследования по этнометодологии». В переводе это означает «учение о том, как поступают народы», когда они живут своей социальной жизнью, приобретают и используют знания о мире. Слово «этно» в данном случае указывает на основной метод исследования, заимствованный из культурной антропологии, применявшийся при этнографическом изучении примитивных и традиционных обществ – включенное наблюдение поведения членов общины, находящихся в обычных условиях.

Основная идея этнометодологии, близкая  к исходным принципам символического интеракционизма, состоит в том, что люди живут в мире смыслов, толкований, постоянносоздаваемых ими, и делают это в обществе других людей, осознают они это или нет. Подавляющее большинство смыслов воспринимается людьми как должное, если они уже ранее утвердились. Так, правила, регулирующие поведение людей при взаимодействиях, обычно принимаются ими на веру, в готовом виде. Значит, существуют «невидимые правила», невидимые для самих людей, которыми они, тем не менее, руководствуются в повседневной жизни.

Именно в выведении таких  «невидимых правил» в плоскость  сознания, выявлении того, каким  образом люди конструируют свой мир, и состоит цель этнометодологов: «черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении».

Насколько сильны эти скрытые неосознаваемые правила, показывают эксперименты основоположника  этнометодологии Г. Гарфинкеля по разрушению стереотипов социальной коммуникации в повседневной жизни. Предметом  его анализа являлись преимущественно  вербальные коммуникации участников. В частности, он попросил своих студентов, приходя домой, вести себя так, как если бы они были постояльцами гостиницы или квартирантами. Реакции родителей носили сперва недоуменный, а затем даже агрессивный характер. По Г. Гарфинкелю, это показывает, насколько тщательно и тонко сконструирован социальный порядок повседневности. В человеческом обществе существует множество само собой разумеющихся условностей, нарушение которых приводит к конфликтам.

Например, очень легко спровоцировать настоящий взрыв возмущения или серьезно осложнить отношения со знакомыми, если вдруг перестать с ними здороваться в привычной манере. Еще один показательный пример, ставший темой для анекдотов, когда при встрече знакомых на ходу на вопрос «как дела?» второй начинает долго и нудно рассказывать, как у него на самом деле все обстоит.

Этнометодологический анализ направлен  на процедуры интерпретации, к которым  люди прибегают, когда в обыденном  взаимодействии истолковывают речь и жесты друг друга. Поскольку  социологи применяют такие же процедуры интерпретации, то и научное знание зависит от знания, возникшего посредством здравого смысла. Социология, по мысли этнометодологов, должна изучать, как происходит интерпретация, и как знания, полученные с помощью здравого смысла, соотносятся с научным знанием.

20. Видные представители современной социологической теории

Картина социологического знания была бы неполной, если не рассмотреть, помимо основных парадигм, идеи ряда наиболее ярких представителей современной  социологии.

Английский социолог Энтони Гидденс (р. 1938) в своей теории пытается преодолеть двойственность социологических подходов к анализу общества. Что является первичным – структура определяет поведение людей или поведение  людей создает структуры? По его  мнению, одно без другого просто не может существовать. Социальные действия создают структуры, и только через действия осуществляется воспроизводство структур. Для описания их взаимодействия им используется термин «структурация». На примере соотношения языка и речи Э. Гидденс показывает, что язык – это структура, кажущаяся независимой от индивида. Но чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать по существующим правилам. Однако языки меняются, появляются новые слова, другие забываются. Вывод: таким образом люди своими действиями могут изменять и воспроизводить структуры.

В социальной жизни различаются  два вида структур: правила и ресурсы. Правила – это процедуры, которыми люди руководствуются в жизни. Они могут изменяться путем создания новых правил через действия людей. Ресурсы, локализованные или властные, также возникают только через действия.

Локализованные ресурсы – полезные ископаемые, земля, средства производства и товары – не существуют вне  человеческой деятельности. Так, земля  не является ресурсом, пока ее не обрабатывают. Властные ресурсы нематериальны и проявляются в способности одних индивидов влиять на поведение других. Власть не является ресурсом, пока человек ей действительно не воспользуется.

Подчеркивая активность людей, Э. Гидденс  называет их агентами. Структура влияет на человеческое поведение благодаря «общим знаниям» агентов об обществе. Люди постоянно оценивают, достигают ли целей их действия, если нет – они могут начать вести себя иначе, изменяя образцы взаимодействия, а с ними и социальную структуру.

Французский социолог Ален Турен (р. 1925) предметом социологии считает «социальные  отношения», которых, правда, в чистом виде не бывает, поскольку они всегда уже интерпретированы и находятся  в движении. Целью социологии является понимание этого движения, а не каких-то внесоциальных структур. Исследовать, по мысли Турена, необходимо не институты, а власть, влияние, соответствие и конфликт.

А. Турен принимал активное участие  в теоретическом обосновании  участия наемных работников в  управлении. Развитие участия в управлении призвано разрешить главный конфликт постиндустриального общества – между безличной системой управления и отчужденными от принятия решений работниками наемного труда. «Зависимое» участие основано на абсолютном контроле предпринимателей над информацией. Первое условие сознательного участия работников в управлении для преодоления «зависимости» – информированность. «Быть информированным – это не только знать, что происходит, но и знать историю, основания и методы решения, а не только ссылки на факты для оправдания решений.»

Французский социолог Пьер Бурдье (1930–2000) – автор «философии действия». Социология для него представляет социальную топологию. Социальный мир можно представить в виде многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения, сформированным по свойствам, способным придавать их владельцу силу и власть. Агенты и группы агентов определяются по их позициям в этом многомерном пространстве, образованном полями сил.

Место агента в этом пространстве определяет экономический капитал в разных видах, культурный и социальный капитал, а также символический капитал, обычно называемый престижем, репутацией, именем и т. п.

П. Бурдье говорит об удвоении благ через их символическое бытие. Символический  капитал, знаки различия и дистанцирующие действия позволяют индивидам отграничиваться друг от друга, усиливая экономические различия.

Общество для П. Бурдье – это  не столько структура или, тем  более, онтологическая субстанция, сколько  общий итог активных действий «агентов» или «акторов» процесса. Актор – это субъект с имманентной внутренней активностью.

За терминологической заменой  «субъекта» на «актора» скрывается глубокий методологический сдвиг. В рационалистической позитивистской традиции субъект рассматривался как мыслящий разум в ограниченном пространстве – некая элементарная частица типа атомов, рядоположенность которых образует материальную основу мира. Множество отдельных субъектов (атомов) составляют массу – то, чему возможно придать форму, и чему придается форма – вождями, государством, партиями, начальниками и т. д. Введение «актора» (или, как вариант, «агента» действия) подчеркивает современную роль и новое понимание «массы», своей деятельностью влияющей на результат социального изменения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"