Шпаргалка по "Социальному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Социальному управлению".

Файлы: 1 файл

соц.управлекния.docx

— 325.37 Кб (Скачать файл)

 Вопрос 2 В широком смысле слова под социальным управлением понимается управление всеми и любыми общественными процессами, в узком смысле — управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики.

 

Социальное  управление осуществляется путем воздействия  на условия жизни людей и их ценностные ориентации. Важной составной  частью социального управления является социальное планирование, разработка и реализация конкретных мер по решению  социальных проблем в единстве с  обеспечением прогрессивных экономических  преобразований. Это находит свое практическое проявление в планах социально-экономического (или экономического и социального) развития того или иного масштаба.

 

Сущность  социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его  компонентов.

Первый  — ядро механизмов управления —  составляет целенаправленное управляющее  воздействие, включающее целеполагание  и целеосуществление.

Вторым  компонентом является социальная самоорганизация, т. е. спонтанные процессы внутри коллективного  регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы).

Оба названных компонента образуют третий — организационный порядок, который  включает в себя как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные  в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так  и систему стихийно сложившихся  правил и норм отношений в коллективе.

Оптимальное соотношение этих компонентов предполагает их интеграцию на основе использования  возможностей и учета границ каждого  из них, снятия возможных противоречий. В последние годы стали активно  разрабатываться также социологические  проблемы управления техническими и  организационными нововведениями, формирования гибких организационных структур, управленческого  консультирования, деловых игр и  т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 4 классифкация законнов 
 
Законы различаются по времени действия

 
Общие – действующие во всех общественных системах. 
 
(Закон стоимости и товарно-денежных отношений).

 
Специфические — действующие в рамках одной или нескольких общественных систем. 
 
(Закон перехода от одного типа общества к другому)


 
 
Законы различаются по степени  общности.

 
Законы — характеризующие развитие социальной сферы в целом.

 
Законы — определяющие развитие отдельных элементов социальной сферы: классов, групп, наций и т.д.


 
 
Законы различаются по способу  их проявления:

 
Динамические — определяют направление, факторы и формы социальных изменений, фиксируют жесткую, однозначную  связь между последовательностью  событий в конкретных условиях

 
Статистические (стохастические) —  отражают тенденции при сохранении стабильности данного социального  целого, обуславливают связь явлений  и процессов не жестко, а с определенной степенью вероятности. Фиксирует лишь индивидуальные отклонения от заданной динамическим законом линии движения. Характеризуют не поведение каждого  объекта в исследуемом классе явлений, а некоторое свойство или  признак, присущий классу объектов в  целом. Устанавливают тенденцию  поведения данного класса объектов в соответствии с их общими свойствами и признаками.


 
Причинные — фиксируют строго детерминированные  связи развития социальных явлений (для повышения рождаемости надо улучшить соц.-быт. условия жизни).

 
Функциональные — отражают эмпирически  наблюдаемые и строго повторяющиеся  взаимные зависимости между социальными  явлениями.

 

 

 
Пример: способ производства при переходе от одной соц.-эконом. Формации к другой  
 
Или закон об определяющей роли бытия по отношению к сознанию.

 
Пример: Зависимость производительности труда от квалификации; знаний от активности на занятиях.

 
Пример: демографические процессы, процессы текучести кадров. 
 
Рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов.




 

 

 

 

 

 
Законы развития (развития самоуправления). 
 
Закон развития обуславливает переход от одного качества соц. объекта к другом.

 
Законы функционирования (распределения  ролевых функций в семье)





Вопрос 10

В развитии российской социологии управления условно можно выделить четыре этапа: дореволюционный, послереволюционный довоенный, послевоенный и постперестроечный  этап. Промышленное управление и движение за научную организацию труда  зародилось в России еще до революции  одновременно со странами Европы и  США. В дореволюционный период по системе Тейлора в России была организована работа на восьми предприятиях (для сравнения - во Франции лишь на одном). Российский ученый А.А. Богданов является создателем новой науки об общих законах организации - тектологии, в которой он изложил общие организационные принципы и законы процессов организации во всех сферах органического и неорганического мира. В работе «Всеобщая организационная наука (тектология)» он доказывал необходимость системного анализа организации и утверждал, что организованное целое больше суммы его частей. А.А. Богданов сформулировал закон наименьших, в котором утверждается, что прочность любой цепи определяется наиболее слабым звеном, а темпы развития экономики - состоянием отстающей отрасли. Он обосновал идею обратной связи, впоследствии вошедшую в кибернетику, а затем в общую теорию управления и социологию управления.

