Школы и проблемы социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:42, реферат

Описание работы

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность же вводится для выделения, подчеркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

Содержание работы

Введение……………………………………….……………………………….….3
1. Понятие социологии личности.………………………………….……….…5
2. Проблема личности в социологи………………………………………...…9
3. Механизм регулирования поведения и социализации личност……..…13
4. Школы социализации……………….……………………………………...16
Заключение……………………………………………..............……………….19
Список литературы…………………………………..……………….………….21

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

          Новосибирский Государственный Аграрный  Университет

         Факультет Государственного и Муниципального управления

Направление: «Управление  персоналом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине социология на тему:

«Школы и проблемы социализации»

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2011

 

Содержание

Введение……………………………………….……………………………….….3

    1. Понятие социологии личности.………………………………….……….…5

    2. Проблема личности в социологи………………………………………...…9

    3. Механизм регулирования поведения и социализации личност……..…13

    4. Школы социализации……………….……………………………………...16

Заключение……………………………………………..............……………….19

Список литературы…………………………………..……………….………….21

 

Введение

В повседневном и научном  языке очень часто встречаются  термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова  употребляются как синонимы, однако они имеют существенные смысловые  оттенки. Человек – понятие самое  общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях  – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие  личность же вводится для выделения, подчеркивания неприродной (социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как:

1) системное качество  индивида, определяемое его включенностью  в общественные отношения и  проявляющееся в совместной деятельности  и общении; 

2) субъект социальных  отношений и сознательной деятельности.

«Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития, непременным условием чего являются: биологические, генетические заданные предпосылки; наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.»1

Включение человека в общество осуществляется через различные  социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы  принятых в обществе норм и ценностей. В силу этого человек оказывается  включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает  на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, элементом социальной системы.

Все вышеизложенное обосновывает актуальность выбранной темы.

Целью работы является изучение и характеристика социологии личности.

 

Понятие социологии личности

Социология личности - специальная  социологическая теория, объектом изучения и анализа которой является человек  в его социальном формировании, становлении  и развитии в социальной, биосоциальной  и экосоциальной среде.

В социологии личность рассматривается  как человеческий индивид, приобретающий  в ходе социализации и включения  в систему социальных связей и  общественных отношений относительно устойчивую систему социально значимых качеств, знаний и социального опыта, осуществляющий целенаправленную деятельность, в т.ч. по утверждению своего положения  среди других индивидов, в обществе, вырабатывающий индивидуальный, но социально-типический стиль поведения и мышления, систему  взаимодействия с другими людьми.

Социология личности разрабатывает  широкий спектр вопросов о взаимосвязи  личности с обществом, с социальными  коллективами и группами, о межличностных  отношениях (совместно с социальной психологией), условиях и процессе социализации человека, о закономерностях и  тенденциях усвоения различных форм деятельности и общения, об объективных  и субъективных факторах социальной и других форм адаптации, социальной мобильности и активности человека, формировании и развитии запросов, социальных ожиданий, интересов и  потребностей, об условиях и перспективах социального развития людей в  целом.

Социологию личности интересуют социальные детерминанты поведения  и деятельности людей, социальные (в  широком смысле) условия их бытия, на основе которых формируется и  самосознание, и самоутверждение, и  самореализация каждого человека. Социология личности, в отличие от психологии личности, изучает и специфические, особенные, и общие, типичные, условия  жизни человека, его социальные функции  и роли, характер выполнения которых  и формирует определенные социальные типы личности. «Изучение и общих, и особенных условий в комплексе с характеристикой типичных черт социального поведения, социального взаимодействия индивидов в различных социальных группах (в т. ч. на уровне партий, наций, классов, профессиональных групп и т. и.) позволяет определять пути, по которым идет процесс социального признания личности, формирования ее социального авторитета, с одной стороны, а с другой - процесс формирования культа личности на разных уровнях социальной организации общества»2.

В условиях социальных изменений  перед социологией личности встают особо социально важные вопросы: найти ответ, каковы рецидивы культа личности и в чем причины их возникновения и развития; как  сформировался механизм антисоциализации личности, в результате действия которого разрастаются масштабы антиобщественного  поведения, антисоциальной деятельности; почему у некоторой части населения, особенно молодежи, упал социальный престиж  самоотверженных людей, людей высокой  духовности и интеллигентности; почему негативные явления общественной жизни, тормозящие перестройку мышления и  поведения, всей деятельности, не встречают  поистине активного, решительного сопротивления; почему социальная трусость стала более  распространенной, чем социальная смелость, и т. д.

Необходимо разграничивать интраиндивидуальный и интериндивидуальный (межличностный) подходы к изучению личности (И.С. Кон). При первом подходе  изучаются типические черты, установки, свойства личности, при втором - закономерности межличностных отношений людей  при выполнении ими различных  социальных ролей. Интраиндивидуальный  подход связан с социальной типологией личности, интериндивидуальный - с теорией  социальных ролей. Как типологическая, так и ролевая теории занимают видное место в социологии личности. На основе же совмещенного комплексного подхода возможно социальное моделирование личности, которое должно опережать разработку прогнозов и моделей научно-технического прогресса (пока это не наблюдается).

Придерживаясь общепринятой схемы уровней социальных систем, можно выделить следующие проблемы социологии личности:

1. На уровне общесоциологической теории раскрываются социальная сущность личности, ее взаимосвязь с обществом, изучаются общие законы ее развития, формы и виды социальной деятельности; личность рассматривается как объект и субъект общественных отношений; изучаются закономерности включения человека в общую социальную систему, овладения им различными формами общественного сознания и т. д.

