Школа как социальная организация: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:50, статья

Описание работы

В статье описываются современные проблемы российской школы с социологической точки зрения. Школа служит для удовлетворения общественных потребностей в передачи знаний, в социализации. Но государство как ее фактический учредитель влияет на школу, формализует ее деятельность, делает затруднительным успешное выполнение ее социальных функций. Внутришкольное управление становится формальным, бюрократизированным, направленным лишь на результат. Нормативно-подушевое финансирование ставит школу перед новой проблемой: выживание в конкурентной борьбе. Администрации школы приходится искать дополнительные средства и ресурсы для реализации функций.

Файлы: 1 файл

Школа как социальная организация проблемы и перспективы.docx

— 39.51 Кб (Скачать файл)

Школа как социальная организация: проблемы и перспективы

 

В статье описываются современные проблемы российской школы с социологической точки зрения. Школа служит для удовлетворения общественных потребностей в передачи знаний, в социализации. Но государство как ее фактический учредитель влияет на школу, формализует ее деятельность, делает затруднительным успешное выполнение ее социальных функций. Внутришкольное управление становится формальным, бюрократизированным, направленным лишь на результат. Нормативно-подушевое финансирование ставит школу перед новой проблемой: выживание в конкурентной борьбе. Администрации школы приходится искать дополнительные средства и ресурсы для реализации функций. Это заставляет директоров выходить в общественность, которая пока не готова к реальному взаимодействию со школой.

 

В нынешних условиях изменения демографической ситуации в стране, снижения государственных объемов финансирования, перехода на подушевое финансирование образовательных учреждений школам приходится доказывать свою состоятельность, значимостьне столько государству, сколько общественности. Школа стоит перед необходимостью самостоятельного обеспечения процесса социализации, включающего и обучение, и воспитание, и развитие, что требует привлечения дополнительных средств и разнообразных ресурсов из внешней среды. Администрация школы начинает думать и действовать по принципу эффективности (спрос, предложение, издержки, выгоды, производство качественного продукта), однако адекватные механизмы управления такой «рыночной школой» еще не проработаны и не осмысленны.

Исследование школы как социальной организации позволяет многоаспектно и в целостности изучить школу, ее цели, соответствие целям ее внутренней структуры, ресурсы для выполнения функций и т.д. В качестве социальной организации школа может быть определена как целевая управляемая общность, имеющая иерархическую структуру. Нормативная основа существования школы определяетсязаконом Российской Федерации «Об образовании». Он гласит, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников1.

Школа как социальная организация, с одной стороны, является частью социального пространства социума; с другой – сама создает определенную среду для развития и социализации находящихся в ней людей, с третьей – является особым учреждением, призванным выполнять предписанные государством функции. Таким образом, школа – это организация, инструмент для подготовки детей к жизни в обществе. Ее функции: обеспечение развития и реализации способностей учащихся, их социализация, приобщение к культуре, профессиональное самоопределение. То есть на сегодняшний день школа наделена рядом функций не только образовательного характера, но и социального, культурного плана. Эти цели даны свыше – государством, обществом. «Формирование гармоничной всесторонне развитой личности» – данная миссия школы давно на слуху, привычна и вроде бы вполне логична. Но что наше правительство понимает под всесторонней личностью? Что для этого делать, и действительно ли школа должна развивать абсолютно все стороны личности, да еще и гармонично их связывать?

Естественно, окончательная  полная социализация личности не может  быть результатом обучения в школе. Социализация является процессом, протекающим всю жизнь. Общеобразовательная школа как агент вторичной социализации выполняет несколько функций – передача знаний, воспитание (формирование личности с положительными, социально значимыми качествами), творческое развитие. Это довольно длительные процессы, требующие огромных ресурсов и усилий. К тому же государство, ставя перед школой такие цели, предоставляет ресурсы в основном для одного – для передачи знаний.

От учителей требуется  еще большее. Они выступают в роли воспитателя, наставника, друга, то есть становятся агентами первичной социализации. Разросшаяся до колоссальных размеров бюрократизация в школе снижает потенциальные возможности такого служения, отнимая силы и время на заполнение бумаг, написание разнообразных планов, подготовку документов для аттестации. Реальная работа с детьми, особенно воспитательная, выполняется «учителями по призванию», либо сводится к поддержанию дисциплины  в классе.

