Этносоциология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Этносоциология является одним из разделов социологической науки, изучающим межэтнические отношения. Раскрывая вопросы темы, Вы должны дать понятие этнической группы, ее основных признаков, показать соотношение национального самосознания и общечеловеческих ценностей, а также различие между стремлением к национальному возрождению и национализмом. Особое внимание должно быть уделено опыту Казахстана в решении межнациональных проблем.

Файлы: 1 файл

социология 19 вар..docx

— 62.14 Кб (Скачать файл)

    Одним из признаков  нации Ренан называет общность  интересов  входящих  в нее людей. Общность интересов обуславливается, по Ренану,  общими  условиями жизни, общностью  истории  и  судьбы  и  представляет  собой  могущественный фактор становления и развития  нации.  Со  временем  формируется  более  или менее богатый духовный  мир  нации,  объединяющий  всех  ее  представителей. "Нация – это душа", - заявляет Э. Ренан.

    Духовные признаки  нации отмечают  многие  мыслители.  Так,  французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841-1931)  исходил из  того,  что "каждый народ обладает душевным  строем  столь же  устойчивым,  как и его

анатомические способности". Из этого "душевного строя"  проистекают  чувства

народа,  его  мысли,  верования,  искусство,   а   также   различного   рода учреждения, регулирующие его  общественную  жизнь.  Лебон  говорил о "душе народа" и о том, что "только она…сохраняет нацию". Душа  народа  –  это  его нравы,  чувства,  идеи,  способы  мышления.  Когда  портятся  нравы,   нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался  на  пример  Древнего  Рима. Римляне, по его словам, имели очень сильный  идеал.  Этот  идеал  –  величие Рима – абсолютно господствовал над всеми душами; и  каждый  гражданин  готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью.

    В этом была  сила Рима. Впоследствии на первый  план вышли  стремление  к роскоши, разврат, ч то ослабило нацию. "Когда варвары явились у его (Рима) ворот, его душа уже была мертва".

    Идею "души народа" как "души нации" поддерживал  и развивал  психолог  и философ Вильгельм Вундт (1832-1920). Он справедливо утверждал: чтобы  понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут  знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям.

    Австрийский социолог  и политик Отто Бауэр указывал  на  естественные  и культурные признаки нации. Он писал, что нация как  "естественная  общность" исходит из "физически обусловленной  наследственности,  посредством  которой детям  передаются  свойства  родителей".  Однако   главными   отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и  культуру.  "Общность  происхождения без культурной общности всегда образует только расу  и  никогда  не  создает нации", - утверждал он. Национальное сознание  трактуется  им  как  сознание того,  факта,  что  люди  сходятся  между  собой  "в  обладании   известными культурными ценностями", а также в направлении их  воли,  что  и  составляет особенности их национального характера. Теоретически  национальное  сознание есть сознание того, что я и мои соплеменники суть продукты одной  и  той  же истории.

    Развивая  весьма  актуальную  сегодня   теорию   национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том,  чтобы  "сделать  национальную культуру…достоянием всего народа  и  таким,  единственно  возможным  образом сплотить всех членов нации в национально-культурную общность".

    Обобщая  сказанное,  можно  утверждать,  что   нация   –   это   особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью  ее  происхождения, языка, территории, экономического  уклада,  а  также  психического  слада  и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.

    Национальное  в любых своих   проявлениях   связано   с   уникальными этническими характеристиками нации. Эта связь может быть выражена в  большей или меньшей степени, но она  всегда  имеет  место.  Так,  экономические  или политические отношения приобретают национальное содержание ровно  настолько, насколько они связаны с решением этнических проблем жизни народов  –  наций. За этими пределами они могут оказаться  социально-классовыми  или  какими-то другими  отношениями,  но  не  национальными.  То  же  можно  сказать  и   о нравственных, эстетических и других отношениях.  Национальный  характер  они приобретают тогда, когда их социальное содержание органически соединяется  с этническим, "переплавлено" с ним.

    В дальнейшем  будем употреблять термины "этнос",  "народ",  "нация"  как синонимы, т.е. равнозначные по смыслу, скажем  русский  народ  есть  русский этнос и русская нация. Объем и  значение  данных  явлений  и  выражающих  их понятий и терминов  по  сути  одинаковы.  То  же  относится к украинскому, казахскому, грузинскому или же французскому и  немецкому  народам  (этносам, нациям), соответствующим понятиям  и  терминам.  В  настоящее  время  многие ученые, в том числе весьма известные,  демонтируют  именно  такой  подход  к данному вопросу. Как тождественные употребляет  понятия  "этнос"  и  "народ" Л.Н. Гумилев. В.А.  Тишков,  известный ученый-этнограф,  предлагает  вместо понятий "народность" и "нация" употреблять одно понятие – "народ".