После революции вопросы  политического и социально-экономического управления были изложены в работах  В.И. Ленина. Толчком к развитию отечественной науки управления производством явилась Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства в 1921 году. На конференции сформировались два противоположных подхода к управлению - тейлоризм и антитейлоризм.

термин «социология управления»  вошел в научный обиход лишь в  середине 80-х годов. Создание социолого-управленческих концепций в этот период происходило на фоне критического освоения западных концепций, развития общей социологии и кибернетики.

Заводская социология как прикладная отрасль индустриальной социологии продолжила разработки ученых 20-30-х годов и решала конкретные прикладные задачи. Ученые академических институтов занимались фундаментальными теоретическими разработками и проводили, как правило, всероссийские исследования на больших выборочных массивах.

В целом, в этот период управление рассматривалось  на уровне личности, организации и  на уровне города (составлялись планы  социального развития городов) с  позиций системного подхода, уточнялась предметная область социологии управления, изучались модели управления и управления организацией в конфликтной среде, разрабатывались инновационные  подходы.

Последний этап развития социологии управления определяется началом  перестройки с середины 80-х годов ХХ века. Он знаменуется смещением исследовательских интересов с исследования управленческих процессов в социально-экономической сфере на социально-политическую сферу жизни общества. Отечественными социологами разрабатываются нормативные аспекты социального управления, анализируются социальные функции государственного и муниципального управления, изучается роль общественного мнения в социальном управлении и разрабатываются социальные технологии в управлении.

 

Вопрос 25 Интересы можно определить как субъективные способы выражения объективных потребностей. Объективные потребности обычно не совпадают с наилучшими интересами, субъективно понимаемыми людьми, обществом и государством. Процесс преобразования объективных потребностей в интересы происходит под влиянием многих субъективных факторов, в силу чего возможно несовпадение интересов людей, общества и государства. Понятие интерес также отражает краткосрочные и долгосрочные общественные потребности, которые могут по-разному пониматься государством и обществом. 
Предположим, что у каждого человека в силу самого факта его существования имеются «основные» интересы. Следовательно, «общечеловеческий интерес» можно понимать как заинтересованность человека в искоренении войн и бедности, а также в борьбе с нарушениями прав человека и деградацией окружающей природной среды. Эти четыре проблемы можно определить как ценности мирового порядка: мир без национальных военных арсеналов; экономическое благополучие для всех обитателей Земли; универсальные права человека и социальная справедливость; экологическое равновесие. Иными словами, общечеловеческий интерес нацелен на обеспечение долгосрочного выживания человеческого вида и улучшение качества жизни всех людей. Общечеловеческий интерес не подразумевает различий между правительственной элитой и ее сторонниками, с одной стороны, и всем населением страны - с другой. Более того, он не подразумевает и приоритета населения какой-либо одной страны. Человеческое сообщество при этом как бы расширяется по горизонтали, включая все страны, и по вертикали, охватывая все классы. Следовательно, общечеловеческий интерес становится основой для примирения всех других «видов» интересов, ибо все государства и народы должны в идеале стремиться к созданию условий для нормального развития людей, которое не будет угрожать существованию человека как биологического вида. 
На международной арене государство в большинстве случаев действует, исходя из своих высших (оптимальных) интересов. Способность выражать интересы общества в целом на международной арене не означает, что государство может выражать внутренние интересы всего общества. В этой связи также возникает вопрос, как можно субъективно определить высшие (оптимальные) интересы общества. Общества представляют собой отнюдь не простые социальные организмы. Они состоят из классов, политических партий и групп давления. Кроме того, многие из этих групп дифференцируются по политическим, экономическим, этническим, религиозным и другим признакам. Несмотря на такие внутренние различия, внешняя политика государства представляет интересы общества в целом через такие институты как министерство иностранных дел. Возможность действий общества как единого социального организма через институт правительства (т.е. через компонент государства) зависит от степени совпадения общественных интересов (интересов всего общества) и интересов государства (или правительства). Иногда интересы государства и общества полностью идентичны, но иногда государство не может (или не желает) точно отражать интересы общества.  
Фундаментальные потребности общества в независимом и благоприятном социальном развитии страны в целях анализа можно назвать «общественными интересами». Они включают: обеспечение национальной безопасности; независимость и суверенитет; территориальную целостность; невмешательство других стран во внутренние дела данного общества; мирное развитие. Учет этих целей позволяет увидеть, как общественные интересы могут вступать в противоречие с интересами государства (правительства). Например, в вопросе о гарантиях национальной безопасности, между обществом и государством могут возникать разногласия по поводу средств достижения этих целей. Конфликт (или противоречие) может быть вызван и действиями лица, принимающего решение в области внешней политики, которые могут вступать в противоречие с национальными интересами, ибо его интерес вступает в конфликт с его ролью во внешнеполитической системе и вполне может доминировать над этой ролью. 
Индивидуальные интересы относятся к переменным характеристикам лиц, регулярно принимающих внешнеполитические решения в национальных обществах (президенты, премьер-министры, председатели партий, диктаторы и т.д.). Их характеристики включают личные пристрастия, восприятия, убеждения, ценности, опыт и атрибуты социального происхождения. Индивидуальные интересы, которые выявляются с точки зрения внешней политики и национальной безопасности, относятся к внутренним субъективным интересам. 
Интересы пребывают в процессе постоянного изменения. Эти изменения могут быть носить эволюционный или мгновенный характер, который определяется лишь скоростью изменений и промежутком времени, в течение которого они происходят.  
Ограниченные ресурсы общества не позволяют заниматься решением всех проблем, поэтому выбирают лишь первостепенные. Процесс их опреде¬ления для государства неразрывно связан с политической борьбой, в которой активно участвуют различные социальные слои общества, в том числе поли¬тики и чиновники. Это связано с корыстными интересами и манипулированием как реализацией корыстных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 28

