Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 28 вопросов по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

Bilety_po_oschage.doc

— 464.00 Кб (Скачать файл)

Рациональное  познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Суждение  — есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Рациональное  познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным  познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в форме знаков или в языке. Таким образом, человеческое мышление, опираясь на чувственный опыт, путем сравнения, уподобления, обобщения, абстрагирования преобразует чувственный образ, а результаты преобразования фиксирует в знаковой форме.

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика.  Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

2.

Под социальной структурой понимаются расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними.

Ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной  структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно служит критерием неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственности и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П. Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иныхкритериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали учитывать социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

В современном  обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах средний уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. Внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. К ним обычно относят следующие стратовые блоки:

1) профессиональные  администраторы;

2) технические  специалисты;

3) предприниматели;

4) интеллектуалы,  занятые различными видами умственного  труда;

5) квалифицированные  рабочие;

6) неквалифицированные  рабочие и др.

Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры современного российского общества:

1) социальная поляризация,  т. е. расслоение на богатых  и бедных, углубление социальной  и имущественной дифференциации;

2) размывание интеллигенции,  которое проявляется либо в  массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства (так называемая утечка мозгов);

3) процесс стирания границ  между специалистами с высшим  образованием и высококвалифицированными  рабочими.

 

 

  

 

Билет № 9

1. Роль искусства в познании  мира.

2. Социальный статус личности, социальные  роли личности. 

 

1.

Искусством принято  называть специфическую форму общественного  сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение  окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.

Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что:

— во-первых, оно  является образным и наглядным. Предмет  искусства — жизнь людей —  чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание;

— во-вторых, для  художественного познания характерны специфические способы воспроизведения  окружающей действительности, а также  средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы;

— в-третьих, огромную роль в процессе познания мира с  помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.

В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны  жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другой познавательной деятельностью является особой формой познания окружающей действительности.

2.

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек  выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным  статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот.

Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж  каких-либо статусов необоснованно  завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором  наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

Социальный статус личности прежде всего оказывает  влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек  обладает не одной, а целым набором  социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называетсяролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Однако несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

Билет № 10

1. Духовное производство и духовное  потребление.

2. Политическая система общества, ее структура.

 

1.

Духовное производство — это деятельность людей, направленная на создание новых духовных ценностей. Духовное производство осуществляется как особыми профессиональными  группами людей (ученые, писатели, поэты, скульпторы, художники, кинорежиссеры), так и талантливыми представителями народных масс (фольклор, народная медицина и т. п.).

Продуктами духовного  производства являются разделяемые  членами общества представления, идеи, убеждения, принципы,ценности, идеалы, нормы, верования, мифы, легенды, образующие духовное богатство человеческой культуры.

Для сохранения продуктов духовной деятельности людей  и их передачи последующим поколениям необходимы материальные «носители». Духовные ценности проходят процесс  материализации, воплощаясь в книги, чертежи и т.п. Первоначально духовные потребности людей были весьма незначительны, поэтому духовное производство было вплетено в материальное производство. С течением времени духовное производство превратилось в самостоятельную важнейшую отрасль.

Иногда новые научные идеи, технические изобретения, оригинальные художественные произведения опережают свое время и не понимаются современниками, отвергаются ими. Однако, имея внешне не проявляющуюся значимость для общества, они с течением времени все же по достоинству оцениваются последующими поколениями.

Духовное потребление  — процесс удовлетворения духовных потребностей человека. Важнейшими духовными  потребностями человека являются познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая потребность.

В отличие от материальных ценностей, духовные в  процессе их потребления не исчезают, они становятся частью духовного  мира человека, духовно его обогащают. При этом восприятие, осмысление духовных ценностей субъективно, оно связано  с неповторимым индивидуальным опытом человека. Именно поэтому духовное потребление часто является творческим процессом, приводящим к модификации личностных характеристик человека.

Специфика потребления  духовных ценностей во многом определяется уровнем образования и общей  культуры личности. Чем выше образовательный и общекультурный уровень у человека, тем более актуализированы у него духовные запросы, тем более высокие требования предъявляет он к качеству потребляемых духовных ценностей.


 

 

2.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Функции политической системы общества разнообразны:

1) определение  целей, задач, путей развития общества;

2) организация  деятельности общества по достижению  поставленных целей;

3) распределение  материальных и духовных ресурсов;

4) согласование  разнообразных интересов субъектов  политического процесса;

5) разработка  и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение  стабильности и безопасности  общества;

7) политическая  социализация личности, приобщение  людей к политической жизни;

8) контроль за  выполнением политических и иных  норм поведения, пресечение попыток  их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные идемократические.

Политическая  наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также  подсистемами: 1) институциональную, 2) коммуникативную, 3) нормативную, 4) культурно-идеологическую .

К институциональной подсистеме относятся политические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения. Все политические институты можно условно разделить на три группы. К собственно политическим относятся организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения). Ко второй группе — несобственно политических — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"