Эволюция русской семьи: от домостроя до современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:18, реферат

Описание работы

В работе подробно рассмотрим понятие семья, её основные виды, критерии психологического подхода к семье. Так же, рассмотрим семью в прошлый и позапрошлый века.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. Понятие семьи.………………………………………………………….……..4
2. Виды семьи: большая и малая.………..……………………………………...5
3. Семья и дети………………………………………………………………..….9
4. Российская семья в настоящее время………………………………………..11
5. Заключение……………………………………………………………………13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

ROSSIEVEDENIE_2_1.docx

— 37.69 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

 

Факультет Управления

Кафедра управления менеджмент

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине:   Россиеведение

 

Эволюция русской семьи: от домостроя до современности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Выполнил студент:

                      Метелькова Я.Р.

                      Группа: УМ-202

                      Проверил:

                      Преподаватель:

                      Шиманский Е.О.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

1. Понятие семьи.………………………………………………………….……..4

2. Виды семьи: большая и малая.………..……………………………………...5

3. Семья и дети………………………………………………………………..….9

4. Российская семья в настоящее время………………………………………..11

5. Заключение……………………………………………………………………13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           В своей работе я подробно рассмотрю понятие семья, её основные виды, критерии психологического подхода к семье. Так же, рассмотрим семью в прошлый и позапрошлый века.

          Брачно-семейные отношения являются одной из самых значимых сфер во всём обществе, ибо семья связана со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Именно поэтому семья привлекала интерес к изучению многих исследователей. Например, М. Вебер, П.А. Сорокин, Э. Дюркгейм, К. Маркс объясняли понятие семьи как социальной структуры, являющейся основой общества.

           В истории России семья самым тесным образом была связана, с одной стороны - с развитием государственности, а с другой - с этапами изменения статуса ребенка в семейной структуре - от бесправия и полного подчинения власти родителей - к «правам ребенка» и отношениям паритетности.

«Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни социалистического общества, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение», цитата выдающегося советского педагога А. С. Макаренко, подтверждает, что семья прежде всего это большое дело, которое самым непосредственным образом тесно связано с государством, т.к. семья связана со всеми сферами жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие семьи

 

             Само понятие семьи имеет самую разную трактовку различными специалистами. К примеру, если рассматривать понятие «семья» с точки зрения демографии, то можно сказать, что семья является минимальным по размерам социальным институтом, который выполняет основную функцию: воспроизводство населения. В зависимости от размеров семьи, ее членов, т.е. родителей, детей, старших поколений, а также в зависимости от выполнения семьей различных социально значимых функций в демографии осуществляется классификация семей и домохозяйств. По факту массового изменения типа семьи и выполняемых ею функций демографами делается заключение об эволюции семейно-брачных отношений и составляется прогноз о ее дальнейшем развитии в том или ином обществе.

            Семья– это группа, состоящая из двух или более человек, которые связаны друг с другом браком, кровной связью или усыновлением, ведут совместное хозяйство, вступают во взаимодействие в семейных ролях и хранят унаследованную культуру, добавляя к ней выработанные совместно новые общие черты и традиции.

             Таким образом, я могу сделать вывод из вышесказанного, что семья − это кровные родственники, живущие совместно. А если к примеру говорить о русском происхождении слова «семья», то можно сказать что оно имеет славянское и индоевропейское происхождение, исходя из значения территориальной общности. В древнеславянском и древнерусском языке понятие «семья» означало как семью вообще (всех членов рода, живущих совместно), так и челядь, домочадцев, холопов.

 

 

 

 

 

2. Виды семьи: большая и малая

 

            Формы традиционной крестьянской семейной жизни веками были «подогнаны» к экономическим и социальным условиям российского земледельческого хозяйства. Но во второй половине XIX века эти условия стремительно уходили в прошлое, а вместе с тем лишались опоры и приспособленные к таким условиям семейные структуры, формы и нормы семейных отношений. Именно в это время вышло наружу всегда существовавшее подспудно противоречие «малой» и «большой» семей.

              В России дольше, чем в странах Западной Европы, задержалась большая, неразделенная семья — расширенная (т. е. состоящая из одной супружеской пары и других, не являющихся супругами родственников разной степени близости, — овдовевших родителей и прародителей, неженатых детей, внуков, правнуков, дядьев, племянников и т. д.) и составная (имеющая в своем составе несколько супружеских пар и, так же как и расширенная семья, других родственников). Впрочем, не все члены такой большой семьи обязательно кровные родственники, тем более близкие. Она может включать и более отдаленных родственников (двоюродных и троюродных братьев и сестер, внучатых племянников и т. п.), а также и лиц, связанных свойством, — зятьев, снох, золовок, деверей и пр., — и даже людей, не связанных с ней ни родством, ни свойством, но живущих под той же крышей и ведущих совместное с другими членами семьи домашнее хозяйство: приемные дети, ученики, приживалы, работники, прислуга.

