Этнополитический конфликт современного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:56, реферат

Описание работы

К этнополитическим конфликтам относят любые конфликты, в которых противостояние проходит по линии этнической общности. Это – организованные политические действия и стихийные массовые беспорядки, сепаратистские выступления и гражданские войны. Этнополитические отношения сами по себе конфликты. Если же в процессе их регуляции допускаются политические ошибки, то они становятся неуправляемыми, кровавыми и разрушительными. Особую остроту в современном мире получили этнические конфликты. Хотя они детерминированы целым комплексом экономических, социальных, религиозных и культурных проблем, они имеют тенденцию к перерастанию в политические конфликты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...стр.3
1. Общая характеристика и определение конфликтов………………...стр.5
1.2. Структура конфликта…………………………………………………...................стр.5
1.3. Подходы к урегулированию этнических конфликтов………………стр.6
2. Средства воздействия третьей стороны на конфликт……………...стр.8
2.1. Наиболее значимые этнополитические конфликты XX и XXI в….стр.8
2.2. Пути урегулирования этнополитических конфликтов…………….стр.9
2.3. Заключение и список источников………….…….......................................стр.12

Файлы: 1 файл

referat_Baybolov_Daniar.docx

— 735.00 Кб (Скачать файл)

Обычно исследователи  предлагают три основных пути урегулирования этнополитических проблем:

  • консоциация — т. е. инкорпорация этнических групп, и прежде всего их элит, в политическую и административную структуру государства;
  • синкретизм — культурное представительство этнического разнообразия (предоставление права на «национально-культурную автономию») при фактической деполитизации этничности;
  • федерализация — децентрализация и разделение власти по вертикали, предполагающие передачу части властных полномочий региональным (т.е. территориальным), а фактически — этническим общностям.

Однако для того чтобы  добиться успеха в урегулировании этнополитических конфликтов, «этничность должна быть максимально деполитизирована, подчинена приоритету прав человека и свободы личности. Национализм не должен переходить в этнонационализм, а должен базироваться на общегражданской солидарности и патриотизме. В системе политических отношений этнический фактор не должен играть большой роли и в идеале вообще может быть исключен из политической сферы как самостоятельный и самоценный при обязательном возрастании его роли в культуре. Поскольку же эта цель практически нигде не достигнута, недопущение открытых этнополитических конфликтов, превентивные меры по их урегулированию — гораздо более эффективная стратегия, чем попытки, чаще всего безуспешные, формирования конструктивного взаимодействия сторон в рамках уже открытой фазы этнополитического конфликта. Для большинства мультиэтничных стран мира практическая реализация этих принципов — дело более или менее отдаленного будущего.

Урегулирование этнополитических проблем представляется также возможным  эволюционными методами. Политический путь предполагает снижение доверия к националистическим элитам со стороны их избирателей. Массовое сопротивление разорению страны и страданиям способны породить общее осознание того, что нынешний конфликт, война и репрессии создадут историческое оправдание для эскалации конфликта и превращения его в перманентный.

Другой эволюционный путь может заключаться в успешном проведении экономических реформ. Выгоды, которые получат в результате проведения экономических реформ немногие, и относительные потери и утрата уверенности в завтрашнем дне, которые падут на долю большинства, могут способствовать изменению структуры конфликта, поскольку при таком повороте событий объединение, строящееся по профессиональным и классовым признакам, станет более насущно необходимым и актуальным, чем объединение, основанное на этнических различиях. В конечном итоге эти разнообразные линии общественных расколов начнут пересекаться, тем самым нейтрализуя друг друга. В итоге этнические споры будут постепенно уступать спорам материальным, а именно проблемам прав и распределения.

Кроме политического и  экономического путей стабилизации этнополитического процесса может  быть использован путь культурной модернизации. Он заключается в изменении такого положения дел, когда принадлежность человека к определенной этнической группе составляет сущность его идентичности, чтобы перейти к ситуации многообразия идентичностей - в ней и сам человек и другие люди, с которыми он связан, в зависимости от конкретных условий считают особо значимыми либо его свойства и качества как человеческого существа, либо его идентичность как члена национальной, профессиональной, этнической или религиозной общности.

 К числу мер, ведущих к разрешению этнических противоречий, можно отнести:

  • передачу существенной доли власти этнорегиональным территориям;
  • принятие избирательных законов, стимулирующих межэтнические переговоры;
  • создание условий для роста благосостояния экономически неблагополучных меньшинств.

 Когда этнические группы  требуют определенной доли должностей в государстве (и определенной доли государственных средств) в соответствии с долей в населении, этнополитика переходит в долевой национализм, который претендует не на территориальное господство, а на господство в первую очередь над подвижными общественными финансовыми средствами.

Несомненно, консолидированные демократии имеют относительно больший успех в предотвращении и урегулировании этнополитических конфликтов, однако даже они не обладают иммунитетом против этнического насилия, и политика идентичностей не всегда легко нивелируется даже в плюралистических демократических обществах.

 

 

 

 

Заключение:

Конфликт может быть разрешен на разных стадиях. В одних случаях  его развитие можно приостановить  на ранних стадиях, когда потери сторон незначительны. В иных случаях конфликт разрешается уже тогда, когда  причинен непоправимый ущерб (гибель людей, разрушение жилья, уничтожение имущества  и т.п.). Довольно распространен второй вариант разрешения конфликтов —  вмешательство тех или иных миротворческих сил, которые могут воздействовать на конфликтную ситуацию, на обстоятельства, поддерживающие конфликт, на его участников. Одно из важнейших правил успешного  урегулирования конфликта — не противопоставление «правой» и «неправой» сторон, даже если они в действительности могут  быть обозначены таким образом, а  поиски решения, отвечающего интересам  обеих сторон.

 

      Список источников:

  • http://ru.wikipedia.org
  • Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. СПб.: Питер, 2004. С. 235-242.
  • Ачкасов В.А. Этнополитология: Учебник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С.180-221.
  • http://bibliofond.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Этнополитический конфликт современного мира