Эволюция русской семьи: от домостроя к современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:04, реферат

Описание работы

Цель и задачи реферата. Цель заключается в историко-социологическом анализе семьи в России, особенностей функционирования семейно-родственных отношений в условиях семейно-общинного строя жизни.
Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
- проанализировать семейные ценности в Древней Руси;
- рассмотреть развитие семейно-брачных отношений в России в XVI – XIX вв.;
- исследовать трансформацию семьи в современной России.

Содержание работы

Введение 3
1. Семейные ценности в Древней Руси 4
2. Развитие семейно-брачных отношений в России в XVI – XIX вв. 7
3. Трансформация семьи в современной России (XIX – XXI вв.) 10
Заключение 13
Список источников и литературы 14

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

 

  • Институт гуманитарного образования
  • Кафедра всеобщей истории

     

     

     

     

    Эволюция русской семьи: от домостроя к современности

    Реферат 

     

     

     

    Выполнил студент гр. ЮВ - 101

    Денисова А.Ю.

     

    Научный руководитель

    преподаватель кафедры всеобщей истории

    Шиманский Е.О.

     

    Оценка___________________________

    __________________________________

    (подпись научного руководителя)

     

     

    Челябинск

    2014

    Содержание

     

    Введение 3

    1. Семейные ценности в Древней Руси 4

    2. Развитие семейно-брачных отношений в России в XVI – XIX вв. 7

    3. Трансформация семьи в современной России (XIX – XXI вв.) 10

    Заключение 13

    Список источников и литературы 14

     

    Введение

     

    Актуальность темы. Россия в контексте социальных трансформаций является ярким примером страны со сложным характером социальных изменений. Глобальный характер семейных трансформаций обостряется в России, накладываясь на негативную экономическую ситуацию. Невыполнение семьей социальных функций: репродуктивной функции и функции социализации привело в России к депопуляции (систематическое уменьшение абсолютной численности населения) населения и ухудшению воспитания подрастающего поколения, следствием чего явился беспрецедентный рост детской и подростковой преступности, алкоголизма и наркомании. В сложившейся ситуации необходимо научное осмысление тенденций социальных процессов и принятие государством на научной основе конкретных мер, способствующих укреплению семьи.

    Объект работы – институт семьи.

    Предмет исследования – эволюция русской семьи.

    Цель и задачи реферата. Цель заключается в историко-социологическом анализе семьи в России, особенностей функционирования семейно-родственных отношений в условиях семейно-общинного строя жизни.

    Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач:

    - проанализировать семейные ценности в Древней Руси;

    - рассмотреть развитие семейно-брачных отношений в России в XVI – XIX вв.;

    - исследовать трансформацию семьи в современной России.

    В теоретической части реферата раскрыты следующие положения: семейные ценности в Древней Руси, семейно-брачные отношения в России в XVI – XIX вв., трансформация семьи в современной России.

     

    1. Семейные ценности в Древней Руси

     

    Семейное воспитание и семейные отношения в России уходят корнями в духовные и религиозные традиции государства. Одним из основополагающих регуляторов взаимоотношений между членами семьи являлась христианская вера. В связи с этим целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский. История развития человечества свидетельствует, что именно христианство изменило отношение к человеку, актуализировав его личностное начало. Феномен личности и свободы неразрывно были соединены ориентацией жизни по образу и подобию Божию.

    Семейно-брачные отношения до Крещения  Руси регулировались нормами обычая, и государство вообще не вмешивалось в эту область. Заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом ("умычка"). В Повести Временных лет этот языческий способ заключения брака приписывается древлянам, радимичам и некоторым другим племенам. Молодежь из разных сел собиралась на берегах рек и озер на игрища с песнями и плясками, и там женихи "умыкали" невест. Автор летописи — монах — негативно, конечно, относился ко всяким языческим обычаям, но даже он не стал утаивать, что "умычка" совершалась по предварительной договоренности жениха и невесты, так что слово "похищение" здесь, в общем-то, не подходит. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении.

    В обязанности супруга и отца входило "поучение" домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Большим уважением в обществе пользовались вдовы. Кроме того, они становились полноправными хозяйками в доме. Фактически, с момента смерти супруга к ним переходила роль главы семейства.

    Крещение, принесло на Русь многие нормы византийского права, в том числе касающиеся семейно-брачных отношений. Семья находилась под покровительством православной церкви, вот почему семейно-брачные отношения регулировались в основном нормами церковного права. Брачный возраст устанавливался по византийским законам в 14—15 лет для мужчин и в 12—13 лет для женщин. Воспитательное кредо данного периода четко просматривается в «Поучении Владимира Мономаха», в котором написано: «... Все же более убогих не забывайте ... <...> Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. <...> Что имеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. А вот Вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего». Христианство запретило практиковавшееся на Руси многоженство. Состояние в браке становится препятствием к вступлению в новый брак. Устав князя Ярослава грозил церковным домом (заточением в монастырь) юной жене, из-за которой мог пошатнуться предшествующий брак мужчины. Последнему предписывалось жить со старой.