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов: удовлетворение потребностей общества; регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может  институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности  общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

В соответствии со сферами  общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

  • экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;
  • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
  • институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Формирование социального  института называется процессом  институционализации.

Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

 

Вопрос 39

СОЦИАЛЬНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ - форма регулирования  социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального  планирования является оптимизация  процессов экономического и социального  развития, повышение социально-экономической  эффективности.

Объектом  социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая социальную дифференциацию, социальную структуру; качество и уровень  жизни населения, в т. ч. уровень  реальных доходов в целом и  по социальным группам; качество и уровень  потребления; обеспеченность жильем, его  комфортность; обеспеченность населения  важнейшими видами благ и услуг; развитие образования, здравоохранения, культуры; определение объема данных услуг, предоставляемых  населению на платной и бесплатной основе, и др.

Социальное  планирование, начиная с середины 50-х гг. XX в. являлось важнейшим элементам  индикативного планирования в странах  с развитой рыночной экономикой, а  с конца 70-х начала 80-х гг. в  связи с переходом этих стран  от индикативного планирования к  программно-целевым методам регулирования  социальное планирование стало важнейшей  составной частью стратегических общегосударственных  программ. Примером может служить  пятилетний план развития Франции, пятилетний план развития Японии, которые по существу являются общей концепцией социально-экономического развития страны.Большой опыт социального планирования был накоплен в СССР, однако планирование носило в тех условиях директивный характер.

Социальное  планирование имеет многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 43

Периоды и этапы динамики конфликта могут иметь различные  продолжительность, значимость и интенсивность. Существуют различия в динамике конфликтов в условиях повседневной жизнедеятельности и в экстремальных условиях. В экстремальных условиях конфликты развиваются в ускоренном темпе, они более скоротечны.

В течение одной недели завершаются около 70 \% конфликтов, происходящих в экстремальных условиях. Более 55 \% таких конфликтов разрешаются  в течение первых трех дней. Экстренные условия выступают мощным катализатором  процессов конфликтного взаимодействия.

Руководитель обычно добивается своих целей в скоротечных  конфликтах. Чем продолжительнее  конфликт, тем меньше шансов у руководителя на успешный для него результат.

1. Динамика конфликта  представляет собой ход развития, его изменение под воздействием  внутренних механизмов конфликта,  а также внешних факторов и  условий. В динамике конфликта  выделяют ряд периодов и этапов.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному управлению"