Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 28 вопросов по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

Bilety_po_oschage.doc

— 464.00 Кб (Скачать файл)

 

Билет № 16

1. Развитие знаний об обществе. Общественные науки.

2. Место религии в системе  отношений человека и окружающего мира. Мировые религии. 

 

1.

В истории развития знаний об обществе и общественном развитии выделяются различные этапы  и направления. Назовем те из них, которые подробно изучаются в  школьном курсе обществознания.

1. Познание общества  в форме мифологического сознания (предания и мифы народов мира).

2. Философские  учения древности об обществе  и общественном развитии (древнеиндийские  Веды, даосская школа, конфуцианство,  учения Платона и Аристотеля).

3. Социальные  учения средневековья (Фома Аквинский,  схоластика).

4. Философия  нового времени (теории общественного  договора Т. Гоббса, Дж. Локка,  Ж.-Ж. Руссо, экономическое учение  А. Смита, теории социалистов-утопистов,  социологическое учение О. Конта,  марксистская теория).

5. Обществознание XX века (теория ценностей М. Вебера, технократизм, экзистенциализм).

Общественные  науки, как следует из их названия, занимаются изучением общества, его  различных сфер. Таковы социология, политология, культурология, история, религиоведение, экономика и многие другие.

Особенности общественных наук определяются спецификой социального познания.

1. Оно является  процессом самопознания: общество  познает само себя, ученые включены  в общественную жизнь, которую  они изучают.

2. Социальное  познание тесно связано с интересами  общественных классов, слоев,  групп, страт.

3. Социальная  реальность — продукт сознательной  деятельности людей. Выводы ученых-обществоведов  не могут в силу этого обладать  той точностью, какая свойственна  заключениям ученых, изучающих природу.

4. Ученые, исследующие  общество, имеют ограниченные возможности  изучать интересующие их явления  и процессы на основе непосредственного  эксперимента, наблюдения, опыта.

5. В общественных  науках особенно значительна  роль гипотез, интерпретаций, субъективных оценок. Научная истина об обществе, как правило, складывается из множества различных предположений и заключений, по сути своей есть результат диалога.

2.

Ядром религии  является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Религиозная вера складывается из:

1) собственно  веры, т. е. убеждения в истинности  основ религиозного учения;

2) знания наиболее  существенных положений вероучения;

3) признания  и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;

4) соблюдения  норм и требований, предъявляемых  к повседневной жизни человека.

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе), национальные (связанные с определенным народом или народами) имировые (не признающие национальных различий).

К национальным религиям относят синтоизм (у японцев), конфуцианство (у китайцев), иудаизм (у евреев). Главные мировые религии  в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в середине I тыс. до н. э.).

Крупнейшие религии  сегодня:

Христианство 1024 млн чел.

Ислам 529 млн  чел.

Индуизм 478 млн  чел.

Конфуцианство 305 млн чел.

Буддизм 268 млн  чел.

Синтоизм 60 млн  чел.

Даосизм 52 млн чел.

Иудаизм 14 млн  чел.

О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.

1. Огромное большинство  людей, живущих на Земле, являются  приверженцами одной из существующих  мировых религий.

2. Во многих  странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.

3. Религия как  форма культуры является одним  из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

4. К сожалению,  религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.

 

Билет № 17

1. Цивилизации и формации.

2. Образование и его роль в  развитии общества. 

 

1.цивилизация —понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью.

Различными историками выделяется множество локальных  цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.

Абсолютизировать  уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через  общие для мирового исторического  процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят  на две большие группы — восточные  и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

 

2.

Основной  целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.

Основным  институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями иных типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Стремительное развитие науки и связанных с  ней производственных технологий поставило  на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования.

Современное образование  является средством решения важнейших  проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это  один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

 

 

          Билет № 18

1. Традиционные и индустриальные общества.

2. Наука и общество. 

 

1.

Традиционное  общество

Индустриальное  общество

1. «Непрерывность»  исторического процесса, отсутствие  явных граней между историческими  эпохами, резких сдвигов и толчков

1 . История движется  неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов

2. Неприменимость  европейской концепции линейного  прогресса к характеристике особенностей  исторического развития

2. Общественно-исторический  прогресс достаточно очевиден  и может быть «измерен» посредством разных критериев

Традиционное  общество

Индустриальное  общество

3. Тип отношений  общества и природы построен  не на принципе победы над  нею, а на идее слияния с  нею

3. Общество стремится  властвовать над природой, подчиняя  ее и извлекая максимально возможное из нее

4. Основа экономической  системы — общинно-государственные  формы собственности при слабом  развитии института частной собственности

4. Основа экономики  — институт достигшей высокого  развития частной собственности.  Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое

5. Уровень социальной  мобильности невысок, границы  между социальными сущностями (кастами,  сословиями) устойчивы

5. Социальная  мобильность населения высока, возможности  социальных перемещений практически  неограниченны

6. Государство  подчиняет себе общество, общество  вне государства и его контроля  не существует

6. Общество автономно  от государства, сложилось развитое  гражданское общество

7. Принцип автономии  свободной от государства и  социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней

7. Автономия,  свободы и права личности закреплены  конституционно в качестве неотъемлемых  и прирожденных. Отношения личности  и общества строятся на началах взаимной ответственности

8. Главный регулятор  общественной жизни — традиция, обычай, следование нормам жизни  предшествующих поколений

8. Важнейшими  социальными ценностями признаны  способность и готовность к  изменениям, новациям


 

 

 

2.

Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Важнейшими социальными функциями науки являются:

а) познавательно-объяснительная — заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;

б) мировоззренческая — помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая — наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению.

Представляя собой  подсистему более сложной системы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней.

1. Потребности  развития общества часто являются  основным фактором, определяющим  проблематику научных исследований. Говорят о социальном заказе, который общество дает ученым (например, найти способы избавления  человечества от рака и других  тяжелых заболеваний).

2. Состояние  научных исследований зависит  от материально-технической базы  общества, от тех средств, которые  направляются на развитие науки.  Так, например, в Российской Федерации  остро стоит проблема финансирования  фундаментальных наук, которые не дают сиюминутных результатов. Между тем именно открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания, наука  обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем  не менее развивается по своим  внутренним законам. Так, например, существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

 

 

 

 

 

 

Билет № 19

1. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"