    Препятствием к вступлению в брак являлись родство и свойство (отношение близости между лицами, возникающее не по родству, а из брачного союза). Стремясь укрепить брачные узы, церковные уставы запрещали скрытые формы нарушения брачного законодательства: супружескую измену, половые сношения между родственниками и свойственниками. Церковь рассматривала брак не только как плотский союз, но и как духовный, поэтому браки допускались лишь между христианами. Совершение брака после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания. Практика же знала и сохранение прежних, языческих форм заключения брака, что осуждалось законом. При совместной добрачной жизни неженатого мужчины и незамужней женщины на мужчину возлагалась обязанность выплаты выкупа и женитьбы на девице.

    Перечень поводов к расторжению брака почти целиком был заимствован из византийских законов, в частности из Прохирона, но с учетом русских традиций. Итак, брак растрогался, когда:

    1) обнаруживалось, что жена слышала  от других людей о готовящемся  злоумышлении на власть и жизнь князя, а от мужа своего утаила;

    2) муж заставал жену с прелюбодеем  или это доказывалось показаниями  послухов;

    3) жена вынашивала замысел отравить  мужа зельем или знала о  готовящемся другими людьми убийстве  мужа, а ему не сказала;

    4) жена без разрешения мужа посещала пиры с чужими людьми и оставалась ночевать без мужа;

    5) жена посещала днем или ночью (не имело значения) игрища, несмотря  на запрещения мужа;

    6) жена давала наводку вору  похитить имущество мужа или  сама что-либо похищала или  совершала кражу из церкви.

    Личные и имущественные отношения между родителями и детьми строились на основе традиционных правил, с изменениями, внесенными каноническими нормами. Власть отца была непререкаемой, ему принадлежало право решать внутрисемейные споры, наказывать детей. Достаточно мягко относится закон к внебрачным детям. Церковный Устав Ярослава, конечно, наказывает девушку, которая, живя в доме отца и матери, рожала добрачного ребенка. Наказывает Устав и жену, родившую внебрачного ребенка. Однако осуждается и оставление незамужней девушкой младенца или избавление от плода. Основная мысль законодателя ясна: дети должны рождаться в браке, но если уж незамужняя зачала, то должна дать жизнь младенцу.

     

    2. Развитие семейно-брачных отношений в России в XVI – XIX вв.

     

    В XVI веке основным документом, регулировавшим семейные отношения, являлся «Домострой». Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена являлась регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечала за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…»

    Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

    Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

    Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. С 1714 года во всех приходах священников обязывают регистрировать все акты гражданского состояния.

    В середине сороковых годов этого же столетия Указом Синода запрещаются браки лиц старше 80 лет. С 1775 года "семейное законодательство" пополняется новыми правилами. Заключение брака с 1775 года могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

    Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.

    При заключении брака делалась запись в метрическую книгу. Эти  книги возникли по постановлению церковного собора 1666—1667 гг. В 1721 году Петр I издал указ о заведении метрических книг во всех церквях. По указу епархиальные архиереи обязаны были присылать в Синод ежегодно ведомости о числе родившихся, умерших   бракосочетавшихся в епархии.

    Постепенно происходил процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Взамен независимого института патриаршества был создан в XVIII столетии Синод, в чье ведение были отданы почти все вопросы семейного права, в том числе условия и порядок заключения брака. Предоставленными ему полномочиями по созданию новых норм семейного права Синод пользовался крайне осторожно, в основном повторяя старое законодательство и призывая к его соблюдению.

    Государство немало внимания уделяло вдовам и вдовцам. От случайных, негарантированных сумм вдовьего прожитка до большей стабильности в обеспечении — таков путь законодательства. Лучше всех, несомненно, были обеспечены вдовы, чьи мужья владели движимой или недвижимой собственностью — все остальные категории вдов не располагали гарантированным пенсионом, те же, кто им располагал, влачили нищенское существование. Единственным выходом избежать бедности было новое замужество.

    Правовое регулирование семейных отношений на протяжении нескольких столетий оставалось сугубо патриархальным. Брак прекращался в связи со смертью или гибелью одного из супругов, разводом по основаниям, предусмотренным законом и признанием брака недействительным. Существовал еще один вид прекращения брака смертью: не физической, а мирской, при уходе в монастырь.

    Таким образом, с XVI века постепенно происходит процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Создаются органы, регулирующие эти отношения. Правовое регулирование семейных отношений сугубо патриархальное.

     

     

    3. Трансформация семьи в современной России (XX – XXI вв.)

     

    Основным изменением в семейно-брачных отношениях начала XX века является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на эгалитарный (уравнительный). Характерными для него являются равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление к нуклеаризации (разделение семьи, отделение взрослых детей) семейной группы. Включение молодого поколения в культурную традицию делегировано обществу и государству. Возникшие в связи с этим проблемы преемственности культуры, отношения различных субкультур, на рубеже веков стали не просто актуальной, но трудно разрешимой проблемой

    В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. После 1987 года рождаемость стала резко падать, смертность населения стала увеличиваться. Появилось много бездетных семей. В настоящее время в России преобладает однодетная семья.

    С начала 70-х годов наблюдается отчетливая тенденция увеличение числа детей рождённых вне зарегистрированного брака. В 1970г. каждый 10-й новорождённый появлялся вне брака. У женщин до 20 лет каждое 5 рождение – вне брака. В стране увеличилось число внебрачных связей, семей одиноких матерей, где отсутствует один из важнейших факторов воспитания – отец.

    Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.

    Информация о работе Эволюция русской семьи: от домостроя к современности