Этнополитические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Под этнополитическими конфликтами понимаются столкновения этнических групп (или, по крайней мере, одна из сторон конфликта является таковой или действует от ее имени) по поводу политических ресурсов (власти, политических прав, более высокого административно-политического статуса, территории и т.д.). Фактически эти конфликты угрожают не только стабильности, но и целостности государства, ибо они затрагивают его основы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Глава Понятие и сущность этнополитических конфликтов

1.1. Определение этнополитического конфликта……………………………….5
1.2. Причины этноконфликтов…………………………………………………...7

2 Глава Особенности этнополитических конфликтов в современной России

2.1. Причины этнополитических конфликтов в России………………………10
2.2.Стратегия разрешения межнациональных конфликтов в Северо-Кавказском регионе……………………………………………………………...13
3 Глава Последствия этнических конфликтов на территории РФ……………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………....18

Файлы: 1 файл

ккр.docx

— 50.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Стратегия разрешения  межнациональных конфликтов в  Северо-Кавказском регионе.

Для разрешения межнациональных  конфликтов в Северо-Кавказском регионе нужно предпринять меры, способствующие стабилизации обстановки на Кавказе, а именно: 
 
1) в экономической области: оказание адресной финансовой помощи конкретным категориям населения республики; развитие перспективных отраслей производства; создание новых рабочих мест; 
 
2) в сфере укрепления безопасности и правопорядка: обеспечение действенной защиты населения Чечни и граничащих с ней дагестанских, ставропольских, ингушских сел от бандитских нападений; усиление мер по предотвращению проникновения в Чечню, Дагестан, Ингушетию и Ставрополье боевиков и оружия; 
 
3) в этнополитической сфере: обеспечение реализации государственной национальной политики на Северном Кавказе; подписание договоров, в том числе об урегулировании отношений и сотрудничестве между Северной Осетией и Ингушетией и др.; формирование системы коллективного рассмотрения северокавказских этнополитических проблем и выработка рекомендаций органам власти; 
 
4) в сфере межгосударственных отношений: создание государственной системы мониторинга этнополитической ситуации в регионе для выполнения функции прогнозирования и раннего предупреждения возможных конфликтов; 
 
5) в духовной сфере: активная пропаганда идеи духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия с учетом традиций и обычаев кавказских народов; направление усилий на сохранение и развитие самобытных культурных традиций северокавказских и других российских народов, проживающих в регионе; оказание всемерного содействия в реализации прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью, на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения, в том числе и путем создания национально-культурных автономий как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности; 
6) необходимо развязать «чеченский узел»: нейтрализовать его вооруженный этап, маневрируя различными рычагами воздействия на общество и руководство, и реализовать мероприятия по стабилизации жизни в республике, что предполагает: выделение средств Чечне для поддержки социально значимых сфер, но при оговариваемых федеральным центром условиях использования и контроля средств; совместную разработку и реализацию программ восстановления и развития Чеченской Республики; 
 
7) не допустить нарастания напряженности в относительно благополучном западном секторе Кавказского региона (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея); 
 
8) обеспечить свободное расселение и проживание граждан любой национальности на любой территории; 
 
9) активизировать работу с политическими элитами, общественностью в Центре и регионах, с религиозными деятелями основных конфессий для консолидации усилий перед угрозой экспансии религиозного экстремизма, отвергающего идеи межнационального и межконфессионального сотрудничества, строительства в России гражданского общества. 
 
Вывод: Обобщая опыт России по сохранению этнополитической стабильности, можно с уверенностью утверждать, что для реализации данной цели применялись такие инструменты, как специализация и адаптация системы государственного управления к особенностям национальных окраин, предоставление некоторым из них политической и территориальной автономии, интеграции этнических элит в общероссийскую политическую элиту, силовое подавление вооруженного национального и этнического сепаратизма, отказ от вмешательства в культурную и религиозную жизнь, от притеснений иноэтнического иноконфессионального населения. Снижению уровня конфликтности среди народов немало способствовала и общая толерантность межэтнических отношений.11 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Последствия  этнических конфликтов на территории  РФ 
 
Разнообразные последствия конфликтов можно условно разделить на внешние и внутренние, т.е. в соответствии с их территориальной локализацией. 
 
