Этносоциология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

Этносоциология является одним из разделов социологической науки, изучающим межэтнические отношения. Раскрывая вопросы темы, Вы должны дать понятие этнической группы, ее основных признаков, показать соотношение национального самосознания и общечеловеческих ценностей, а также различие между стремлением к национальному возрождению и национализмом. Особое внимание должно быть уделено опыту Казахстана в решении межнациональных проблем.

Файлы: 1 файл

социология 19 вар..docx

— 62.14 Кб (Скачать файл)

ТЕМА XIX. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ.

 

План.

Этносоциология как раздел социологической науки.

Актуальные проблемы совершенствования  межэтнических отношений.

 

Этносоциология является одним из разделов социологической науки, изучающим межэтнические отношения. Раскрывая вопросы темы, Вы должны дать понятие этнической группы, ее основных признаков, показать соотношение национального самосознания и общечеловеческих ценностей, а также различие между стремлением к национальному возрождению и национализмом. Особое внимание должно быть уделено опыту Казахстана в решении межнациональных проблем.

 

Дополнительная литература

Социология: наука об обществе: Учебное пособие под ред. В.П.Андрущенко, Н.Н. Горлача. Харьков, 1996.

Иванов В.Н. Межнациональные  конфликты: социо-психологический аспект. // Социологические  исследования., 1992, № 4

 

 

Этносоциология (этническая социология) — дисциплина, изучающая социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

 

Этническая социология —  часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т. д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды[1].

 

Основные темы, разрабатываемые  этносоциологами:

влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения;

использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с  учетом их этнической принадлежности;

социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений;

межэтнические конфликты;

национальные особенности  ценностных ориентаций, стереотипов  поведения, культурных интересов и  потребностей в социальных группах;

этноязыковые процессы, в  том числе билингвизм

Этнос – в широком смысле народность или нация – сочетает в себе и биологические и социальные свойства.

 

Этнос (от греч. ethnos – племя, народ) – собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию.

 

Этносу предшествовала другая генетическая цепочка: семья, род, клан.

 

Возник в эпоху верхнего палеолита (последние 100 тыс. лет)

 

К этносам причисляют только племена, народности и нации –  общности, которые имеют свою территорию, название, язык, культуру, психологию.

 

Этносы, в отличие от государств, не распадаются, они сами перемещаются по территории планеты.

 

 

 

Признаки этноса:

 

- устойчивая государственность;

 

- общность экономической  жизни;

 

- развитая социальная  структура. 

 

По мере того как этнос  проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нем убывают биологические  черты и нарастают социально-политические.

Племя 

исторически первая ступенька  формирования этноса. Оно включало значительнее число родов и кланов, которые обладали собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), церемониями. Их численность доходила до десятка тысяч человек.

 

Этот тип этнической организации  свойственен родовому строю. В племенном  самосознании особо важную роль играет представление об общности происхождения  от какой-либо реальной или мифической личности, а иногда от животного  или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм.

 

В эпоху распада родового строя и формирования классового общества племена объединяются в  союзы, на основе которых возникает  новый исторический тип этноса.

 

 

 

Нации 

высший исторический тип  этноса. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности  и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой  степени политической организации  внутренний рынок и единый хозяйственный  уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем  народность, и насчитывают десятки  и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психологический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

 

Большинство наций консолидируются  на основе одноименных народностей, в то же время включая в свою орбиту близкородственные народности.

 

Нации как наиболее развитые этнические образования возникли

 

на индустриальной стадии развития общества

 

Народность 

этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху  рабовладения и феодализма, представляют собой языковую, территориальную, экономическую  и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

 

Государство объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими  группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные  племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.

 

Древнерусская народность сформировалась во второй половине 1 тысячелетия н. э. из близкородственных восточнославянских племен. Однако уже на раннем этапе  в нее были вовлечены также  неславянские этносы: финно-угорские, балтские, тюркские.

 

Народности – достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются  на более мелкие части, из которых  постепенно формируются новые этносы.

 

Возникает  на стадии формирования государства

 

Какой признак присущ нации  как этнической общности? национальное самосознание

 

 

 

Этнос   

Большая группа людей, обладающая общностью культуры, языка,

сознанием нерасторжимости  исторической судьбы

 

Этническая  социология

 

 

 

1. Введение

2. Этническая  общность. Этнос. Народ. Нация.

3. Национально-этнические  отношения

4. Национальный  вопрос в современных условиях

 

 

 

                                  Введение

 

 

    Этническая  социология  изучает  весьма  сложную   сферу   национально-этнических  отношений. Эти отношения касаются  практически всех  сторон  жизниразличных  этнических  общностей.  К  тому  же  они  нередко  бывают  весьмазапутанными и противоречивыми.  В  них  выражаются  природные   и  социально-психологические   качества  этнических  общностей,  или  этносов.   Попробуемразобраться  в  сути  этих  явлений   и  отражающих  их  понятий,  а  также  всодержании национально-этнических  отношений  и  исторических  тенденциях  ихразвития, в содержании  так называемого национального  вопроса и  его  решениив  современных условиях.

 

 

                  Этническая общность. Этнос. Народ.  Нация

 

 

 

                             Этническая общность

 

 

    Этническая общность  – это группа людей,  которые   связаны  между  собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

    В процессе долгой  совместной жизнедеятельности людей   в  рамках  каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки,  отличающие  одну  группу от другой. К числу  таких  признаков  относятся  язык,  особенности  бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или  этноса (в различных языках  и в научной литературе  термины "народ"  и "этнос"

употребляются как  синонимы).  Эти  признаки  воспроизводятся  в  этническом самосознании народа, в котором он осознает свое  единство,  прежде  всего  – общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

    В то же время  он отличает себя от других  народов,  которым  свойственны свое происхождение, свой  язык  и  своя  культура.  Этническое  самосознание народа рано или поздно проявляется  во  всем  его  самосознании,  в  котором фиксируется его происхождение, унаследованные традиции, понимание им  своего места среди других народов.