    Понятие национальность  обозначает этнические признаки  не  только  целых наций, компактно проживающих на  определенных  территориях,  но  и  всех  ее представителей, где бы они ни  жили,  в том числе на  территориях других народов и государств.

 

                      Национально-этнические отношения

 

    Как  отмечалось,  национальные  отношения  всегда  связаны  с  решением определенных этнических проблем, касающихся  условий  выживания  и  развития тех или иных этносов (народов),  в  том  числе  проблем  территорий,  языка, духовной жизни, традиций, культуры, сохранения  их  самобытности  и  т.д.  В силу этого они выступают как  национально-этнические  отношения,  а  понятия "национальные  отношения"  и "национально-этнические  отношения"  по   сути тождественны.

    Объективной   предпосылкой   возникновения   и   развития   национальных отношений  является  существование  отдельных  наций   (этносов,   народов), отличающихся по своим этническим  характеристикам,  начиная  с  особенностей происхождения, касающихся их исторической и  современной  родины,  и  кончая особенностями языка, культуры,  этнического  сознания  и  т.д.  Национальные отношения  не  существуют  как  бы  в  чистом  виде,  в  отрыве  от   других общественных  отношений,  они  вплетены  в  эти   отношения   (политические, духовные,  языковые,  экономические,   экологические)   и   преломляются   в содержании и формах проявления данных отношений.  Все  эти  отношения  могут приобретать национальный характер, если в процессе  их  реализации  решаются этнические  проблемы  существования  тех  или  иных  народов  или  же   если экономические,  политические  и  другие  проблемы   решаются   в   контексте национально-этнических проблем. Другими  словами,  социальная  и  этническая стороны жизни наций и национальных отношений органически взаимосвязаны.

    Национальные отношения  носят, как правило,  комплексный   характер,  ибо касаются  регулирования  многих  сторон   взаимоотношений   между   народами (этносами).  Они заключают в себе  более или менее   богатое   духовное содержание, поскольку вступающие  в  них  субъекты  неизбежно  демонстрируют

 присущий им настрой чувств и умов.  При  этом  нередко  проявляются  разного рода  иллюзии,  заблуждения,  предрассудки  и  мифы.  В  этом  –   одна   из особенностей проявления национально-этнических отношений между народами.

 

                       Субъекты национальных отношений

 

    Субъектами национальных  отношений  выступают  большие   и  малые  этносы (народы). Это такие великие народы, как русский,  французский,  китайский и т.д., и  малые  (в  смысле  малочисленные)  народы  Кавказа,  российского  и американского Севера, других регионов Земли.

    В  качестве  субъектов  национальных  отношений   могут  наступать   как представители этносов (наций) и  по  поводу  решения  национально-этнических проблем – разного рода социальные группы и слои населения.

    Разумеется,  среди   этносов  как   субъектов   национальных   отношений существуют более или менее  развитые  с  точки  зрения  достигнутого  уровня развития экономики, государственности, культуры. Это не может  не  сказаться на характере их взаимоотношений.  Данное  обстоятельство  породило  проблему социальной  справедливости  в  национальных  отношениях,  в  том   числе   в отношениях между большими и малыми народами, а также  между  более  и  менее развитыми из них.

    Проблема социальной  справедливости возникает  в   отношениях  между  так называемыми коренными и некоренными нациями (народами).

    К коренным обычно  относят нации, которые компактно  проживают на тех или иных территориях и  дали  имя  существующему  государственному  образованию.

Исходя  из  этого,  к  коренным  нациям  относятся,  например,  украинцы  на Украине, армяне в Армении, татары в Татарстане и т.д.

    К некоренным  нациям  относятся  так  называемые  национальные  группы, проживающие на территориях  коренных  наций,  например,  те  же  украинцы  в Литве, армяне в России, русские в Эстонии и т.д.  Отсюда  возникла  проблема национальных меньшинств, осуществления их  прав  и  свобод  в  условиях  тех национальных государственных образований, в которых они проживают.