2. На частносоциологическом уровне (т.е. на уровне собственно специальной социологической теории личности) изучаются социальное положение личности (ее социальный статус), ее социальные роли, системы социальной типизации, прослеживается пересечение различных типов социальных связей и отношений; выявляются влияния социальных факторов на всестороннее развитие личности, тенденции ее социальной активности, включенности в различные сферы деятельности; характеризуются социальные механизмы формирования личности (ее социализации, социальной и профессиональной адаптации, формирования ее ценностных ориентаций, интересов и потребностей и т. п.).

3. На уровне эмпирических социологических исследований проблемы личности изучаются исходя из конкретных эмпирических характеристик всех без исключения социальных процессов, в которые включаются люди в их жизнедеятельности, в системе их социального взаимодействия и всего многообразия социальных связей. Изучение проблем личности на этом уровне имеет важную особенность: личностные эмпирические характеристики обнаруживаются почти в любом конкретном социологическом исследовании, в т. ч. и тогда, когда оно имеет иное целевое назначение (напр., изучение текучести кадров, состояния морально-психологического климата и т. п.).

Поэтому в сравнении с  другими специальными социологическими теориями социология личности, развивая собственную методологию, методику, процедуры и технику исследования, располагает и особенно широким  междисциплинарным диапазоном, вбирая в себя и используя приемы и  процедуры других специальных социологических теорий.

 

Проблема личности в социологии

На протяжении истории  социологии было выработано множество  концепций личности. Различия между  ними связаны в основном с тем, какого подхода придерживались исследователи, рассматривали ли они общество в  микросоциологической или макросоциологической перспективе.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону  взаимодействия личности и общества. «Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества, продукт исторического развития, результата включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения»3.

В психоаналитической социологии предпринята попытка логически  связать биологическое начало и  социальное, обратив внимание на энергетическую, чувственно-аналитическую основу личности как социального субъекта. В этой теории взаимодействие личности и общества осмысливается как конфликт между  стремлениями индивида, с одной стороны, и ограничениями и наказаниями  за их нарушение, устанавливаемыми обществом, – с другой.

Фрейд противопоставляет  принцип реальности и принцип  удовольствия как два основных движущих механизма в психике человека. Принцип реальности состоит в  том, что далеко не все желания  по объективным причинам могут быть удовлетворены немедленно. Принцип  удовольствия связан с действием  психических инстанций. Оно, содержащее интенсивные желания, требует от человека (от Я) немедленного их удовлетворения. Сверх-Я, то есть совокупность ценностей, норм, идеалов, полученных человеком  от окружения, требует от Я, чтобы  его действия соответствовали нормам; нарушение их приводит к наказанию  или потере любви и уважения со стороны значимых других. Сверх-Я  воплощает в себе социальный контроль, а потому эту инстанцию нельзя полностью отождествлять с желанием. Но противоречия между желаниями и требованиями Сверх-Я в общем нет, так как при условии обладания Сверх-Я положительно оцениваемыми чертами человек может надеяться на одобрение со стороны окружения, а следовательно, его стремление быть уважаемым и любимым будут удовлетворены. Кроме того, сам факт достижения идеала или приближения к нему может стать источником очень интенсивного удовольствия вне соотнесения с ожидаемой оценкой других людей (хотя в основе этого удовольствия все равно лежит детский опыт, а именно, одобрение родителей или лиц, заменявших их).

Значительным влиянием в  социологии личности пользуется ролевая  теория личности. Основные положения  этой теории были сформулированы Г.Кули, Дж. Мидом, Р. Линтоном, Т. Парсонсом, Р. Мертоном. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение  двумя основными понятиями: «социальный  статус» и «социальная роль».

По мнению Кули, одного из основателей микросоциологического  подхода к обществу, отличительной  чертой идеи, именами которой являются местоимения первого лица, выступает  некий характерный тип чувства, который можно назвать «чувством  моего» или «чувством присвоения». Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия  своего Я от других личностей. В результате исследований он пришел к выводу, что  становление концепции собственного Я, во-первых, предполагает длительный и противоречивый процесс, а во-вторых, не может осуществляться без участия  других личностей, т.е. без социального  окружения.

Из понятия самостоятельности следует концепция зеркального «Я». Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Существует, по меньшей мере, два восприятия «Я»: это восприятие «Я» через самого себя и восприятие «Я» как бы в отражении других. Другими словами, для индивида важно не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие.

Идеи Кули получили развитие в творчестве Дж. Г. Мида, который  разработал теорию, при помощи которой  можно описать и объяснить  то, как индивид воспринимает других личностей. Результатом исследований Мида стала концепция «обобщенного другого», дополняющая теорию зеркального  «Я», согласно которой «обобщенный  другой» – это ценности и стандарты, которые разделяются некоторой  группой, формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид  оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми  оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны. Другими словами, индивид в процессе общения как бы встает на место  других индивидов и видит себя другой личностью. Осознание «обобщенного другого» предполагает два других процесса, без которых оно невозможно: «принятие  роли» и «исполнение роли».

Поведенческая концепция  рассматривает личность как систему  реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную  линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б.Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма. В  соответствии с концепцией классического  бихевиоризма Уотсона, Скиннер исследует  поведение организма и формулирует  положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторном  и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б.Скиннера. На основе анализа поведения Скиннер формулирует  свою теорию научения. Главным средством  формирования нового поведения выступает  подкрепление.

Информация о работе Школы и проблемы социализации