Шпаргалка по "Социальному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социальному управлению".

Файлы: 1 файл

соц.управлекния.docx

— 325.37 Кб (Скачать файл)

Вопрос 30

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несет в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы. 
Любая социальная группа в той или иной мере связана с проблемами лидерства или руководства. Несмотря на различие понятий «руководитель» и «лидер», большинство исследований по проблемам управления идут в контексте общих теорий лидерства. где под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, причем лидер - в системе неформальных отношений, а руководитель - в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство - это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер - на групповые интересы. В то же время выделяют два аспекта власти - формальный и психологический, в зависимости от ориентации лидеров и руководителей. 
Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы. Руководство, таким образом, всегда содержит правовую основу в отличие от лидерства. Инструментальный руководитель - это руководитель, ориентированный на задачу, а психологический руководитель - на людей и их интересы. Вполне понятно, что большинство руководителей сочетают в своей деятельности и то, и другое. 
Несмотря на то что по своей психологической сущности процессы лидерства и руководства тождественны, существуют различия между лидером и руководителем, которые традиционно выделяются в социальной психологии (Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971). 
Во-первых, лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель - формальные. Кроме того, лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации (учреждения), т.е. вне группы. 
Во-вторых, лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды. В то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений. 
 
В-третьих, лидерство является стихийным процессом, в отличие от руководства. Никто не может гарантировать запланированное лидерство, потому что многие условия его возникновения зависят от групповых процессов, которые не всегда предсказуемы. Руководство - процесс целенаправленный и запланированный. Он не зависит от групповых настроений, групповой динамики и реализуется на уровне формальных отношений. Руководство всегда осуществляется под контролем различных элементов социальной структуры. Таким образом, руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство. 
 
В-четвертых, руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные (отрицательные и положительные) и неформальные (отрицательные и положительные) санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции. 
 
В-пятых, различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений - обязательной управленческой функции. Для ее реализации руководитель использует большой объем информации как внешней, так и внутренней. Лидер же владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Таким образом, принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем - опосредованно. Наконец, сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы.

 

Вопрос 50

Адаптация – процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма  со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом  и социальном уровнях.

Процесс биологической адаптации  наблюдается при изменении условий  существования и служит целям  сохранения гомеостаза.

Целью психической адаптации  является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе  осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму  удовлетворять актуальные потребности  и реализовывать связанные с  ними значимые цели.

Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.

В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация  личности.

Социально-психологическая  адаптация – это интегративный  показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

1) адекватное восприятие  окружающей действительности и  собственного организма;

2) адекватная система  отношений и общения с окружающими,  способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с  ролевыми ожиданиями других.

Процессы социализации и  социально-психологической адаптации  тесно взаимосвязаны, так как  отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно  рассматривать как составную  часть. Социализацию часто связывается  только с общим развитием, а адаптацию  – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в  новых условиях общения и деятельности. Процесс социализации понимается как  процесс и результат активного  воспроизведения индивидом социального  опыта, осуществляемого в общении  и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий  традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.

В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление  личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая  адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.

Таким образом, социально-психологическая  адаптация является одновременно и  постоянным процессом активного  приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат  этого процесса.

Социально-психологическая  адаптация по свои результатам может  быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.

По механизму осуществления  выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.

Стадии процесса социально-психологической  адаптации:

а) ознакомление;

б) ролевая ориентация;

в) самоутверждение.

В процессе социально-психологической  адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения  и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым  личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.

Вопрос 22

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности [22; с. 108].

Мотивация труда формируется  еще до начала профессиональной трудовой деятельности, в процессе социализации индивидуума путем усвоения им ценностей и норм трудовой морали и этики, а также посредством личного участия в трудовой деятельности в рамках семьи и школы. В это время закладываются основы отношения к труду как ценности и формируется система ценностей самого труда, развиваются трудовые качества личности: трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, инициативность и т.д., приобретаются первоначальные трудовые навыки.

Основой мотивации является стимулирование труда. Стимулирование труда – это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Вместе с тем оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Она выполняет экономическую, социальную, нравственную функции [22; с. 126]. 
 