 

                    Содержание межнациональных отношений

 

    Межнациональные   отношения  могут  проявляться   в  виде  экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других  отношений  между нациями. Каждое из этих  проявлений  межнациональных  отношений  имеет  свое специфическое содержание. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

    Экономические  межнациональные отношения  направлены  на  удовлетворение экономических потребностей наций (народов,  этносов).  Они  формируются  как стихийно, в процесс6е развития, скажем, торговых  отношений  самостоятельных государств, а также в рамках  федеративных  государств  между  республиками, автономиями  и  т.д.  объективной  основой   межнациональных   экономических отношений  являются  сложившееся   общественное   разделение   труда   межд уразличными  национальными образованиями,  хозяйственно-экономические связи между ними.

    Политические межнациональные  отношения в многонациональном   государстве касаются,  прежде  всего,  участия  всех  народов  (наций)  в  осуществлении политической власти и решении на государственном  уровне  важнейших  проблем их жизни. В  данном  случае  встает  вопрос  о  государственном  устройстве: является ли данное государство унитарным, в  котором  отсутствуют  механизмы представительства  и  реализации   на   государственном   уровне   интересов отдельных наций, или же оно представляет собой федерацию,  в  которой  такие механизмы имеются.

    Политические  межнациональные  отношения   направлены,  кроме  того,  на осуществление гражданских прав  и  свобод  представителей  различных  наций. Наконец, свою роль играют  национальные  политические  отношения  на  уровне межгосударственных  отношений  народов.  Речь  идет  об   отношениях   между народами,  имеющими   свою   национальную   государственность,   обладающими государственной независимостью и суверенитетом. В этом случае  их  отношения касаются практической реализации национальной независимости и  суверенитета, а также  их  экономического, политического  и  культурного  сотрудничества, нахождения путей и способов оптимального решения данных вопросов.

    Важнейшую роль  в жизни и развитии каждой  нации  играют  межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на  взаимное  обогащение народов в области духовной  культуры  и  в  то  же  время  на  сохранение  и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены  в  области народного  и   профессионального   искусства,   в   том   числе   песенного, танцевального, музыкального, прикладного, а также сотрудничество  в  области литературы, современного монументального искусства, живописи, архитектуры  и т.п.

    Национальная духовная  культура, будучи, как  правило,  весьма  сложным, богатым и  многоплановым  явлением,  развивается  в  контексте  имеющихся  в данном обществе экономических,  политических,  нравственных,  религиозных  и других общественных отношений, испытывает на себе их  влияние  и  в  немалой степени  зависит  от  них.  Вместе  с   тем   она   развивается   в   тесном взаимодействии национальных культур  многих  народов,  в  процессе  которого складывается мировая духовная культура.

    Можно указать  на межнациональные экологические  отношения,  возникающие, в частности, в связи с охраной природы на территориях, где издавна живут  те или иные  народы.  И  не  только  охраны,  но  и  воспроизводства  природных ресурсов, в  том  числе  земельных,  лесных,  водных  и  др.  Цивилизованное решение данных проблем  все более становится  важнейшим  условием  выживания больших  и  малых  народов   (этносов).   Они   должны   решаться   как   на государственном, так и на  общественном  уровне  общественного  и  семейного воспитания каждого человека, формирования у него  современной  экологической культуры, привития любви  к  природе,  бережного  к  ней  отношения.  И  уж, конечно же, необходимо самое тесное и активное сотрудничество  всех  народов в области решения обострившегося в  современную  эпоху  проблем  экологии  с учетом национальных интересов каждого из них.

    Надо сказать,  что межнациональные отношения  возникают и  осуществляются не только на уровне целых народов (этносов, наций), но  и  на  межличностном уровне  в  процессе  повседневного  общения  людей  разных  национальностей. Межличностные отношения нередко обладают богатым  духовным  содержанием,  но во всех случаях это есть отношения весьма деликатного свойства.  Чрезвычайно важно  учитывать  моральную  и  психологическую  стороны   этих   отношений. Национальные чувства людей, как  правило,  весьма  утончены  и  легкоранимы. Здесь особенно важно проявлять такт и деликатность, уважение друг  к  другу. Этому в немалой степени способствует расширение знаний относительно  нравов, обычаев, традиций и в целом духовной  культуры  других  народов,  воспитание терпимости  и  уважения  к  представителям   иных   национальностей.   Ярким подтверждением тяготения друг к другу представителей разных  народов  служат межнациональные браки. Было бы противоестественным запрещать  их,  как  того

Информация о работе Этносоциология