Это зависит от еще одного вида целей организации – целей ее участников. Какие ценности и цели у участников образовательного учреждения, согласуются ли они с первым видом целей – все это влияет на функционирование школы, на ее организационную структуру, на выполнение целей-заданий.

Цели учителя могут  варьироваться от глобальных, например, сформировать у детей умение делать логичные выводы, выражать мнение, до более простых – подготовить учеников к успешной сдаче итоговых экзаменов, отработать последние годы до пенсии. Если цели учителей и цели администрации совпадают, то это способствует формированию устойчивой сплоченной команды.

Современная школа (в лице директора) ориентирует учителей в основном на передачу знаний, а точнее на результат, демонстрирующий лишь академические успехи школьников. Директор стремится сделать свою школу лучшей в районе, городе. При этом развитие творческих способностей, воспитание патриотизма, самостоятельности, привитие высоких моральных качеств находятся на периферии, не получают достаточного внимания.

Кроме учителей и администрации, членами школы как социальной организации являются непосредственные потребители образовательных услуг (ученики и их родители). Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием цели получения образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл.2

Семилетний школьник ориентируется  скорее не на цели, а на интерес. Онощущает потребность посещать школу, включиться в новую для него деятельность, получить новый статус. Цель ученика средней школы чаще всего –отсидеть уроки с наименьшими для себя потерями и интересно пообщаться.Им важен не результат, а процесс.

Начиная с 1990-х годов исследователи  фиксируют яркую устремленность старшеклассников к продолжению образования, они стали «когортой, очень однородной по ориентациям (ведь это подростки, которые уже прошли жесткий отбор)»3. Старшеклассники стремятся получить аттестат и возможность поступить в средние и высшие учебные заведения.

Родители же редко ощущают  себя участниками образовательного учреждения, редко ставят перед собой  такие цели, как всесторонняя помощь школе в развитии образованного, творческого, самостоятельного человека, способного развиваться в обществе. По данным проведенного исследования4, родители обучающихся не демонстрируют заинтересованность по отношению к школе, им важны исключительноуспехисобственного ребенка. Они не думают о том, что успех в учебе детям может принести только грамотно построенный образовательный процесс, для которого необходимо функционирование всех сторон школы, а так же вовлеченность и контроль родителей. Поэтому и посещают школу родители зачастую лишь во время собраний или по вызову классного руководителя.

Кроме того, родителям школьников (и не только им!) важен скорее результат – получение их ребенком необходимых знаний, положительных оценок, аттестата. Городские родители в редких случаях способны оценить творческий и воспитательный вклад школы в социализацию, развитие личности, дарованийребенка. Воспитательную работу оценивают как недостаточную, но винят в этом больше семью, считая, что это ее функция. Сельские жители, напротив, понимают вклад школы в творчество их детей: они судят по школьным мероприятиям, победам в конкурсах и школьным кружкам, участию в жизни села.

У каждого конкретного образовательного учреждения есть определенная миссия: с одной стороны, она вырастает из специфики и потребностей общества, как предназначение, с другой, она служит для сохранения целостности организации, объединяя участников образовательного процесса и демонстрируя вышестоящим органам свою уникальность и необходимость.

Однако школы не всегда придерживаются своей миссии, да и сама формулировка миссии часто размыта, не содержательна. Каждая школа уникальна и ее можно охарактеризовать вполне реальными словами. Респонденты, местное сообщество школ описывали свои образовательные учреждения как первую школу города; небольшую школу на окраине со сплоченным добродушным коллективом; новую перспективную, инновационную школу; школу, сохраняющую и воспроизводящую культуру хакасского народа. Проще в этом плане лицеям и гимназиям, которые по определению стоят на ранг выше обычных школ, к ним стекаются дети из всех районов города. Имидж таких школ строится легко и без существенных затрат, так как их название говорит само за себя: это профильные учреждения, с углубленным изучением предметов, они получили свой статут от государства, зарекомендовали себя перед ним.

