Эволюционизм в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 17:57, реферат

Описание работы

Герберта Спенсера (1820-1903 гг.) гораздо сложнее считать консерватором, чем О. Конта. Спенсер в молодости был политическим либералом. Но в целом его основное влияние на социологию, как и у Конта, было консервативного толка.
Одним из его либеральных принципов, мирно сосуществовавших с консерватизмом, было согласие с доктриной Laissez-faire (фр.) – “предоставьте людям делать свои дела, предоставьте делам идти своим чередом” – лозунг свободы и невмешательства государства в экономику. То есть этот принцип подразумевал под собой еще и то, что государство не должно вмешиваться в дела индивидов, все должно идти своим чередом.

Файлы: 1 файл

эволюционизм в социологии.docx

— 18.45 Кб (Скачать файл)

Герберта Спенсера (1820-1903 гг.) гораздо сложнее считать консерватором, чем О. Конта. Спенсер в молодости  был политическим либералом. Но в  целом его основное влияние на социологию, как и у Конта, было консервативного толка.

 Одним из его либеральных  принципов, мирно сосуществовавших  с консерватизмом, было согласие  с доктриной Laissez-faire (фр.) – “предоставьте людям делать свои дела, предоставьте делам идти своим чередом” – лозунг свободы и невмешательства государства в экономику. То есть этот принцип подразумевал под собой еще и то, что государство не должно вмешиваться в дела индивидов, все должно идти своим чередом.

Теоретические взгляды Спенсера сформировались под влиянием достижений естественных наук, работы Ч.Дарвина "Происхождение видов...", а также трудов Адама Смита и Роберта Мальтуса. Центральным звеном его мировоззрения является идея всеобщей эволюции. Социальная эволюция составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни. Спенсер представлял социальную эволюцию не как единый процесс, а как множество относительно автономных процессов.

Спенсер — основатель «органической  школы» в социологии. Общество, с  его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и  контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются  в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить  свободную и пластичную адаптацию  и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Спенсер впервые дал систематическое  изложение предмета, задач и проблематики социологии в работе "Основания  социологии". Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.

 Спенсер, в отличие  от Конта, не выступал за  социальные реформы; он хотел,  чтобы социальная жизнь свободно  развивалась без внешнего контроля.

 Такое отличие характеризует  Спенсера как социального дарвиниста. Эволюционный взгляд: “ Мир со  временем становится лучше, поэтому  его стоит оставить в покое;  внешнее вмешательство только  может ухудшить ситуацию.

 “Социальные институты,  как растения и животные, постепенно  позитивно приспосабливаются к  своему социальному окружению.  Он перенял дарвинистский подход  и считал, что процесс естественного  отбора – “выживание наиболее  приспособленного”, происходит  и в социальном мире.

 Таким образом, если  существует препятствие в виде  внешнего вмешательства, люди  сильнейшие выживут и преуспеют,  а “слабейшие”, в конце концов, вымрут. Другим различием было то, что Спенсер делал упор на личности, в то время как Конт фокусировался на более крупных единицах, таких как семья.

существенным измерением социального прогресса Спенсер  считает переход от общества, в  котором личность целиком подчинена  социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам. Как он писал: «...Идеалом, к которому мы идем, является общество, в котором управление будет доведено до возможно меньших пределов, а  свобода достигнет по возможности наибольшей широты».

 Основное различие  социальных структур, по Спенсеру, состоит в том, является ли  сотрудничество людей в достижении  общей цели добровольным или  принудительным. Он делит общество  на два типа: «военное» и «промышленное», которым и соответствуют эти  два типа отношений людей.

Две главные эволюционные позиции в творчестве Г. Спенсера:

- Первая позиция относится  к увеличению размера общества. Это означает, то, что общество  растет путем умножения числа  индивидов и формирования групп.  Увеличение размера общества  вызывает появление более крупный  и разнообразных социальных структур, а также рост дифференциации  функций, которые эти структуры  выполняют.

 Также развитие общества  происходит путем объединения:  то есть с помощью все большего  слияния групп. Таким образом,  Спенсер говорит об эволюционном  движении от простого к сложным, вдвойне сложным и втройне сложным обществам.

- Вторая позиция относится  к теории эволюции от воинственных к индустриальным обществам. Ранние – воинственные общества характеризуются тем, что их структура определялась поступательными и оборонительными надобностями войны. Будучи критически настроенным в отношении войны, Г. Спенсер считал, что на раннем этапе ее функцией (войны) было объединение обществ (например, с помощью завоеваний) и создание более крупных человеческих общностей, необходимых для развития индустриального общества.

 Однако, с появлением  индустриального общества, война  теряет свой функциональный характер  и служит препятствием для  дальнейшей эволюции. Индустриальное  общество, как считал Спенсер,  основано на дружбе, альтруизме, узкой специализации, поощрении  достижений и добровольной кооперации  высокодисциплинированных индивидов, а не на врожденных качествах членов этого общества. Такое общество объединяется добровольными отношениями и, что более важно, сильной общей моралью. Роль правительства ограничена и сведена лишь к тому, чем не следует заниматься гражданам. Очевидно, современные индустриальные общества, как считает Спенсер, носят менее воинственный характер, чем ранние общества.

 Хотя Спенсер видит  общую эволюцию в сторону индустриальных  обществ, в то же время он  признает возможность периодических  возвратов к войне, то есть  возврата к более воинственным  обществам. 

 В своих произведениях  по этике и политике Спенсер  изложил другие взгляды на  эволюцию общества:

- С одной стороны, “  прогресс общества направлен  в сторону идеала” (совершенного  нравственного состояния).

- С другой стороны,  “выживают сильнейшие общества, а слабейшим суждено умереть”.

Первый социологический  труд Спенсера «Социальная статика» вышел в 1850 г. В 60-90-е годы Спенсер, создавая систему синтетической  философии, пытался объединить все  теоретические науки того времени. В эти годы были написаны: «Основные  начала», «Основания психологии», «Основания биологии», «Основания социологии», «Основания этики», «Основания социологии» были предварены самостоятельной книгой «Социология как предмет изучения».

Спенсер не дал формального  определения социологии и ее отношения к другим общественным наукам. В целом он видел в социологии науку о «надорганическом» развитии, которая одновременно описывает этот процесс и формулирует его законы. Причем он нисколько не сомневается в необходимости социологии как самостоятельной науки — науки, свободной от различных, в том числе и классовых, предрассудков.

 

 


Информация о работе Эволюционизм в социологии