            Но наряду с большими так же существовала и малая семья, состоявшая из супружеской пары с детьми, а иногда и без детей. Она могла существовать в одном из двух видов: как автономная малая семья либо как «встроенная» в большую семью, как ее составная часть.

            Историки и социологи давно уже ведут споры о том, каким было соотношение этих двух форм существования «супружеской семьи» в прошлом. Было время, когда они единодушно полагали, что во всех без исключения обществах, где сейчас господствует малая супружеская семья, прежде безусловно преобладала семья сложная, которая была основной формой частного общежития, предшествовавшей современной малой семье. В последние десятилетия это единодушие исследователей было сильно поколеблено: анализ исторических источников привел многих исследователей к выводу, что в действительности в прошлом малая супружеская семья встречалась гораздо чаще, чем полагали прежде.

            В допромышленную эпоху, в силу высокой ранней смертности, довольно значительного бесплодия, частых выкидышей и других подобных обстоятельств, вероятность выполнения указанных условий была невысока. Поэтому, даже если допустить, что большинство людей стремились к созданию и сохранению многопоколенных, неразделенных больших «отцовских» семей, совершенно неизбежным было большое число несостоявшихся или частично состоявшихся семей этого типа. Во втором случае складывалась, например, «братская» семья — сложная, но двухпоколенная. В первом же случае возникала малая семья, состоящая из супругов с детьми, а иногда и без них. Такая семья и трактуется исследователями как «супружеская», или «нуклеарная» (группирующаяся вокруг «супружеского ядра»). Но в прошлом — это вынужденная нуклеарность.

            Подобные малые семьи не стремятся воспроизвести себя в прежнем виде, а при малейших благоприятных условиях превращаются в большие, сложные. История знает самые разные способы преодоления вынужденной нуклеарности. Во многих странах, в том числе и в России, было широко распространено усыновление при отсутствии прямых потомков мужского пола, причем усыновляемым мог быть не только ребенок, но и взрослый мужчина. Когда для этого были условия, практиковалось и «приймачество» — вопреки обычаю замужняя женщина вместе с мужем жила в семье своих родителей.

Малая супружеская семья скорее всего ровесница большой, неразделенной, ее постоянная спутница. Сосуществуя на протяжении веков, они находились в своеобразном симбиозе, нуждались друг в друге, знали и конкуренцию, и противоборство, и взаимные уступки.

          Явные экономические и демографические преимущества большой семьи долгое время исключали массовое стремление малых семей к обособленному существованию. Малая семья, группирующаяся вокруг супружеского ядра, никогда не противостояла большой семье как тип, скорее, она ощущала свою неполноценность, незавершенность по сравнению с большой и стремилась при первой возможности превратиться в такую большую, сложную, многопоколенную семью, в недрах которой она чувствовала себя более защищенной. Человек здесь меньше зависел от столь частых в прошлом экономических, демографических и прочих случайностей.

             Например в России, крестьянин вел тяжелейшую, но далеко не всегда успешную борьбу за существование, голод постоянно стоял у порога его избы. Большая семья лучше соответствовала условиям земледельческого труда, повышала шансы на выживание. Перед этим решающим соображением все остальные отступали на второй план. Об экономических преимуществах больших крестьянских семей много писали во второй половине XIX века, и следует лишь добавочно указать на некоторые демографические основания предпочтения больших семей. Вероятность для супругов овдоветь, для детей — остаться сиротами, а для стариков — оказаться одинокими в конце жизни была еще очень высока, а принадлежность к большой семье давала всё же некоторую дополнительную «страховку», защищавшую овдовевшую многодетную мать, детей-сирот или беспомощных стариков от голода и полной нищеты.

           По меркам своего времени патриархальная семья в России была абсолютно естественной, «нормальной». Согласованность основных черт такой семьи, равно как и крестьянской общины, в которую она входила, со строем хозяйственной жизни делала этот тип социальной организации прочным, устойчивым. Он же в свою очередь придавал устойчивость хозяйственной, да и политической системе.

             Можно сделать аналогию. Столетиями «отцовская» семья была кирпичиком, из каких складывались общественные устои, — так она и виделись авторам XIX века. На этом фундаменте и впрямь выросло очень многое в культуре и идеологии русского общества, его мироощущении, его представлениях о добре и зле, о соотношении коллективистских и индивидуалистских ценностей.