Остальным школам необходимо понять важность построения своего имиджа как средства привлечения потенциальных учеников и социальных партнеров. Однако для создания действительно благоприятного, сильного имиджа также нужны определенные затраты: человеческий ресурс, финансовый. За последнее десятилетие социологи фиксировали, что, несмотря на социальный характер нашего государства, оно постоянно сокращает число бюджетных образовательных учреждений, перекладывая все больше расходов на плечи родителей.5

Но и родители не готовы платить. Хотя выпускники и большинство родителей учащихся считают приемлемым оказание школой платных услуг, а цену на них обоснованной, все же оказывать финансовую помощь школе они не готовы, считая это полностью прерогативой государства. Население республики не информировано о сокращении государственного финансирования школ, для него типично поведение, характерное для времен административно-командной экономической системы.

Школа как организация создана государством, однако её существование обусловлено институциональными характеристиками. Она существует для удовлетворения потребности общества в передачи знаний и социализации. Если социальный институт – это правила игры, то социальная организация – это в, первую очередь, игроки.6 Государство, как самый важный игрок, навязывает другим игрокам свои правила. Одни школы вполне успешно придерживаются данных норм, другие сопротивляются либо не справляются с требованиями.

Несмотря на внешнюю демократизацию, провозглашение свобод и прав, в  ряде субъектов Российской Федерации сохранилась жесткая диктатура органов образования. Получить новый автономный статус, предполагающий ряд свобод, стало затруднительным по ряду причин. Администрация школ либо отказывается от него, действуя ритуально, по инерции или даже из принципов изоморфизма (действуя «как все»). В других случаях местные органы управления образованием, занимаясь распределительными функциями, не стремятся делегировать полномочия по причине личных выгод. В таких городах и районах школы смирились с административным консерватизмом и робко выполняют указания.

Государству необходим дисциплинированный исполнитель, на образование которого и даются ресурсы. Потребности же общества в формировании творческой, самостоятельной, активной, образованной личности не находят своей реализации. Образовательные учреждения вынуждены переходить к системе самоуправления, к необходимости искать негосударственные источники финансирования, привлекать большее количество учеников, быть ближе к потребителю образовательных услуг, доказывать, что для «реального» образования и особенно воспитания, развития творческих навыков им нужны дополнительные средства.

Школе необходимо поддерживать не только связи с другими образовательными учреждениями, Управлением и Министерством образования, Институтами повышения квалификации педагогических работников, ей необходимо налаживать отношения также с так называемым местным сообществом. Под местным сообществом школы можно понимать группу людей, проживающих на одной территории, а именно в непосредственной близости от школы (микрорайон школы, село или несколько смежных сел района). Важной характеристикой такого сообщества является идентификация местных жителей со школой, с районом школы, осознание ими общности интересов. От активности сообщества зависит степень развитости партнерских отношений между ним и школой, а также кооперационных связей внутри сообщества. Местное сообщество включает формализованных партнеров (предприятия, организации, образовательные учреждения, принимающие выпускников школы, библиотеки, старосты микрорайона, детские сады, клубы по месту жительства) и неформализованных партнеров (просто местные жители).7

По данным названного исследования, местное сообщество школ Республики Хакасия нельзя оценить как активное, жизнеспособное. Это, как и в случае с родителями, происходит по причине отсутствия идентификации себя с ней. Ему не хватает сплоченности, заинтересованности, рационального взаимодействия со школой с целью совместного развития. Оно имеет зачастую скудные представления о школе и ее деятельности.

Школа должна осознать, что  теперь она самостоятельный и  самодостаточный организм. Если есть необходимость привлечения сообщества к решению школьных проблем, то именно ей должна принадлежать инициатива побуждения его к этому. Городские школы практически бездейственны здесь. Сельская школа всегда осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, по возможности укрепляла эту связь. Но директора таких школ ориентированы скорее на поддержку существования, чем на развитие. В новых условиях перехода к автономности им будет так же тяжело, как и городским. Там, где сотрудничество школы и местного сообщества состоится и станет нормой взаимодействия, там произойдет понимание и узнавание друг друга, что положительно скажется на деятельности школы в будущем.

К тому же школы могут участвовать в грантовой деятельности для привлечения дополнительных ресурсов. Благотворительные фонды, связь и совместные проекты с бизнес-структурами, организованное взаимодействие с выпускниками, родителями учащихся, учебными и культурными заведениями – большой плюс для образовательного учреждения. Многие школы осознали важность социального партнерства. Но в большинстве своем они работают в том же образовательном пространстве: с досуговыми, культурными, спортивными центрами, другими школами, с детскими садами и учреждениями дополнительного образования.

Информация о работе Школа как социальная организация: проблемы и перспективы