Внешние привели к своеобразному переносу на территорию России последствий столкновений, распространенных во всем мире, и особенно на территории бывшего СССР. Здесь исследователи Центра демографии и экологии человека (Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН) зафиксировали влияние пяти войн, которые, по сути дела, велись на чисто этнической основе (карабахская, грузино-абхазская, таджикская, грузино-югорсетинская, приднестровская), На территории России к этническим следует отнести чеченский и осетино-ингушский конфликты. Их условно отнесем к внутренним. 
 
Кроме вооруженных, имеющих признаки межгосударственных, также фиксируются чисто этнические столкновения, где также применяется физическое насилие, сопровождающееся взрывами, погромами, драками, поджогами домов, угоном скота, похищениями. 
 
Именно поэтому в качестве первого негативного последствия надо выделить людские потери. Эксперты считают, что число погибших и пропавших без вести на территории бывшего Союза может составить до одного миллиона человек. Разумеется, отсутствие надежных источников информации приводит, как правило, к преувеличениям. Так, чеченская сторона определила потери российской армии за 1994-1996 гг. в 100 тыс. человек. Некоторые российские политики (Д. Рагозин, Г. Явлинский) также склоняются к подобной оценке, включая в нее и потери чеченцев.  
 
Другими более отдаленными, но не менее тяжелыми потерями являются участившиеся случаи отказа семей от рождения детей, особенно в зонах конфликта и на территории, куда переместились эти семьи, падение качества жизни. 
 
Масштабным последствием межэтнических конфликтов является неизбежная в таких случаях миграция населения из опасных регионов. Следует заметить, что Россия стала основной страной, принимающей мигрантов. Причем пики массового приезда совпадают с наиболее острыми этническими столкновениями. Обычное появление беженцев-неславян из зон межнациональных конфликтов ассоциируется с повышением уровня криминогенности в регионе, экспортом оружия и т.д. 
 
Миграция в свою очередь порождает негативные тенденции в развитии межнациональных отношений, связанных с тем, что этнические общности неизбежно начинают конкурировать в областях занятости, проживания и общения. На фоне неблагополучных экономических условий, сокращения возможностей в удовлетворении элементарных потребностей мигранты одновременно сталкиваются с потерей своих прошлых статусных характеристик. В любом случае у большинства приехавших на новое место формируются по отношению к новой среде негативное, а иногда и враждебное отношение. 
 
В оценке последствий миграции существуют известные разногласия. Одни исследователи считают, что любое расширение межнационального общения может рассматриваться в любом случае как положительное явление, способствующее возникновению культур и утверждению интернационализированных образцов поведения. Другие исходят из того, что расширение межнациональных контактов лишь тогда ведет к оптимальному развитию межнациональных отношений, когда основывается на добровольности и не сопровождается возникновением социально-конкурсных ситуаций. 
 
Вывод: Главными последствиями этнических конфликтов в современной России являются людские потери и миграция населения из зон повышенной конфликтности, а также малая рождаемость и неравенство людей в обладании, распоряжении и потреблении материальных ресурсов.12 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
В современных условиях, безусловно, особое место принадлежит этнополитическим конфликтам. Множество причин может порождать этнополитический конфликт. Есть причины общецивилизационного характера, порожденные объективным развитием человечества. Среди таких причин политологи отмечают неравномерное протекание модернизации (социальной структуры, экономики, национально-государственного устройства), в результате которой в многонациональных государствах возникают конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан, с другой. Есть отдельный пласт причин, порождающий этнополитические конфликты, который коренится в истории этносов и их взаимодействии, сформировавшемся складе ума, национальном сознании, психологии, традициях, передающихся из поколения в поколение. 
 