             Настал, однако, момент, когда всё это здание — вместе с семейным фундаментом — начало терять свою вековую устойчивость. Деревня всё в меньшей степени определяла лицо экономики страны, а в самой деревне натуральное хозяйство стремительно отступало под натиском товарно-денежных отношений. Тогда и начал трещать по швам привычный семейный уклад. Вырастая из тесного костюма натурально-хозяйственных отношений, сталкиваясь со всё новыми задачами, приобретая всё более разнообразный и сложный социальный опыт, русский человек быстро менялся и начинал задыхаться в узких рамках устаревших институтов, среди которых семья, в силу своего повсеместного присутствия, занимала одно из первых мест.

             Из вышесказанного можно сделать вывод, что в России существовало два типа семьи: большая и малая. Они существовали почти в одно и тоже время, обладали почти одними и теми же свойствами и функциями. Так же существовали переходы из одной группы семьи в другую.

              Во время прошлого века были большие угрозы выкидышей, значительное бесплодие, и т.д., и у тех, кто хотел сделать из маленькой семьи большую очень часто это не удавалось . Но существовали различные пути решения этой проблемы: можно было усыновить как ребенка так и взрослого человека. Так же со временем семья стала утрачивать свой статус в общественной жизни, на данный момент людям(не всем) не особо то и важно есть у них семья или нет, у населения на первом месте стоит карьерный рост.

 

 

 

3. Семья и дети

            В истории России семья всегда теснейшим образом была связана, с одной стороны - с развитием государственности, а с другой - с этапами изменения статуса ребенка в семейной структуре - от бесправия и полного подчинения власти родителей - к «правам ребенка» и отношениям паритетности. Эволюция семьи в России осуществлялась в направлении изменений семейных ценностных ориентаций взрослых и статуса ребенка: от полного подчинения воле родителей к отношениям паритетности и «детоцентризму».

            Дореволюционная Россия - страна очень высокой рождаемости: за время правления последнего российского Императора, население увеличилось на 50 млн. человек. Важнейшим социально-психологическим фактором такой ситуации являлось господство в сознании народа определенных демографических установок следующего плана: «Брак и дети - святое дело. Холостое состояние в зрелом возрасте - безнравственно. Дети - Божья благодать. Развод - невозможен, повторный брак - только в случае вдовства».

В России, этих взглядов на 60-е годы 19 века, придерживались не только русские, но и другие народы проживающие на территории. Многодетность была традиционной и устойчивой, потребность в детях - очень высокой и основывалась на чадолюбии. В то время ребенок воспринимался как «наследник Царствия Божьего», что было очень важно для людей.

             Христианство, пришедшее на Русь, постепенно, но кардинально изменяло центральную доминанту в отношении к ребенку как равноправному члену сообщества: семьи, общины, государства.

             Можно сделать вывод, что социальные потрясения, женская эмансипация, снижение потребности в детях, ослабление роли церкви в конце позапрошлого и весь прошлый век и другие причины привели к изменениям мотивации деторождения и формирования в России нового типа рождаемости, основанного на малодетности, позднем вступлении в брак или осознанном безбрачии и ослаблении чадолюбия.

            В ХVIII веке среди дворянства считалось, что у детей должен быть мир взрослых интересов, а детство - период, который нужно пробежать как можно скорее. Лишь в ХIХ веке в домах русского дворянства появляется «детская комната», в которой царит образованная женщина гуманистических взглядов. Правда, низшие сословия от этих взглядов были далеки. Юридическое бесправие детей, в особенности девочек, их полная зависимость от воли родителей было присуще в той или иной степени всем сословиям в России до конца ХIХ века. Однако фактическая ценность детства в контексте традиционного чадолюбия была в России на высоком уровне. Если по трудовому законодательству Англии в конце ХIХ века ребенок 11 лет, работающий на фабрике, нес всю меру ответственности и мог быть казнен наравне со взрослым, то Россия не знала подобных жестоких законов. Для российской традиции было характерно невмешательство взрослых в детский быт, признание их игровой автономии, предоставление им физического пространства для игр: даже в самой бедной крестьянской избе - особом микрокосме семьи - для детей было отведено «самое высокое» место - дощатый настил над печкой (полати) - столь выигрышное для успешной детской социализации. Детские постройки не разрушались, игрушки изготавливались взрослыми и сохранялись для следующих поколений, в детские игры взрослые не вторгались и даже, напротив, наблюдая за играми, старались понять как в отражении те или иные стороны семейной жизни. Например, если дети активно и с радостью играют в куклы, - жди в семье прибавления.

Информация о работе Эволюция русской семьи: от домостроя до современности