 

                          Типы этнических общностей

 

    К наиболее древним  этническим  общностям  относятся   племена,  жизнь  и деятельность которых были основаны на родовых и  социальных  связях.  Каждое племя обладало признаками этнической общности: они  отличались  между  собой своим происхождением,   языком,   сложившимися   обычаями   и   традициями, материальной  и  духовной  культурой  –  от  примитивной   до   относительно высокоразвитой.   У   каждого   племени   формировалось   свое    этническое самосознание. Оно  обладало  этнонимом  (названием).  Племена  –  это  форма организации первобытнообщинного  строя,  который  в  различные  исторические эпохи существовала разных континентах земли. Существуют они  и  в  настоящее время  в  некоторых  частях  азиатского,  американского,   африканского   и австралийского континентов.

    С  разложением   первобытнообщинного  строя   распадались  и  племена.  С переходом к цивилизации, при которой на первый  план  вышли  не  родовые,  а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу  этнической общности,  -  народу.  Все  народы  как  этнические   общности   на   стадии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего  Рима,  Египта,  Индии или Китая, а в более поздние периоды – народы Франции, Германии или  России) всегда отличались и отличаются поныне своими  особыми  социально-этническими признаками.  В  том  числе  особенностями   своего   происхождения,   языка, культуры, этнического самосознания и т.д.

    В отличие от  племен народы достигали в   эпоху  цивилизации  несравненно большей социально-этнической консолидации и  более  высокого  (на  несколько порядков,  как   фиксируют   этнографы,   историки,   лингвисты   и   другие специалисты)  развития  своего  языка,  материальной  и  духовной  культуры. Именно  в  это  время  начали  складываться  национальные  характеры  многих народов,  что  нашло  свое  выражение   в   их   национальном   сознании   и самосознании. Другими словами,  племена  сменились  формирующимися  древними народами – нациями, достигшими своего расцвета  в  последующие  исторические эпохи.

    Формирование наций,  начинавшееся  с  разложения  родоплеменного  строя, завершилось с развитием машинного производства и  капиталистического  рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в  единый  экономический организм. Интенсификация  экономического  общения  неизбежно  активизировала политическое и культурное общение людей, что  вело  к  консолидации  их  как наций, расцвету культуры и национального характера.

    Такой подход  несколько расходится с тем  подходом  к  проблеме  развития исторических общностей людей, согласно которому  первобытнообщинные  племена развивались в народности, а последние –  в  нации.  При  этом  народности  и нации наделялись по сути одними и теми же признаками,  а  различались  между собой по степени развития данных признаков, подчеркивалось, что со  временем народности становятся нациями.

    Подобны, как  выяснилось, во многом искусственный  критерий разграничения наций  и  народностей  не  получил  сколько-нибудь  доказательного  научного обоснования.  Остается  неясным,  какую  этническую   общность,   будь   то, например,  киргизы,  чеченцы,  якуты,  можно  считать  нацией,  а  какую   – народностью и как определить момент перерастания народности в нацию.

    Один   из    известных    отечественных    этнографов    М.В.    Крюков небезосновательно  утверждает,  что,  например,  Ленин  употреблял   термины "нация", "национальность", "народность", "народ" в качестве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено Сталиным  в  1921  г.  В тезисах "Об очередных задачах партии  в  национальном  вопросе".  По  мнению Крюкова, это было "теоретически несостоятельным и практически вредным",  ибо искусственно порождало новые межэтнические противоречия,  связанные  с  тем, что не все этнические общности считали справедливым  произвольное  отнесение одних из них к нациям, а  других  –  к  народностям.  Как  и  многие  другие этнографы,  Крюков  еще несколько   лет   назад   предлагал   вернуться   к употреблению словосочетания "народы Советского  Союза",  подобно  тому,  какэто обозначено в известной "Декларации прав народов России". В том и другом случаях термин "народы" заменяет термины "нации"  и  "народности",  различие между которыми чисто условное.

 

                                    Нация

 

    В отечественной   и  зарубежной  литературе  можно  встретить  множество суждений о нациях как  этнических  общностях,  сформировавшихся  задолго  до капитализма. Так, французский ученый  Ж.Э.  Ренан  (1823-1892)  считал,  что нации существовали еще в начале Средних  веков,  "начиная  с  конца  Римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого…"

    Что  же  такое   нация?  Отвечая  на  этот  вопрос,  Ренан   справедливо

 утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает  "народство по крови", а нации могут складываться в процессе совместной жизни и "перемешивания" представителей разных рас. "Самые большие страны  – Англия, Франция, Италия – это те,  в  которых  кровь  наиболее  перемешана".  Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран.  Поистине  нет  нации, все представители которой относились бы только к одной расе.

    В нациях сочетаются  природные и социальные свойства. Во всяком  случае, нации нельзя сводить исключительно к  природным  явлениям,  как  это  делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из  существенных  признаков нации является общность ее происхождения от каких-то предков, то  и  в  этом случае следует иметь  в  виду,  что  нация  отнюдь  не  сводится  к  данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк  К. Каутский  (1854-1938)  и  другие  исследователи  называют  общность   языка, территории, экономической жизни, которая по утверждению К. Каутского,  стала складываться  еще  в  XIV  в.,  т.е.  в  Средние  века,  и  завершилась  при капитализме.

Информация о работе Этносоциология