Этнополитические конфликты могут быть спровоцированы внезапным исчезновением сдерживающих факторов внешней среды, что может произойти из-за быстрого ослабления высшей политической власти. Так и случилось в нашей стране. На территории СССР возникла целая серия этнополитических конфликтов. Среди этих конфликтов наиболее заметны были следующие: территориальные конфликты, связанные с воссоединением раздробленных этносов (Южная Осетия); конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов (между осетинами и ингушами); конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме независимого государственного образования (Абхазия, Чечня). 
 
Межэтнические конфликты нельзя предотвратить никаким всеобщим договором о мире и согласии, потому что договариваться будут государства существующие, а конфликты порождать государства, которые только хотят возникнуть. Вспышки этнополитической активности обходят стороной наиболее развитые, благополучные страны. По нашему мнению, чем богаче и культурнее страна, тем меньше в ней поводов для межэтнических столкновений.  
Рано или поздно в России должно установиться этнополитическое равновесие, когда все этнические общности, действительно способные сегодня к созданию самостоятельного государства, таковое обретут. Но пока такие рассуждения мало утешают. Когда еще это равновесие установится, а убивают-то сейчас. На это конфликтологии остается повторять свое «золотое правило»: избежать конфликтов нельзя, надо научиться с ними жить и минимизировать издержки. А для этого, в первую очередь, надо научиться понимать природу и специфику всех конфликтов вообще, а этнополитических особенно. 

Список литературы

 

1. Авксентьев В.А. История этнических конфликтов // СОЦИС. 1996. № 12. — С. 45.

 

2. Генезис конфликтов в Закавказье и роль России. // Мировая экономика и международные отношения. № 10. 2002. - С. 94.

 

3. Султыгов А.А. Урегулирование этнополитических конфликтов в России: исторический опыт и современность. // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. № 3. 2011. 
 
4. А. Лопарев, И. Яценко Этнополитические процессы в России и проблема глобальной диаспоризации мира // Власть. №3.  2011

 

5. Новицкий И. Я. Управление этнополитикой Северного Кавказа — Краснодар, 2011. — 270 с

 

6. Цыбульская М.В. Конфликтология: учебно-практическое пособие - М. : Изд. центр ЕАОИ, 2009.

7. http://kea-nauka.narod.ru/text/25-Mono2.html

 

8.http://www.isras.ru/abstract_bank/1210403956.pdf 

 

1 URL http://www.isras.ru/abstract_bank/1210403956.pdf

2 Султыгов А.А. Урегулирование этнополитических конфликтов в России: исторический опыт и современность. // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. № 3. 2011.

3 Новицкий И. Я. Управление этнополитикой Северного Кавказа — Краснодар, 2011. — 270 с

4 А. Лопарев, И. Яценко Этнополитические процессы в России и проблема глобальной диаспоризации мира // Власть. №3.  2011

5 Авксентьев В.А. История этнических конфликтов // СОЦИС. 1996. № 12. — С. 45.

6 Цыбульская М.В. Конфликтология: учебно-практическое пособие - М. : Изд. центр ЕАОИ, 2009.

7 URL http://kea-nauka.narod.ru/text/25-Mono2.html

8 Цыбульская М.В. Конфликтология: учебно-практическое пособие - М. : Изд. центр ЕАОИ, 2009.

9 А. Лопарев, И. Яценко Этнополитические процессы в России и проблема глобальной диаспоризации мира // Власть. №3.  2011

10 Генезис конфликтов в Закавказье и роль России. // Мировая экономика и международные отношения. № 10. 2002. - С. 94.

11 Новицкий И. Я. Управление этнополитикой Северного Кавказа — Краснодар, 2011. — 270 с

12 Султыгов А.А. Урегулирование этнополитических конфликтов в России: исторический опыт и современность. // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. № 3. 2011.

 


Информация о работе Этнополитические конфликты