^ Экономическая функция выражается, прежде всего, в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции. 
 
^ Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. 
 
Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Стимулы могут быть материальными и нематериальными (рис.2.).

Стимулирование труда - довольно сложная процедура. Существуют определенные требования к его организации: комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность. 
 
Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия. Комплексность предполагает также наличие антистимулов. 
 
Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть подходы и к кадровым и молодым работникам.  
 
Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.

 

 

Вопрос 13

Социальные исследования систем управления проводятся с целью  выявления социальных последствий  управленческих решений и основываются прежде всего на социологическом инструментарии. Социальным (социологическим) исследованием системы управления называют разновидность исследований, в которой общество, коллектив, индивидуум рассматриваются как целостная социокультурная подсистема, влияющая на эффективность, затраты, риск системы управления.  

Целью социальных исследований систем управления могут быть:

1) оптимизация предприятием  номенклатуры выпускаемых товаров  или производимых работ, оказываемых  услуг;

2) отказ от тех товаров,  работ и услуг, которые не  пользуются спросом;

3) совершенствование и  модернизация товаров, работ и  услуг, условий их предоставления  с учетом дифференциации потребностей  различных групп населения;

4) выработка наиболее  действенных методов продвижения  и реализации товаров, работ  и услуг;

5) изучение отношения  потребителей, дилеров, брокеров  к товару (работе, услуге), методам  работы и персоналиям менеджеров  при заключении договоров, получении  гарантии;

6) улучшение социальной  ситуации в коллективе;

7) снижение затрат за  счет активизации человеческого  фактора, улучшения мотивации  к труду и др.

Совокупность  задач проведения социологических  исследований системы управления :

      - определение  множества наиболее существенных  социально-экономических факторов;

      - определение  социально-экономических факторов, наиболеезначимых для достижения целей управления;

      - установление  объективных и субъективных ограничений  наизменения социально-экономических факторов;

      - выделение  множества параметров объекта  исследования и его системы  управления;

      - установление  диапазона возможных изменений параметров системы управления и объекта управления;

      - исследование  парных или множественных взаимосвязей  или функциональных зависимостей "фактор-показатель";

      - использование  результатов анализа для уточнения  функций управления и разработки  аналитической или имитационной  модели объекта;

      - использование  полученных результатов для разработки  рекомендаций по совершенствованию  существующей системы управления.

Вопрос 26

Манипулирование –  это система способов идеологического  и социально-психологического воздействия  с целью изменения мышления и  поведения людей вопреки их интересам.  При этом люди часто не осознают, что их мировоззрение, потребности  и интересы и в целом образ  жизни во многом зависят от тех, кто  ими манипулирует.

Возможности манипулирования        особенно возрастают в связи с  развитием средств массовой коммуникации. Для социального управления характерна следующая совокупность видов манипулирования: экономическое,  политическое,  бюрократическое,  идеологическое,  психологическое. 

Потребности и интересы населения, и их учет в  государственном и муниципальном  управлении.  Цели,  ценности,  социальные нормы,  социальные институты  и культура как регуляторы жизнедеятельности  людей в обществе.  Совокупность экономических и социальных целей: экономические, направленные на получение  расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг и социальные,  связанные с удовлетворением  социальных потребностей работников.  Эффективность управления будет  зависеть от того,  в какой степени  указанные группы целей будут  непротиворечивы. 

Успешная  реализация целей возможна при условии,  когда они отвечают определенной совокупности ценностей.  Категория  "ценность"  относится к общественным понятиям и используется для обозначения  объектов,  явлений,  свойств,  идей,  идеалов,  выступающих как  эталон должного. .  

Ориентация  на ценности лежит в основе управленческой деятельности.  Задачей социологии управления является    выявление  ценностей,  на которые ориентирована  конкретная управленческая деятельность,  и соответствия данной ориентации стоящим  перед организацией целям.  Выявление  ценностей позволяет повысить эффективность  управления и установить соответствие между потребностями,  целями и  ценностями управляемой и управляющей  системами.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному управлению"